Использование современных информационно-компьютерных технологий в деятельности учителя иностранного языка как средство активизации творческого потенциала обучающихся

Разделы: Иностранные языки


Желание изучать язык другого народа в настоящее время является насущной необходимостью, продиктованной переменами в жизни общества.

Иностранный язык прочно вошел в нашу жизнь, демонстрируя свою привлекательность и большие потенциальные возможности для развития личности обучающихся. Но для того, чтобы сформировать стойкую положительную мотивацию обучающихся в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня в школе необходимо находить самые доступные, перспективные и интересные для обучающихся методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому проявить свою активность, творчество, повысить планку личной самооценки.

Уникальные возможности в деле повышения эффективности работы учителя иностранного языка предоставляют информационные технологии и компьютерные средства обучения.

Использование их на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т.е. обучение во взаимодействии.

Информационным технологиям в обучении иностранным языкам отводится важная роль.

Но в этом вопросе существуют противоречия и трудности, которые встречаются довольно часто:

  • между возрастающим ростом информационного потока и реальной готовностью школьников осуществлять иноязычное общение, добиваясь взаимопонимания с носителями иностранного языка;
  • между потребностями учащихся в их творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности и неразработанностью в традиционной школе индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
  • между оптимальным удовлетворением индивидуальных информационных потребностей личности и объективной необходимостью в гуманитаризации и гуманизации общества в целом, что выводит систему языкового образования на новый виток, продуктом которого является личность, способная грамотно и результативно вступать в межкультурное общение, базирующееся на диалоге культур.

Использование компьютерных технологий позволяет обучающемуся преодолеть психологический барьер на пути к использованию иностранного языка как средства общения. Одним из проявлений этого барьера является так называемая «боязнь ошибки». Обучающиеся отмечают, что при использовании компьютерных технологий они не испытывают чувства неловкости, допуская ошибки, и получают достаточно чёткие инструкции относительно того, как преодолеть допущенную ошибку.

Поэтому задача учителя состоит в определении путей повышения эффективности обучения английскому языку посредством внедрения в учебный процесс информационных технологий, которые позволяют активизировать творческий потенциал обучающихся и сформировать их коммуникативную компетенцию.

В современной педагогической практике применяются различные технологии обучения, с помощью которых резко возрастает интерес обучающихся к предмету, повышается успеваемость, уровень интеллектуальной культуры.

Использование компьютерных и информационных технологий на второй и третьей ступенях обучения позволяет обучающимся лучше подготовиться к итоговой аттестации по английскому языку в соответствии с требованиями государственного стандарта. В процессе обучения обучающиеся не только совершенствуют знания, приобретённые ими за предыдущий период обучения, но и расширяют свой словарный запас с учётом практического владения иностранным языком в стандартных ситуациях (в рамках изучаемых монологических высказываний с элементами рассуждения и диалогических бесед в виде обмена мнениями).

В процессе применения учителем информационных технологий обучающиеся реализуют творческие виды деятельности, что включает умения расспрашивать, объяснять, изучать, описывать, сравнивать, анализировать, оценивать, высказывать свои мнения и суждения, аргументировать их, проводить самостоятельный поиск необходимой информации, ориентироваться в тексте на английском языке, делать краткие сообщения на заданную тему.

Всё вышесказанное позволит обучающимся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для общения с представителями других стран; получения сведений из иноязычных источников информации, необходимых в образовательных целях; расширения возможностей в выборе будущей профессиональной деятельности; изучения ценностей мировой культуры, культурного наследия и достижений других стран; ознакомления представителей зарубежных стран с культурой и достижениями России.

Первым этапом в моей работе было создание медиатеки. Необходимо определиться с содержанием урока, чтобы использовать готовые уроки, которых сейчас великое множество. Особое место среди готовых программных продуктов занимает серия интерактивных учебников по английскому языку компании Кирилл и Мефодий. Это не просто диски, а мультимедийные учебники, разработанные с участием ведущих педагогов-практиков, психологов и дизайнеров. Энциклопедия проста как в установке, так и в применении. Какой бы сложной и скучной ни была тема урока, она станет интересна школьнику, если учебный материал на экране представлен в красках, со звуком и другими эффектами.

