Образовательная программа как условие удовлетворения образовательных потребностей учащихся старших классов

Разделы: Администрирование школы


В настоящее время в России идет процесс становления новой системы образования, ориентированный на вхождение страны в мировое образовательное пространство. Он сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, права, отношения, поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

В современной общественно-экономической и социокультурной ситуации особая роль среди педагогических систем общего образования принадлежит образовательной школе, обеспечивающей процесс обучения, воспитания и развития детей и подростков в возрасте от 6,5 до 17 лет.

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. В условиях кардинальных реформ, происходящих в обществе, образование решает задачи становления и развития личности, формирования ценностных ориентаций, гражданско-патриотического воспитания, сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья личности. Таким образом, образование тем самым превращается в действенный фактор развития общества.

Деятельность школы, ее характер и общие направления развития определяются Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном учреждении, другими нормативными актами. В этих документах заложены основные принципы построения системы образования, определены стратегические цели ее развития, определена государственная политика по обновлению содержания образования.

Опубликован для обсуждения проект «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования». В нем описываются образовательные стандарты второго поколения, отражающие изменения в обществе и современные требования общества к образованию.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года особое внимание обращено на развитие системы образования в предстоящий период.

В основу развития системы образования предлагается положить открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержку лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений.

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Для реализации этой цели требуется решить следующие задачи: обеспечить инновационный характер базового образования, компетентностный подход в обучении, развивать вариативность образовательных программ, сформировать механизмы оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей.

Одним из критериев высокого качества российского образования должно стать повышение его конкурентоспособности.

Государство определяет в качестве высшей цели образования – становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с себе подобными, государством на основе общепринятых гуманистических ценностных ориентаций.

Школа охватывает наибольшее количество детей и подростков, является единственной системой, где дети и подростки находятся в течение продолжительного периода времени. Время обучения и пребывания в образовательном учреждении совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда наиболее интенсивно идет формирование ценностных ориентаций личности ребенка, когда происходит становление гражданской позиции.

Важной целью российского образования на современном этапе его развития становится обеспечение качества образования, так как качество образования есть качество результатов образовательного процесса, качество образовательного процесса, качество условий его протекания, что отражено в концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В Законе РФ “Об образовании” отмечается, что разработка такого документа, как образовательная программа школы, обязательна. Однако определение этого понятия в Законе РФ «Об образовании» отсутствует. Рассмотрим понятие «образовательная программа».

В переводе с греческого слово «программа» означает «краткое изложение того, что должно быть выполнено». В современной научно - педагогической литературе представлены разные варианты истолкования указанного понятия. Если обратиться к Закону РФ «Об образовании», то в преамбуле его дается определение образования как целенаправленного процесса воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Интегрировав понятия «образование» и «образовательная программа», М. Н. Арцев представляет следующее определение образовательной программы: «Образовательную программу в самом общем виде можно определить как изложение целей и принципов воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства» [5]. Более конкретное определение образовательной программы дает О.Е.Лебедев, который утверждает, что образовательная программа школы – это программа совместной деятельности школьной администрации, учителей, учащихся, их родителей по достижению общих целей [11]. О.Е. Лебедев подчеркивает, что «образовательная программа школы – это программа достижения целей образования в условиях данной школы» [15].

В.В. Егорова, рассматривая понятие образовательной программы, обращает внимание на ее нормативный аспект: «образовательная программа представляет собой документ, который определяет только содержание образования в конкретном учреждении и технологию реализации этого содержания [10]. И.С. Якиманская образовательную программу трактует вариативно: образовательная программа - это и описание системы мероприятий, осуществляемых школой для достижения поставленных целей, образовательная программа – это и базисный учебный план, определяющий содержание, направленность (профиль) образовательного учреждения, а также образовательная программа – это основа индивидуализации обучения (воспитания) учащихся» [24].

Очевидно, что трактовка данного понятия очень широка. В связи с этим, разработка содержания, описание принципов построения, технология реализации образовательной программы теоретически важны и практически значимы. В понятии образовательной программы выделяются следующие содержательные блоки. Во-первых, образовательную программу рассматривают как программу (систему мероприятий) целенаправленной совместной деятельности педагога и ребенка по достижению запланированных целей образования. Во-вторых, образовательная программа понимается как документ, определяющий содержание этой деятельности. В- третьих, образовательная программа представляет собой своеобразный учебный план определенной направленности (индивидуализированный, например).

