Программа воспитательной деятельности "Человек – Личность – Гражданин"

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

Проблема человека, его духовно-нравственного мира – одна из главных проблем, которые сегодня стоят перед родителями, классными руководителями и учителями. Перестраивается наше общество, переходит от социализма к капитализму и переживает тяжелые времена в экономике и политике, в жизни каждого человека и каждой семьи. Школа – главное связующее звено между прошлым, настоящим и будущим. Ее задача – вместе с родителями воспитать человека «как индивидуальность» с неповторимым своеобразием черт и качеств, свободно и достойно проявляющую свое личное «Я». Помочь маленькому человеку усвоить многовековой опыт человеческого, духовно-нравственного общения между людьми, как наш русский философ В.Соловьев: «Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания, все остальное условно и относительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обуславливает и через все осуществляется». Самое главное – научить человека делать добро и уметь его принимать.

Законодательная база для разработки программы воспитательной деятельности

1. Закон РФ «Об образовании».
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
3. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.
5. Конвенция о правах ребенка.
6. Концепция профильного обучения в учреждении общего среднего образования.
7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы.
8. Национальный проект «Образование».
9. Устав МОУ СОШ № 13.
10. Программа развития школы на 2007–2010 годы.
11. Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны, нашел отражение в следующих подпрограммах:

«Здоровье»
«Патриотическое образование и воспитание учащихся»
«Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних учащихся»
«Семья»
«Имидж»

Цели программы: создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.

Задачи:

 развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка;
– формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей;
– формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции;
– координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума;
– развитие и упрочение детской организации как основы ученического самоуправления, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого учащегося.

Концептуальное обоснование

  • Данная программа создавалась как обобщение и систематизация опыта воспитательной работы школы по направлениям:
  • развитие системы патриотического воспитания и обучения школьников, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ;
  • комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе;
  • активная и широкая пропаганда здорового образа жизни;
  • организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детей, их ценностных ориентации, интересов, склонностей;
  • вовлечение обучающихся в творческую деятельность по интересам в системе дополнительного образования, внеклассной и внешкольной деятельности по месту их жительства;
  • развитие в личности ребенка основных составляющих толерантности;
  • взаимодействие школы с родительской общественностью, привлечение родителей к воспитательному процессу.

Содержание программы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирования культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества, культуры, профессионального самоопределения.

Основная концептуальная идея программы заключается в том, что воспитание нового поколения российских граждан невозможно без формирования у подростков патриотического сознания, чувства любви и долга к своему Отечеству.
Любовь к Родине, патриотизм, нравственное отношение к окружающему начинается с любви к близким, к дому, к школе, своему городу, родному краю. Вот почему воспитание в школе в рамках программы имеет четко обозначенную схему: семья – родная школа, микрорайон, родной город, край, родная страна.
По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется.
В программе представлены разнообразные формы и методы воспитательной работы, это классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, психологические тренинга, эстетические беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, акции, экскурсии, походы, конкурсы, презентации, проекты, выставки и т.д.

Основные идеи, нашедшие отражение в программе, можно сформулировать следующим образом:

  • в программе воспитательной работы представлены все стороны человеческой жизнедеятельности и развития личности;
  • программа ориентирована на воспитание личности образованной, творческой, самостоятельной, гуманной, способной ценить себя и уважать других;
  • содержание программы соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка;
  • содержание программы ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку;
  • семья – равноправный участник воспитательного процесса в школе;
  • воспитание ребенка в социуме; взаимодействие ведомств, государственных и общественных учреждений и организаций;
  • программа построена с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую, общественно-организаторскую, допрофессиональную;
  • программа ориентирует детей на признание и принятие абсолютных ценностей: Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания, Здоровье, Культура, Мир, Земля.

Человек – абсолютная ценность, рассматривается как часть семьи, природы, общества.

Труд – основа бытия.

Творчество – необходимое условие реализации личности.
Дружба, любовь, гуманное отношение к окружающему – основа взаимоотношений между людьми.

Личность, способная осваивать ценности культуры, умеющая ориентироваться в системе социальных ценностей, становиться субъектом своей жизнедеятельности, стратегом своей судьбы. Ей присущи качества:

– высокоразвитое сознание (это понимание самого себя, это формирование своего отношения к людям, труду, семье, обществу, это нахождение своего места среди людей, это понимание своих возможностей и желание их реализовать);
– психическое, физическое и нравственное здоровье (гармония души и тела);
– широкая образованность (воспитание потребности знать больше, все время учиться, познавать, развивать себя);
– высокое воспитание (образ жизни интеллигентного, культурного, нравственного человека);
– чувство Отечества в сочетании с активной гражданской позицией (преданность, стремление сделать пользу).

Принцип построения программы – поэтапное решение личностных задач на каждом возрастном уровне:

1) Раскрытие личности (1–4-е классы).
2) Развитие личности (5–8-е классы).
3) Самореализация, саморегуляция (9–11-е классы).

