Конспект фронтального занятия по обучению элементам грамоты и развитию речи детей с ОНР IV уровня по теме "Животные жарких стран"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели

Коррекционно-образовательные:

  • обобщить и систематизировать знания о животных жарких стран;
  • расширять и активизировать словарь;
  • совершенствовать навык смыслового чтения слов различного слогового и буквенного уровня сложности;
  • закреплять навык звуко-буквенного анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать пространственное восприятие, тактильное восприятие, мелкую моторику, логическое мышление.

Воспитательные:

  • формировать доброжелательное отношение друг к другу:
  • воспитывать умение работать в коллективе: -воспитывать бережное отношение к животному миру.

Оборудование: сундук, кувшин, игрушки – животные жарких стран, слайды с изображением животных, видеомагнитофон, магические круги, слоговые схемы, манка, листы желтого картона, контурные изображения животных, пальма.

Ход занятия

1. Приветствие

Дети входят в группу и располагаются полукругом перед логопедом.

Учитель:

Глаза закрываем и представляем.
Думаем только о том, что сейчас
Хороший, красивый каждый из вас.
Вы – самое лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем. Здравствуйте, дети!

2. Мотивация

Логопед замечает, что дети в спортивной обуви (на ногах у детей чешки). Неуспели переобуться после гимнастики. Сменим чешки на сандалии. В кабинках сменная обувь отсутствует. Но на шкафчиках обнаруживаем старый пыльный кувшин. Обращаю внимание детей на этот необычный сосуд. Он пыльный и, видимо, очень старинный. Откуда бы он мог появиться. Выносим кувшин в группу и начинаем протирать.

Звучит восточная музыка и появляется старик Хоттабыч (эту роль берет на себя воспитатель).

Хоттабыч. О, прекраснейшая из прекраснейших и молодые отроки, вы совершили великое чудо. Не потри вы сей волшебный сосуд, сидеть бы мне в нем не одну тысячу лет. Приветствую вас и благодарю.

Логопед и дети (приветствуют волшебника). Только не поймем, кто Вы такой?

Хоттабыч. Я, великий Джин Ибн – Хоттабыч. Вы освободили меня, теперь я буду исполнять все ваши желания. Дети сообщают, что у них пропала обувь. Хоттабыч отворачивается и начинает колдовать. О, я несчастнейший из несчастнейших, моя борода отсырела за тысячу лет и чуда не получается.

Логопед. Что же нам делать и кто нам поможет?

Хоттабыч. Могу ли я, о, дети, пригласить вас в путешествие на мою волшебную родину, в Африку. Что-то подсказывает мне там может обнаружиться наша пропажа. Но по пути придется пройти испытания. Дети соглашаются и рассказывают, что они знают об Африке: она находится на юге, там очень жарко, много песка в пустыне, растут пальмы, живут люди стемным цветом кожи и много разных животных.

Чтобы защитить себя от яркого африканского солнца и не потеряться в пути, повязываем на голову разноцветные платки – банданы. Дети помогают друг другу.

Хоттабыч колдует. Дети, повернувшись вокруг себя, оказываются в Африке.

3. Релаксация

Дети лежат на ковре головой к центру. Звучит спокойная мелодия.

На песочке мы лежим и на солнышко глядим.
Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки,
Хоть и жарко, хоть и зной, отдыхаем мы с тобой.
Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.
Жарче солнышко пригрело – и ногам тепло, и телу.
Дышим вольно и легко, глубоко, глубоко.
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак и к груди прижать – вот так.
Потянуться, улыбнуться, глубоко вздохнуть и глаза пошире распахнуть.

Дети (встают и хором произносят): “Веселы, бодры, здоровы, к путешествию готовы.”

4. Звуки – буквы

Испытание – магические палочки.

Перед детьми круги, под ними нарисовано по одной прямой палочке.

– Отгадайте загадку, поставьте в круг картинку-отгадку, а палочку превратите в первую букву слова-отгадки. Тогда сможем прочесть новое слово

  1. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка. Можешь и нарисовать. Что такое я? (тетрадь).
  2. Острая и колкая, а зовусь... (иголкою).
  3. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки (гусь).
  4. Над лесами, над рекой семицветный мост дугой. Если б мог я встать на мост – я б рукой достал до звезд (радуга).

Превращаем палочки в буквы, получаем слово «ТИГР».

Хоттабыч. Как у вас здорово получается. Только не пойму, что это за закорючки?

Дети. Это буквы. Из них мы составили слово – тигр.

Хоттабыч. О, его я знаю, тигр в Африке живет.

Логопед. А хочешь, дети тебе о каждом звуке из этого слова расскажут.

