Олимпиадные задания по русскому языку

Разделы: Начальная школа


1. Найди лишнее слово, подчеркни и докажи.

Что, конечно, точно, скучно.

Очки, мосты, ножницы, салазки.

Тюль, моль, соль, ель.

Сад, мёд, жираф, лапка;

Зашёл, приехал, завтрак, поход;

Ранние, растение, резкие;

Быстро, что, плохо.

2. Составь слова используя буквы слова:

1) Заповедник 2) Приток

______________________________________________

______________________________________________

3. Подбери слова близкие по значению:

Печалиться - _______________________________

Заболел - __________________________________

Трепещет - _________________________________

Громадный - ________________________________

Занимательный - _____________________________

Мощный - _________________________________

4. Подбери слова противоположные по значению:

Смелость - _______________________________

Неряшливый - _____________________________

Говорить - _________________________________

Удлинить - ________________________________

Печалить -__________________________________

5. Замени одним словом, именем существительным:

Храбрый человек - _____________________________

Ленивый человек - _____________________________

Добрый человек - ______________________________

Умный человек - _______________________________

Весёлый человек - ______________________________

Богатый человек-_______________________________

Сильный человек -________________________________

6. Расшифруй транскрипцию и запиши, соблюдая правила орфографии:

[лазур` н`иб`эснай`а см`ий`оца/ нач`ной амытай`а гразой/ и м`эжду гор рас`иста в`й`оца дал`ина св`этлай` паласой|//]

__________________________________________

___________________________________________

7. При помощи и суффиксов и приставок образуйте существительные от данных слов:

Лес, дорога, город, ухо, сон, смех, говорить, сказать, вода, смотреть, дышать, писать, петь, воевать.

8. Вставь пропущенные буквы и разбери слова по составу:

Фло...кий, де...кий, ленингра...кий, при...зёрный, г...л...систый, с...доватый, п:дпол, вял...сть, н...стольный;

9. Поставь ударение в словах:

Лыжня, хвоя, статуя, столяр, пихта, гражданство, жаворонок, алфавит, шофёр, красивее, квартал, свекла, кулинария, творог.

10. Из каждого слова каждой строчки возьми один слог, образуй из них новое слово:

Пластинка, картина, павлин______________________________

Сапоги, парашют, фантазия_______________________________

Косари, заморозки, лётчик________________________________

11. В каком из перечисленных слов приставка имеет не то значение, что в остальных?

Задрожать, зашуметь, забежать, полететь, поползти.

12. Подчеркни слова, в которых все согласные мягкие:

Билет, пенал, мебель, щурёнок, чистюля, шишечка, пекарь, Стенька, Семён, цапля, мячик, лень.

13. Допиши к данным словам однокоренные прилагательные мужского рода и глаголы:

Зелень-___________________________________

Дело -____________________________________

Ласка-____________________________________

Праздник -_____________________________________________

14. Соедините между собой фразеологизмы-синонимы, то есть фразеологизмы, имеющие одинаковое значение:

Бить баклуши Дойти до белого каления
Водить за нос Поперёк горла встал
Рвать и метать Сломя голову
Что есть духу Вешать лапшу на уши
В печёнках сидит Кот наплакал
Ни слуху ни духу Как белка в колесе крутиться
С гулькин нос Засучив рукава
В поте лица Ни ответа ни привета
На части рваться Без оглядки

15. Составьте предложения со словами пасть, уж и три, так, чтобы эти слова были разными частями речи.

____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

16. Придумайте предложения с каждым из синонимов - интересный, забавный, занимательный.

_____________________________________________

_____________________________________________

17. Отгадайте слово:

В нём первый звук как последний в слове зверь, 2 звук в слове пятно

звучит вторым, 3 звук дважды повторяется в слове вокруг, а 4 звук - безударный в слове свекла.

Подберите к этому слову 5 однокоренных.

18. Разберите слова по составу и найдите лишнее слово:

Вечерок, бугорок, порок, язычок.

19. Составьте из данных букв слова и исключите лишнее слово

НИАВД - СЕОТК - СЛОТ -

20. Вставьте слово, которое служило бы окончание первого слова и началом второго:

МЕ ( . . . ) ОЛАД

21. Произношение, каких слов не совпадает с написанием?

Бак, слон, грустно, пять, весь, день, мягкий, заря, шубка, клён.

22. Замените словосочетания фразеологизмами со словом вода

Неразлучные друзья - ___________________________________

Делать бесполезную работу -_____________________________

Бесследно пропасть, исчезнуть -___________________________

Разоблачить, уличить кого-то - ____________________________

23. Выпиши слова в которых есть звук [ й ]

И вскользь мне бросила змея:

"У каждого судьба своя!"

Но я-то знал, что так нельзя -

Жить, извиваясь и скользя. ____________________________

24. Запиши ответы, используя слова с удвоенными согласными:

Прибор, техническое устройство__________________________

Большое желание покушать_______________________________

Острое вирусное заболевание______________________________

Пешеходная дорога, обсаженная с обеих сторон деревьями_______________________

Дорога с твёрдым покрытием___________________________

Укротитель хищных животных_________________________

25. Образуй от данных слов слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня:

Тепло - ___________________________

Сказать - __________________________

Соль - _____________________________

Сила - _____________________________

Держать - __________________________

26. Выпиши сначала слова, состоящие из одного звука, затем - из двух звуков, и т.д.:

Соль, я, у, её, он, съедаю, детский, елью, вестник

27. Запишите, как называют людей, которые живут:

В Москве____________________, на острове_____________________

В Томске______________________,на Волге____________________

На хуторе________________________, в Санкт-Петербурге__________________

В Костроме__________________, в селе________________________

В Новосибирске _____________________, в Швеции________________________

28. Допиши слова в предложениях:

На поверхности моря появил:.. мёртв... зыбь.

В класс повесили красив: тюль.

Уже готов: горяч: кофе.

Ребята поймали свободн: такси.

Мама купила мягк: шампунь.

На пальме сидел:. весёл:.шимпанзе.

29. Выдели в словах приставки, если они есть:

Принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться, рассмеяться, помогать, научиться.

30. Составь словосочетания со словом острый в разных значениях.

31. Какой частью речи является слово больной?

Вот вам лекарство, больной____________________________

Неужели я такой больной?____________________________

32. Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы получить новые.

Сено Провод
Банк Овод
Хор Вал
Газ Рот

33. Выпиши существительные, которые всегда стоят только в единственном числе.

Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, черника, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капуста.