Коллектив нашей школы рассматривает образовательную программу как инструмент управления качеством образования, а цели образовательной программы в этом случае становятся гарантом получения качественного образования.

Одной из особенностей образовательных программ является их классификация. Во-первых, классификация образовательных программ может осуществляться по срокам исполнения. Существуют краткосрочные образовательные программы, рассчитанные на один учебный год, среднесрочные образовательные программы со сроком реализации от трех до пяти лет, также разрабатываются долгосрочные образовательные программы с периодом действия от пяти до десяти лет.

Во- вторых, основой классификации образовательных программ являются сведения о том, для какого типа образовательного учреждения разрабатывается образовательная программа. В соответствии с этим принципом можно разделить образовательные программы на образовательные программы учреждений дошкольного образования, образовательные программы общеобразовательных школ, образовательные программы гимназий, образовательные программы лицеев и образовательные программы других учебных заведений.

В-третьих, способом классификации образовательных программ является разделение образовательных программ на группы в соответствии с широтой отображения задач. В этом случае образовательная программа может быть нормативным документом, отражающим содержание текущей деятельности педагогического коллектива, также образовательная программа может быть позиционирована как документ, отражающий необходимость обновления образовательного учреждения. Существует группа образовательных программ, которые представляют собой документ, в котором совмещены оба подхода. Образовательная программа в этом случае является нормативным документом, в котором отражается содержание текущей деятельности педагогического коллектива и намечены направления, по которым будет происходить обновление образовательного учреждения.

Если рассматривать образовательную программу как документ, определяющий содержание образовательной деятельности учреждения, то нельзя обойтись без рассмотрения структуры образовательной программы. В образовательной программе должны присутствовать следующие информационные блоки: характеристика социального заказа участников образовательного процесса, описание особенностей организации учебно-воспитательного процесса данной школы, описание форм, методов, педагогических технологий, используемых педагогическим коллективом для достижения образовательных целей, описание форм текущего контроля, применяемых в учебном процессе, план действий по реализации поставленных задач.

Смысл и ценность образовательной программы учреждения в том, чтобы выразить целенаправленность образовательного процесса в учреждении, определить себя как целостную педагогическую систему.

В этой связи, в процессе разработки образовательной программы учреждения существуют определенные трудности. Для того, чтобы разработать эффективную образовательную программу, необходима реализация следующих семи этапов. Первый этап представляет собой глубокий анализ образовательной деятельности школы в текущий момент времени. На втором этапе на основании данных анализа ставится диагностическая цель, которая должна быть достижима. Третий этап состоит в том, чтобы правильно подобрать методики выявления образовательных потребностей с тем, чтобы получить верные исходные данные для работы. Все это дает основания на четвертом этапе выявить проблемы школы в образовательной сфере и предложить пути их решения. Для решения выявленных проблем на пятом этапе к разработке образовательной программы необходимо привлечь всех участников образовательного процесса. Для эффективной работы образовательной программы шестой этап предполагает разработку способов отслеживания промежуточных этапов, возможностей производить коррекцию образовательной программы. Седьмым этапом является рассмотрение способов управления реализацией образовательной программы.

Таким образом, основная сложность в процессе разработки образовательной программы состоит в том, что необходимо выполнить комплексную аналитико-обобщающую и прогностическую работу.

Коллектив нашей школы предлагает следующий подход к формированию и структуре образовательной программы. Образовательная программа делится на несколько крупных блоков, которые соотносятся с предложенной нами структурой программы. Следовательно, в образовательной программе можно выделить следующие разделы.

Первый раздел - общие сведения об учреждении. В этом разделе дается информационная справка о школе, анализ деятельности школы за последние три года, выявляются проблемы функционирования образовательного учреждения. Анализ данных позволит создать реальную образовательную программу. Второй раздел - цели, задачи, приоритетные направления. В этом разделе на основании анализа данных первого раздела формулируются цели образовательной программы. Особенно важно, с нашей точки зрения, стремиться к максимальной четкости и конкретности целей, поскольку выбранные цели определяют задачи, которые решает данная образовательная программа, и направления, по которым она реализуется. Третий раздел - содержание и организация образовательного процесса. Содержание и организация образовательного процесса различаются по ступеням обучения. Если пишется образовательная программа школы, то в этом разделе показываются содержание и организация образовательного процесса каждой ступени. В данной статье рассматривается образовательная программа старшей школы.