На втором этапе я продолжала планомерно использовать методы и приемы, позволяющие совершенствовать технологичность процесса, стимулирующего интеллектуальное развитие, а именно освоение технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда Power Point. Создать простые слайды для урока при наличии практики можно за час. Учитель освобождается от необходимости рисования какой-то схемы непосредственно на уроке, что экономит время, и потом, схема на экране – совсем не то, что изображено в спешке мелом на доске. Это крупно, ровно, красочно, ярко. Объяснять новую тему по такой схеме – одно удовольствие.

В процессе формирования лексических и грамматических навыков применяются анимационные слайды. Показать, выделить, на какие элементы или объекты следует обратить внимание, чтобы в определённое время появилась нужная информация. Можно наложить звук, например, для проведения лексического диктанта, релаксации или для других целей.

При совершенствовании навыков используется тестирующий документ, который можно создать в Microsoft Word с помощью гиперссылок. Более красочно он выглядит в Power Point. Результат теста виден сразу на демонстрационном экране, что всегда приводит в восторг обучающихся, если их ответы совпадают с правильными ответами на экране. Презентация по теме урока в процессе активизации нового материала позволяет учителю не делать записей на доске, а значит остаётся больше времени на закрепление. Третий этап– освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами обучающимися, что доказывает успешность работы по активизации их творческого потенциала.

Компьютеры стремительно вошли в нашу жизнь и в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовании которых несколько лет назад ни один лингвист даже и не подозревал.

В самой технологии компьютерных обучающих программ воплощены в динамике развития идеи когнитивной лингвистики, методики и психологии. Информационные обучающие программы позволяют моделировать те или иные лингвистические задачи, например, возможность справляться с трудными фрагментами читаемого текста, формирование и закрепление грамматических умений и навыков, умение вести диалог в типовых ситуациях. При этом система контролирует действия обучающегося и исправляет его ошибки. Компьютеризация процедуры педагогического контроля знаний позволяет обеспечить более всестороннюю и объективную проверку уровня знаний обучающегося.

Заимствуя и применяя имеющийся опыт в сфере информационных технологий в условиях преподавания иностранного языка, разрабатываю новые варианты их использования при обучении английскому языку, позволяющие оптимизировать содержание учебного процесса и повысить эффективность усвоения учебного материала.

Использование на уроках элементов информационных технологий способствует формированию у школьников умений работать с различной информацией, критического к ней отношения, развивает логическое мышление, обеспечивает информационную и эмоциональную насыщенность уроков, способствует повышению интереса обучающихся к предмету, активизации их творческого потенциала, а также обеспечивает связь учебного материала с окружающей жизнью.

В настоящее время применяются разнообразные формы организации образовательного процесса. Так как информационные технологии являются как средством подачи материала, так и контролирующим средством, то подобные технологии обеспечивают высокое качество подачи материала и используют различные коммуникативные каналы (текстовый, звуковой, графический, сенсорный и т.д.). Всё это позволяет увеличить мотивацию учащихся и сформировать их коммуникативную компетенцию.

Формы работы с компьютерными программами включают изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических явлений. Это и определяет характер используемых упражнений и методических приемов. Наиболее часто применяются следующие:

  1. Вопросно-ответный диалог. Суть работы обучаемого состоит в том, чтобы дать прямые ответы на вопросы компьютера, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе.
  2. Диалог с выборочным ответом. Для ответа компьютеру обучаемый выбирает один из ряда предлагаемых вариантов.
  3. Диалог со свободно конструируемым ответом. Такой диалог обеспечивается программой со всеми возможными вариантами ответов на каждый поставленный компьютером вопрос, с тем, чтобы последний мог «узнать» и оценить правильность ответа.
  4. Упражнения на заполнение пропусков. Компьютер предлагает обучаемому текст или набор предложений с пропусками. Необходимо заполнить пропуски, используя подсказку в виде русских слов, которые нужно перевести на иностранный язык и употребить в нужной форме. Можно также заполнить пропуски словами или словосочетаниями, выбирая их из предложенных компьютером.
  5. Упражнения для самоконтроля владения словарем. Возможны варианты таких упражнений:
  • Компьютер предлагает список слов для перевода.
  • Компьютер предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и найти эквивалентные пары этих слов в обоих языках.
  • Компьютер предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов.
  • Компьютер предлагает список иностранных слов и перечень дефиниций этих слов. От обучаемого требуется соединить каждое слово с соответствующей ему дефиницией.