ТЬ – согласный, глухой, мягкий
И – гласный
Г – согласный, звонкий, твердый
Р – согласный, звонкий, твердый

Рядом с каждой буквой выставляем соответствующий цветовой сигнал.

5. Слоговая структура слова

Логопед: Без слога, пусть простого, не родится наше слово. Слоги могут в слова превращаться, если с ними уметь обращаться.

Испытание – зашифрованное слово.

Слоговые схемы слов – названий животных жарких стран. Печатные слоги для составления слов.

Хоттабыч. Что это за шифр? Думаю, это злой волшебник запутывает нашу дорогу. Дети. Нет, это слова зашифрованы. Уточняем, сколько слогов (1,2,3,4) в каждой схеме слова (лев, слон, тигр, змея, верблюд, жираф, зебра, носорог, бегемот, кенгуру, леопард, черепаха, обезьяна). Называем животных, составляем слова из печатных слогов и подставляем к соответствующей схеме. Добавляем животных (мягкие игрушки). Каждый ребенок описывает свое животное, выделяя характерные особенности, показывает, как передвигается этот зверь. Обобщаем – это дикие животные жарких стран.

6. Релаксация

Доброе животное. Обращаем внимание детей, что животных следует оберегать, охранять, чтобы дать им возможность выживать в суровых природных условиях. Животные добрые, заботятся о своих детенышах (называем, кто о ком заботится – тигрица о тигрятах...), охотятся, когда действительно голодны. Сейчас и мы с вами превратимся в одно большое доброе животное. Беремся за руки. Логопед тихим голосом говорит: “Мы одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит”. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. А теперь подышим вместе (вдох носом, выдох через рот). Шаг вперед – вдох, шаг назад – выдох. Так не только дышит наше доброе животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад.

7. Физкультурная пауза

Хоттабыч: “Славно у вас получается, только приустал я что-то, возраст у меня почтенный. Хотите отдохнуть?”

Лучшие качели – гибкие лианы. Это с колыбели знают обезьяны. Кто весь век качается, Да-да-да!

Тот не огорчается никогда.

Дети приседают, слегка сгибая колени, раскачивают руки вперед-назад, как качели. При словах “Да-да-да!” – хлопают в ладоши. На последней строчке прыгают.

8. Логические задачи

Хоттабыч спрашивает, готовы ли дети к следующему испытанию, умеют ли они решать задачи. Приглашает всех присесть на теплый песочек. Перед каждым ребенком лоток с манной крупой. Прикоснитесь к песочку, какой он (теплый, сыпучий, мягкий). Приложите ладошку, что осталось на песке? Отпечаток. На песке можно печатать. Я буду задачки задавать, а вы ответ будете печатать на песке.

2 горба + 4 ноги = верблюд
длинное тело – лапки = змея
длинный хвост + лиана = обезьяна
сумка + детеныш = кенгуру
носорог – рог = бегемот
4 копыта + длинная шея = жираф
панцирь + медленная ходьба = черепаха

Правильные ответы сопровождаются показом слайдов с изображением животных.

9. Пространственное восприятие

Слайд с изображением оазиса. Хоттабыч обращает внимание детей на зеленый островок впереди (пальма изготовлена из подручного материала). Это пальмы. Там, где есть вода в пустыне, растут пальмы и живут люди. Это место называется оазис. Посидим в тени и я расскажу вам свою маленькую историю. На столе перед каждым ребенком лист желтого картона – пустыня и контурные фигуры животных, замка и пальм. По ходу рассказа дети выставляют нужные фигуры. У каждого получится картина, которую мы оставим Хоттабычу. Жил я в прекрасном замке. Мой замок стоял в правом верхнем углу. Однажды отправился я на прогулку, посмотреть – все ли в порядке в округе. Шел я по правой боковой стороне и в правом нижнем углу увидел маленькую зеленую пальмочку. Повернул я на середину пустыни и увидел высокий песчаный бархан, забрался на самый верх, огляделся, в левом нижнем углу отдыхает верблюд. Вверх от него медленно ползет черепаха. В левом верхнем углу стоит сундук. Повернул я направо и опять оказался в своем замке.

10. Итог урока

Сундук с обувью находим по рассказу Хоттабыча. Дети, а как в пустыне оказался сундук, да такой знакомый. Заглядываем в сундук, а в нем наша обувь, переобуваемся. Благодарим Хоттабыча. Нам было интересно, мы узнали много нового.

11. Сюрпризный момент

На пальме на лианах висят пакетики с пальмовым соком, которым дети утоляют жажду после путешествия. Хоттабыч остается в своем замке, а дети возвращаются в детский сад.