Кроме этого, описываются организация учебно-воспитательного процесса, формы обучения и педагогические технологии, представляется перечень материалов учебно-методической базы, а именно: программное обеспечение - программы учебных курсов, в которых определено содержание образования и способы организации его усвоения; дидактическое обеспечение – контрольно-диагностические материалы с целью оценивания качества усвоения материала учащимися (тесты, контрольные работы и т.д.), наличие альтернативных учебников; методическое обеспечение.

Как составная часть образовательной программы выступает учебный план. Его предваряет пояснительная записка, в которой раскрываются принципы и подходы к формированию учебного плана. Учебный план школы и его школьный компонент должны работать на достижение целей, сформулированных в предыдущем разделе.

Подобная структура образовательной программы убедительно доказывает, что второй и третий разделы связаны прямыми логическими связями: цели школы соотносятся с основным средством их достижения (учебным планом) и с особенностями организации образовательного процесса. Причем вторые выступают как условия достижения целей, обозначенных школой.

Четвертый раздел - управление реализацией программы, которое осуществляется через систему внутришкольного инспектирования и включает в себя мероприятия, позволяющие получить реальные данные по состоянию образовательного процесса в школе в целом.

Управление реализацией образовательной программы осуществляется через контроль за достижением учащегося уровня обученности в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, контроль за обеспечением содержания образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов, контроль за выполнением программ федерального, регионального и школьного компонента учебного плана, контроль за качеством преподавания, контроль за осуществлением взаимосвязи базового и дополнительного образования.

Внутришкольное инспектирование включает в себя проверку, оценку и сопоставление количественных и качественных результатов обученности, при этом учитываются как промежуточные, так и конечные результаты. Такой подход позволяет своевременно корректировать темпы прохождения программ, содержание образования. Результатом анализа итогов внутришкольного инспектирования будет являться корректирование образовательной программы, учебного плана.

Внутришкольное инспектирование за образовательным процессом осуществляется по традиционным направлениям. Одно из направлений - это контроль за качеством преподавания, в частности, за выполнением учебных программ. Важную часть управления реализацией образовательной программы представляет контроль за качеством обучения. Он включает в себя уровень знаний, умений и навыков учащихся, достижение государственных образовательных стандартов, навыки самостоятельного познания учащихся.

Анализ данных диагностических срезов знаний, удовлетворенности учащихся и родителей образовательным процессом в школе, мониторинг образовательной деятельности школы- все это позволяет своевременно корректировать программы обучения, воспитания и развития, осуществлять методическое сопровождение образовательного процесса.

Таким образом, можно утверждать, что:

  1. Образовательная программа – это документ, определяющий содержание образовательной деятельности учреждения.
  2. Использование образовательной программы в качестве нормативного документа позволяет сделать образовательный процесс личностно- ориентированным, выявить и усилить те его составляющие, которые в максимальной степени отвечают потребностям учащихся и родителей.
  3. Наличие образовательной программы позволяет эффективно проверить результативность образовательного процесса на предмет его соответствия заявленным целям и ценностям.

Школа должна отвечать на запросы всех социальных групп семей, учитывать реальное состояние здоровья обучающихся, индивидуализировать процесс обучения с учетом образовательных потребностей разных групп обучающихся.

Образовательная программа нашей школы формируется по нескольким направлениям деятельности. Приоритетными из них являются обеспечение непрерывности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и, в дальнейшем, среднего специального или высшего образования, создание условий для осознанного выбора профессии через организацию предпрофильного и профильного обучения, развитие системы дополнительного образования, создание условий для сохранения и укрепления физического и нравственного здоровья учащихся.

Цель образовательной программы определяет ее задачи. При разработке образовательной программы мы реализуем следующие задачи: обеспечение базового образования, соответствующего требованиям государственных образовательных стандартов, обновление содержания образования с учетом потребностей учащихся, родителей и социума, создание условий для внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Для того чтобы решение поставленных задач было эффективным, необходимо правильно определить образовательные потребности учащихся.

Мы использовали для этого методики, входящие в технологию «Скорая помощь в выборе профессии» Г.В. Резапкиной [19]. В нее входят методика «Ценностные ориентации» М. Рокича (Приложение 1), Тест интеллектуального потенциала П. Ржичана (Приложение 2), Карта интересов А. Е. Голомштока (Приложение 3), «Опросник профессиональных предпочтений» Дж. Голланда (Приложение 4).. Кроме того, проводятся анкетирование жизненного и профессионального самоопределения учащихся 9-х классов средней школы (Приложение 5).

Очень важно при этом определять степень удовлетворенности образовательным процессом его участников. Для этого используются методики А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью», анкета для родителей Е.Н. Степанова «Удовлетворенность образовательным процессом в школе» и «Методика изучения удовлетворенности родителей работой педагога».