Методическая цель любого урока в системе обучения - создание условий для проявления познавательной активности учеников и развития их интеллектуальных способностей. Это достигается следующими способами:

  1. Компьютер как тренажер в процессе формирования умений и навыков. Для этой цели на уроках используются:
  • Программа Microsoft Word- для упражнений на правильность написания изученных слов, построения предложений, трансформации предложений, выдачи теории и выполнения тренировочных упражнений.
  • Программа Microsoft Power Point — используя средства этой программы можно создать хорошие тренажеры для введения новой лексики и грамматики. Например: презентация (лексики и \ или грамматики) + серия упражнений (с контролем правильно — неправильно) + озвучивание + контрольный тест или упражнение.
  • Программа Microsoft Excel — средствами этой программы также можно создать аналогичные упражнения с подведением итогов тестирования, количества сделанных ошибок, возвращением к неправильно выполненным предложениям.
  1. Компьютер — как наглядное пособие для организации активной учебно-познавательной деятельности:
  • Программа Microsoft Power Point. При помощи этой программы на уроках английского языка по предмету можно представлять материалы страноведческого характера, вводить новую лексику, грамматические правила, создавать материалы для аудирования и т.д.
  • Программа Microsoft Excel — используется для демонстрации диаграмм, графиков, сводных таблиц.
  1. Компьютер — как источник учебной информации:
  • Программу Microsoft Word — для предоставления текстов на английском языке, информации для обсуждения и дискуссий.
  • Программу Microsoft Excel — для предоставления различных графиков, диаграмм для анализа и составления выводов.
  • Программу Microsoft Power Point — для демонстрации нового материала. Воздействуя на все виды памяти (слуховую, зрительную, моторную), такая подача информации очень эффективна.
  1. Компьютер — как средство, помогающее организовать контроль и самоконтроль:
  • При помощи прикладных программ Microsoft Excel, Microsoft Word можно создать различные тесты лексические и грамматические (по уровням, открытого \ закрытого вида), карточки, тексты с пропущенными словами и т. д.
  • Создавать контрольные работы средствами Microsoft Excel, Microsoft Word с диагностикой правильных / неправильных ответов, с указанием количества неправильных ответов и т.д.
  • Аудирование средствами Microsoft Power Point и последующими тестами на понимание прослушанного текста.
  • При помощи прикладных программ Microsoft Excel, Microsoft Word можно проводить рефлексию обучающихся. 

В условиях нового содержания образования использование компьютера на уроках служит реализации таких целей, как развитие речемыслительной деятельности, навыков самостоятельной работы, формированию интеллектуальных и волевых качеств.

Для того, что бы сделать урок максимально информационным и наглядным, учителю крайне необходимо знание основных прикладных программ. Так как на сегодняшний день отсутствуют готовые УМК с мультимедийными приложениями, учителю необходимо самому создавать недостающие элементы урока.

Элементы информационно-коммуникационных технологий используются:

1. Для объявления темы. Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты изучаемого материала. (Приложение 1)

2. Как сопровождение объяснения учителя. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты. При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. Показ такой презентации (который в этом случае представляет собой нечто вроде конспекта теоретического материала по данной теме) производится преподавателем на одном компьютере (желательно с применением средств проекции на настенный экран). Переход от кадра к кадру в этом случае запрограммирован только по нажатию клавиш или по щелчку мышью, без использования автоматического перехода по истечении заданного времени, поскольку время, требуемое для восприятия учащимися того или иного кадра с учетом дополнительных объяснений, может быть различным в зависимости от уровня подготовки учащихся. (Приложение 1)

3. Как информационно-обучающее пособие. В обучении особенный акцент ставится сегодня на собственную деятельность ребенка по поиску, осознанию и переработке новых знаний. Учитель в этом случае выступает как организатор процесса учения, руководитель самостоятельной деятельности учащихся, оказывающий им нужную помощь и поддержку.

Проектная работа с использованием ИКТ.

Компьютер можно использовать при групповой работе над проектом, где обучающиеся с разным уровнем компьютерной грамотности объединяются, и работа организуется так, чтобы каждый мог усовершенствовать уже имеющиеся навыки, освоить новые операции. В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков участников проекта.

