Урок литературного чтения в 3-м классе. И.С. Соколов-Микитов. "Листопадничек"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Образовательная: обучать правильному выразительному чтению; учить видеть и замечать прекрасное в природе, понимать окружающий мир.
  • Развивающая: обогащать словарный запас, развивать память, речь, мышление и воображение.
  • Воспитательная: воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Оборудование:

компьютер,

интерактивная доска,

мультимедиа проектор,

презентация по теме "Урок литературного чтения в 3 классе по теме И.С. Соколов-Микитов "Листопадничек", выполненная в программе PowerPoint (Приложение 1)

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка.

1. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ПОДГОТОВКА ГОЛОСА

Представьте, что вы в осеннем лесу:

- вдохните пряный аромат опавших листьев (вдох через нос, выдох через рот со звуком о-о-о в два приёма, затем в три приёма)

Тихо в лесу, только лёгкий ветерок осыпает последние листья:

- подул слабый ветерок: ф-ф-ф , затем сильнее (упражнение с листьями) ;

- тихо шелестят под ногами опавшие листочки: ш!-ш!-ш! :

- ползет уж по осеннему лесу и поет свою песенку (усиливая и ослабляя звук): ш-Ш-ш-Ш:

- прожужжала муха: ж-ж-ж...

- вот едва, слышится писк летящего комарика: з-з-з... звук приближается..., отдаляется..., стихает.

2. ЧТЕНИЕ БЛОКОВ

Данный этап направлен главным образом на системные тренировки речевого аппарата ребёнка, на раннее выявление дефектов речи, а также на отработку навыка чтения целыми словами. (Слайд 4-6)

1)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

2) Слайд 7

ба-баз-бал-бел-бег-бес

бы-бык-быт-бот-кот-лот

бэ-бзр-бор-бур-бут-бус

3) Скороговорка. Все бобры для своих бобрят добры. (Слайд 8)

4) Чтение-слалом. (слайд 9)

III. Проверка домашнего задания.

И на нашем дереве листочки опадают, но эти листочки не простые, а волшебные. На каждом из них написано слово. Сейчас мы с вами из опавших листочков-слов соберем пословицу. (Слайд 12).

Сбор слов пословицы в правильном порядке учащиеся проводят на интердоске путём перетаскивания объектов.

Действия учителя Действия учащихся
А какое отношение имеет эта пословица к теме нашего урока? В рассказе "Листопадничек" маленький зайчик убежал из родного дома и остался зимовать в бобровой хатке.
Когда происходили события? Поздней осенью.
Описание природы в это время года прочитаем по решетке. Чтение детей, с.66
Как ведут себя животные поздней осенью? Чтение по решетке (чтение-угадывание с частично закрытым текстом, используется при проверке домашнего задания), с.66
Испугались зайчата, но мама их успокоила. Выразительное чтение диалога зайчат и зайчихи, с.66-67
Успокоились зайчата? Да.
Все ли послушались маму? Что произошло? Краткий пересказ о побеге Листопадничка.
Что же дальше с ним случилось? Чтение-группировка (деление предложения на законченные смысловые отрезки с целью отработки выразительности чтения), с.67
С кем встретился Листопадничек на речке? С бобрами.
А как готовились бобры к зиме? Краткий пересказ диалога бобров и зайчика, с.68
Что же решил зайчик? Зайчик решил остаться в бобровой хатке.
IV. Работа по теме урока
А как к этому отнеслись бобры? Они его отговаривали, но потом согласились.
Разговор бобров и Листопадничка прочитаем по ролям. Чтение по ролям, с.68
Посмотрел зайчик как живут бобры в хатке. Понравилось ли ему? Нет, не понравилось.
Что же он решил? Найдите ответ на с.69. с.69, I абзац.
Смог ли зайчик убежать? Почему? Нет, т.к. бобры поставили крышу, а выход из хатки был только под водой. А зайцы плавать и нырять не умеют.
Пришлось зайчику остаться. А почему обрадовались этому бобры? Выборочное чтение, с.69
А зачем им нужна была нянька? Выборочное чтение, с.69
Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А
V. Продолжение работы по теме
Начинаем работать над второй частью этого рассказа. Жужжащее чтение последнего абзаца с.69
А хорошая ли нянька получилась из зайчонка? Выборочное чтение, с.69
Бобрятам понравился Листопадничек?  
Найдите слово, которое объяснит нам, легко ли было зайчонку. Чтение-поиск. (намучился)
Бобрят Листопадничек накормил, а самому-то тоже кушать хочется. Послушайте, что же предложили ему бобры. Чтение по ролям с предварительной домашней подготовкой 3 человека, с.70
Послушайте, что же случилось дальше. Чтение учителем, (случай с выдрой) с.70
Кого же испугались бобрята? Выдру.
Как называют ее бобры? Разбойница-выдра.
А какой вред наносит выдра бобрам? Она портит и разоряет бобровые плотины.
А теперь возьмите в руки карандаши, будем читать все вместе, группируя слова. Группировка с.70-71.

