Из опыта работы районной Школы педагогического мастерства

Разделы: Администрирование школы


Без учителя, без его порыва к обновлению,
без его ежедневного творчества
никакая перестройка невозможна.

Методическая работа – это целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательной деятельности система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства учителя (А.М. Моисеев, 1998).

В условиях модернизации образования очень важен вопрос о качестве методической работы, её эффективности. Неизбежность обновления методической работы обусловлена следующими причинами:

  1. учитель в изменяющемся мире глубже осознает своё предназначение, меняется его индивидуальный подход к профессиональной деятельности;
  2. современное общество потребовало пробуждения личностного самосознания, самореализации, а для этого учителю потребовался широкий спектр методов, форм, средств для построения педагогического процесса включения каждого ученика в активную познавательную деятельность.

Развитие и постоянное совершенствование содержания образования, предполагающее освоение новых идей, заложенных в новых программах, новых учебных курсах, находит отражение и в формах методической работы.

Одной из коллективных форм является Школа педагогического мастерства (ШПМ), которая работает в нашем районе с 2002 года. Начали свою работу с разработки Положения о Школе (см. приложение 1), есть своя эмблема. Обучение в Школе педагогического мастерства производиться с частичным отрывом от производства. В течение учебного года проводятся 3 занятия с выездом в разные школы Устьянского района (см. приложение 2). Ежегодно на первом занятии проводится анкетирование участников (см. приложение 3).

Основные направления работы Школы педагогического мастерства следующие:

  1. нормативно-правовые основы деятельности учителей-предметников и классных руководителей;
  2. методология научного творчества;
  3. информационные технологии в учебно-воспитательном процессе;
  4. барьеры педагогического общения и преодоления конфликтных ситуаций;
  5. активные формы и методы обучения и воспитания.

Для проведения занятий используются различные формы и методы работы.

Традиционные:

  • конференция;
  • обмен опытом;
  • посещение уроков и внеклассных мероприятий с последующим самоанализом и анализом (см. приложения 4);
  • консультации.

Нетрадиционные:

  • педагогический ринг;
  • мозговой штурм;
  • деловая игра;
  • тренинги;
  • панорама уроков;
  • круглый стол;
  • педагогический десант;
  • методическая гостиная (см. приложения 5, 6).

Для анализа эффективности каждого занятия проводиться рефлексия и мониторинг (см. приложение 7).

По результатам работы каждому активному участнику Школы педагогического мастерства выдается справка установленного образца ( в порт фолио учителя)

Такая система повышения квалификации позволяет учителям развивать свой личный потенциал, модернизирует систему его профессиональных знаний и результативность используемых методов обучения и воспитания, тем самым, повышая качество преподавания, а это способствует повышению престижа учителя.

Среди учителей – активных участников Школы педагогического мастерства:

2 учителя – победители областных конкурсов «Учитель года»;

1 учитель – участник всероссийского конкурса «Учитель года»;

8 учителей – победители конкурса лучших учителей Российской Федерации (в рамках приоритетного национального проекта « Образование»);

2 учителя – участники всероссийских семинаров по вопросам педагогики и психологии;

1 учитель – дипломат фестиваля педагогических идей «Открытый урок».

«Все в нашем педагогическом деле, – пишет профессор Ю.П. Азаров, – в конечном итоге решает мастерство».

Опыт учителей показывает, что мастерству педагогического труда можно научиться.

Приложения:

  1. положение о ШПМ;
  2. темы занятий районной ШПМ;
  3. анкета участника районной ШПМ;
  4. самоанализ урока;
  5. нетрадиционные формы проведения занятий;
  6. педагогический ринг «Учитель всегда волшебник»;
  7. рефлексия и мониторинг занятия.