Основные этапы работы над проектом:

  1. Развитие необходимых навыков для работы по теме проекта:
    • ознакомление с новой лексикой,
    • отработка лексических единиц в речевых упражнениях, диалогах;
    • ознакомление с грамматическим материалом и отработка грамматических навыков в упражнениях на воспроизводство, подстановку, трансформацию;
    • работа с текстом (аудирование, чтение, пересказ, написание изложений и т.д.)
  2. Сбор информации по проекту (работа с дополнительной литературой, с Интернет- ресурсами, проведение опросов, подготовка необходимых иллюстраций).
  3. Составление текстов, рекламных заголовков, коррекция материала, обсуждение в какой форме будет представлен проект.
  4. Работа над дизайном проекта.
  5. Презентация проекта.

4. Для контроля знаний. Компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования и мониторинга учебного процесса. Регулярно разрабатываю тестирование для обучающихся и провожу его после изучения каждого раздела. Тесты предполагают в основном выбор одного правильного (иногда неправильного) ответа, но могут включать и задания повышенной сложности (по желанию) на установление соответствия языковых явлений, обнаружение закономерности, альтернативный выбор, помогают усвоить терминологию. Тексты работ желательно распечатать заранее, чтобы учащиеся при выполнении заданий могли только выделить или дописать ответ, заполнить пропуски.

Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников. Тесты могут представлять собой варианты карточек с вопросами, ответы на которые ученик записывает в тетради или на специальном бланке ответов, по желанию учителя смена слайдов может быть настроена на автоматический переход через определенный интервал времени. При создании теста с выбором ответа на компьютере, можно организовать вывод реакции о правильности (не правильности) сделанного выбора или без указания правильности сделанного выбора. Можно предусмотреть возможность повторного выбора ответа. Такие тесты должны предусматривать вывод результатов о количестве правильных и не правильных ответов. По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данную тему.

Мультимедийная презентация, таким образом, наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока.

Образование обучающихся средствами иностранного языка в рамках применения информационных технологий предполагает:

  • осознание обучающимися сущности языковых явлений, через которые воспринимается язык;
  • понимание особенностей своего мышления и мышления партнёра;
  • сопоставление изучаемого языка с родным языком;
  • продолжение знакомства с культурой, историей, реалиями и традициями стран изучаемого языка (лингвострановедение, страноведение) и своей страны.

Воспитание обучающихся, осуществляемое через систему личного отношения к постигаемой культуре языка и процессу овладения ею, предполагает формирование у обучающихся:

  • оценочно-эмоционального отношения к миру;
  • понимание важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством общения.

Развитие обучающихся, осуществляемое в процессе приобретения ими опыта творческой, поисковой деятельности, осознания явлений реальной действительности, и предполагает формирование у школьников:

  • механизма языковой догадки и умения переноса знаний и навыков в новую ситуацию;
  • языковых, интеллектуальных и познавательных способностей;
  • готовность вступать в иноязычное общение и высказать свое мнение и оценку;
  • потребности дальнейшего самообразования в области иностранного языка.

Результат мониторингов говорит о том, что данные современные технологии дают достаточно прочные знания.

Применение на уроках информационных технологий обеспечивает прочный результат, прежде всего благодаря использованию творческого потенциала обучающихся, что приводит к формированию ситуации успеха и повышает мотивацию в учении.

Педагогический процесс – это сотрудничество с учеником, когда учитель помогает в преодолении трудностей, объясняет, показывает, напоминает, намечает, подводит, советует, совещается, предотвращает, сопереживает, поощряет, стимулирует, вселяет уверенность, заинтересовывает, воодушевляет, доставляет школьнику радость общения, помогает обучающемуся развиваться, совершенствоваться.

Результат работы достигается за счёт оптимального сочетания инновационных средств и методов обучения, что максимально активизирует познавательную деятельность, стремление к разрешению проблемных ситуаций и самостоятельность обучающихся.

Таким образом, информационно- компьютерные технологии являются средством активизации творческого потенциала и повышения качества знаний при изучении иностранного языка.

Информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог современной российской школы, соответствует требованиям века грядущего.