(С.70, посл.абзац ; с.71,1-2)

Теперь читаем хором, соблюдая паузы. Хоровое чтение.
Ой, как все испугались! Посмотрите, сколько восклицательных предложений! Прочитаем вместе. (Учитель выразительно читает текст) Чтение эхом. (Дети вполголоса читают за учителем, копируя его интонацию)
Следующие два абзаца мы прочитаем способом "Кенгуру". Что запомнили? Чтение-кенгуру. (Скачкообразное чтение: под счёт 1, 2, 3, дети фиксируют взгляд на начале, середине и конце строки)
О чем говорится в отрывке? Бобр предложил зайчонку помощь.
О том, как выбрался зайчонок из бобровой хатки, прочитаем способом "Буксир".(Учитель читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения учеников. Проверка осуществляется путём внезапной остановки на каком-либо слове) Чтение "Буксир", , с.71. (Дети читают тот же текст про себя, стараясь успевать за учителем)
Ребята, посмотрите, какое слово появляется. "родное" болото.
В начале рассказа Листопадничку не нравилось на болоте, боялся замерзнуть, не верил маме. А теперь он то место, откуда он когда-то убежал, называет родным.  
Что же он увидел, когда вернулся к своей маме? Чтение "про себя". Ответ на вопрос.
С каким чувством вернулся он в родное гнездо? Чтение "про себя". Ответ на вопрос (обрадовался, прижался) .
О том, как встретился Листопадничек с мамой, прочитаем в парах. Чтение в парах.
А теперь прочитаем все вместе. I в - чтение за маму, II в - чтение за зайчика.
Следующий абзац читаем хором. Хоровое чтение.
Какие слова в этом отрывке помогают понять чувства зайчонка? "Крепко-крепко" , "возле матери", "в родном гнезде".
Закончим чтение рассказа "чтением за диктором". (Чтение учителя с интонацией диктора) Чтение за диктором. (Чтение абзаца с интонацией диктора), с.72.
Согласны ли вы с автором, что заяц был храбрым и почему? Подберите синонимы к слову храбрый. Да, не побоялся трудностей. Смелый, отважный, мужественный.
А как вы понимаете слово отчаянный? Совершил необдуманный поступок.
VI. Итог урока
Какой же вывод мы можем сделать из прочитанного рассказа?

Пословица "Нет милее дружка, чем родная матушка"

Лучше родного дома и родной мамы нет никого на свете.

Домашнее задание:

  • с.69-72, чтение
  • с.70(диалог бобрят и зайчика)- выразительное чтение
  • с.70(случай с выдрой) - пересказ
  • с.70-71, группировка
  • с.71, чтение по решетке (спасение зайчонка)

Литература

  1. Игнатьева Л. Хотеть недостаточно, надо действовать. - г-та "Первое сентября", № 8, 1997 г.
  2. Лагутина Т.В., Елисеев Н.П., Гритчина Н.М. От совершенствования техники чтения до свободного интеллектуального общения. - ж-л "Начальная школа", № 2, 1994 г.

Электронные издания

  1. Большая Российская энциклопедия. -  "Кирилл и Мефодий", 2002.
  2. Коллекция 80000 анимаций. -  www.animashky.ru