Задача школы поддержать и развить в человеке Человека, заложить в нем механизм самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания.
Практическая реализация программы «Человек. Личность. Гражданин» на всех ее этапах предполагает формирование достаточно высокой духовной атмосферы школы, творческой и нравственной личности педагога и ребенка.
Программа подчинена гуманным целям восхождения личности человека к извечным духовным ценностям: Добру, Истине и красоте. Она носит ступенчатый характер, ибо, расширяя сферы и способы взаимодействия с окружающей средой, способствует формированию образованной и самостоятельной личности. Данная программа носит развивающий характер. Это позволяет ее дополнять, уточнять, совершенствовать, корректировать.

Педагогические принципы и подходы

Программа построена на принципах, позволяющих воспитать социально-активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность.

Принцип гуманистического воспитания

Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.

Принцип личностно-ориентированного воспитания

В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности

Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и
физиологии. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет.

Деятельный подход

Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.

Целостный подход

Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Принцип комплексного подхода

Позволяет воспитывать и развивать какие – либо качества ребенка в комплексе, а не по
очереди, самораскрытие человека с разных сторон.

Принцип успешности

Мажорный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Модель выпускника школы I ступени обучения

Ценностный потенциал:

1. Восприятие ценности семьи и своей жизни.
2. Понимание ценности дружбы со сверстниками.
3. Авторитет педагога.
4. Ценность природы родного края, ее исторических памятников.
5. Доброта.
6. Честность.
7. Оптимизм.
8. Аккуратность.

Познавательный потенциал:

1. Знания и умения, навыки, соответствующие психолого-физиологической характеристике конкретного школьника.
2. Забота о здоровье.
3. Умение быстро и осмысленно читать.
4. Навыки этикета.
5. Умение сопоставлять себя с героями устного народного творчества и историческими личностями.
6. Внимание.
7. Воображение.

Творческий потенциал:

Умение объективно оценивать свой труд и труд товарищей, элементарные умения анализировать свою деятельность.

Коммуникативный потенциал:

Художественная активность в сферах народного творчества (музыкально-песенном, декоративно-прикладном, танцевальном).

Модель выпускника школы II ступени обучения

Ценностный потенциал:

1. Восприятие ценности достоинства человека.
2. Уважение к женщине, ребенку, старшему поколению.
3. Тактичность.
4. Трудолюбие.
5. Уважение.
6. Чуткость.
7. Реализм.

Познавательный потенциал:

1. Знания, умения и навыки, соответствующие личностным потребностям конкретного школьника и образовательному стандарту школы 2-й ступени.
2. Знания широкого спектра профессиональной деятельности человека.
3. Знание своих психофизиологических особенностей.
4. Абстрактно-логическое мышление.
Творческий потенциал:

Профессиональные навыки, соответствующие складывающимся интересам, и элементарные навыки поискового мышления.

Коммуникативный потенциал:

Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс.

Художественный потенциал:

Эстетическая культура, художественная активность.

Модель выпускника школы III ступени обучения

Ценностный потенциал:

1. Восприятие человеческой жизни как главной ценности
2. Осмысление понятий – честь, долг, ответственность, профессиональная гордость, гражданственность.
3. Честность.
4. Целеустремленность.
5. Социальная активность.

Познавательный потенциал:

1. Знания, умения и навыки, соответствующие образовательному стандарту 3-й ступени и образовательному специализированных классов школы.
2. Память.
3. Творческое мышление.

Творческий потенциал:

Профессиональные навыки в соответствии с личностными запросами, навыки поискового мышления.

Коммуникативный потенциал:

Умение выполнять лидирующую роль в коллективе, адекватную складывающейся ситуации; умение устанавливать контакты, уважать иные вкусы, обычаи и привычки.

Художественный потенциал:

Этическая и эстетическая культура.

Условия реализации программы

1. Определение стратегии и тактики деятельности.
2. Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда.
3. Кадровое обеспечение воспитательного процесса.
4. Повышение профессионального мастерства и творческого роста организаторов воспитания всех категорий.
5. Аналитико-диагностическая деятельность, мониторинг воспитательного процесса.
6. Решение проблем материально-технического и методического обеспечения.
7. Совершенствование содержания, форм и методов воспитательной работы.
8. Отслеживание результатов деятельности с целью коррекции и достижения наилучших результатов.
9. Использование органов ученического самоуправления, родителей, социума в планировании, организации и анализе воспитательного процесса в школе.

Ожидаемые результаты

1. Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
2. Развитое чувство прекрасного. Умение найти свое место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества учащихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.
3. Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
4. Полное удовлетворение интересов и потребностей, учащихся в дополнительном образовании.
5. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы психолого-педагогической подготовки родителей.
6. Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
7. Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
8. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
9. Повышение самообразования, самоопределения, самореализации воспитанников, улучшение их психофизического здоровья.
10. И как конечный результат – воспитание личности
– мыслящей, способной найти выход из нестандартной ситуации, обладающей четко сформированными навыками учебной деятельности;
– творческой, обладающей широкими способностями, развитым интеллектом, стремящейся к преобразующей деятельности;
– духовной, стремящейся к познанию, поиску смысла жизни, цельности;
– гуманной, стремящейся к миру и гармонии с окружающим миром, милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи;
– практичной, знающей основы экономики, владеющей хозяйственными навыками, знающей и хранящей традиции, ведущей здоровый образ жизни;
– свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, чувством собственного достоинства, верным выбором содержания жизнедеятельности;
– любящей свою малую и большую Родину.