Созданная нами образовательная программа школы, учитывающая образовательные потребности учащихся, позволяет достичь высоких результатов в обучении школьников. Результатом является высокое качество знаний выпускников, многочисленные победы на олимпиадах, различных конкурсах, спортивных состязаниях, участие в конференциях разного уровня, поступление выпускников в ВУЗы и ССУЗы по выбранному профилю. Наши выпускники успешны в дальнейшем, это – результат действующей в школе образовательной программы.

Список использованной литературы.

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. №3266-1.-М.: Ось – 89, 2008,-112с.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: федеральных государственных образовательных стандартов общего образования проект /Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова.-М.: Просвещение, 2008.- 39 с.- (Стандарты нового поколения).- ISBN 978-5-09-0190046-6.
  4. Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования/ сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.- 443 с. -ISBN 978-5-358-02308-6
  5. Арцев М. Н. Как подготовить образовательную программу школы. М. Н. Арцев //Практика административной работы в школе.-2003.-№2
  6. Бакурадзе А.Б. Разработка образовательной программы школы / А.Б. Бакурадзе. - М.: АПК и ПРО, 2004. - 36с.
  7. Горячкова С.А. и др. Программа развития образовательного учреждения: учеб.-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации.- Архангельск: АО ИППК РО, 2008.-134 с.
  8. Голланд Дж. Опросник профессиональных предпочтений// Школьный психолог: приложение к газете «1 сентября».- 2007.- №2.- С. 5-13.
  9. Голомшток А.Е. Карта интересов // Школьный психолог: приложение к газете «1 сентября».- 2006.- №14.- С. 3-15.
  10. Егорова В.В. Рекомендации по разработке образовательной программы школы/ В.В. Егорова, В.Н. Малютина, В.А. Паутов //Практика административной работы в школе. - 2003.-№3.-С. 3-9.
  11. Лебедев О. Е. Качество – ключевое слово современной школы, (серия «качество школьного образования»).- СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008-191с. ISBN 978-5-09-018104-4
  12. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
  13. Особенности разработки образовательной программы школы: Из опыта работы Натальи Александровны Давыдовой, директора МОУ СОШ №10 г. Биробиджана. Биробиджан: ОблИУУ, 2005. - 70 с.
  14. Пильдес М. Рекомендации по разработке образовательной программы школы. /М. Пильдес, А. Бакурадзе // Директор школы.- 2005. - № 7. - С. 11-20; №8. - С. 10-20; №9.-С. 27-33.
  15. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие/ под.ред. Л.А.Головей, Е.Ф. Рыбалко.- СПб.: Речь, 2005.-688 с.: ил.- ISBN- 5-9268-0046-9 (Рокич с. 524)
  16. Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки: информационно- методический сборник для руководителей образовательных учреждений.- Архангельск, АО ИППК РО, 2006.-98 с.
  17. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы: серия «Психолог в школе» /М.: Генезис, 2005.-124с.- ISBN-5-98563-012-9
  18. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии, или путеводитель выпускника.- М.: Генезис, 2005.- 140 с.- (Психология для жизни).- ISBN 5-98563-036-6
  19. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. Практическое руководство для педагогов и школьных психологов - М. Генезис, 2004.-48 с.- ISBN 5-85297-084-0
  20. Ржичан П. Тест интеллектуального потенциала// Школьный психолог: приложение к газете «1 сентября».- 2008.- №12.-С. 5-14.
  21. Рокич М. Методика «Ценностные ориентации»// Школьный психолог: приложение к газете «1 сентября».- 2008.- №11.- С.3-8.
  22. Хижняк О.С., Феденева Р.М., Рындак В.Г. Управление качеством образования как педагогическая проблема./ «Завуч» № 5,2001
  23. Шишов С.Е. Школа: мониторинг качества образования/ С.Е.Шишов, В.А. Кальней – М.: Педагогическое общество России, 2000- 320 с., приложения ISBN 5-93134-069-6
  24. Якиманская И.С. «Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе» /М.: Сентябрь, 2000.-176 с.- ISBN 5-88753-039-1
  25. Управление качеством образования: современные тенденции. Теория и практика [электронный ресурс]:электронное пособие для руководителей образовательных учреждений / Волгоград: Учитель, 2009.- 1 электрон. опт. диск (CD-rom).
  26. Якиманская И.С. «Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся» - [электронный ресурс]:Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus