Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


В последнее время термин “сказкотерапия” все чаще посещает специальные и популярные издания. С чем же это связано? Возможно, стрессы, перенасыщение информацией, к сожалению, не всегда позитивной, и подводят человека к тому состоянию, когда Душа просит сказки… или того особого состояния, которое одни называют Счастьем, другие – ожиданием Чуда, третьи – ощущением детства…

Так что же такое сказкотерапия?

Первое, что приходит на ум – лечение сказками. Но, какая же связь между сказкой и лечением? Знание испокон веков передавалось через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. А знание сокровенное, глубокое, не только о себе, но и об окружающем мире, безусловно, лечит. Люди перечитывают и интерпритируют Библию, ищут скрытый смысл в сказках, легендах, мифах, может еще и для того, чтобы заново открыть то, что в глубине души давно известно?

Автор книги “Сказкотерапия” Т. Зинкевич-Евстигнеева сравнивает сказку со “слоеным пирогом”. В каждом слое свой смысл. И когда мы читаем сказку, наше бессознательное уже “обнюхивает” “слоеный порог смыслов” и выбирает самый “вкусный” для себя. То есть тот “слой”, тот смысл, который наиболее созвучен мироощущению на данный момент, тот, который может дать ответ на внутренний вопрос.

Действительно, когда на практике начинаешь рассматривать сказку с разных сторон, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Слушая сказки в детстве, человек накапливает некий “банк жизненных ситуаций”. Этот “банк” может активизироваться в случае необходимости, а не будет ситуации – останется в пассиве. И если ребенок с раннего детства начнет осознавать “сказочные уроки”, отвечать на вопрос “Чему же учит сказка?”, соотносить ответы со своим поведением, то он станет активным пользователем своего “банка жизненных ситуаций” и будет более мудрым и созидательным.

Сказка позволяет нам связать сказочные события с реальной жизнью. Для этого после прочтения сказки целесообразно вместе с детьми проводить обсуждение ( “О чем эта сказка?”…) и заострять внимание на том, что в сказках всегда зашифровано для нас много важной информации, и на примере героев сказка хочет нас чему-то важному научить, и мы должны догадаться чему именно. Самое важное для нас – это создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация через некоторое время может обернуться благом. И теперь очень важно объяснить детям, в каких конкретных жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок. Так сказочный урок переходит в реальную жизнь и направляет ребенка к осознанию происходящих с ним событий. В дальнейшем, если мы заметим негативные проявления поведения у ребенка, то всегда сможем обратиться к сказочным героям. Я считаю, что наша основная задача – поставить вопрос так, чтобы он подталкивал ребенка к размышлению, а не просто был материалом для заучивания.

Свою работу со сказками строю согласно следующим принципам:

1 – принцип осознанности (моя задача – показать детям, что одно событие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки).

2 – принцип множественности (моя задача – показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны , это так, а с другой стороны, иначе).

3 – принцип связи с реальностью (моя задача – кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях).

В книге Т. Зинкевич – Евстигнеевой “Сказкотерапия” предлагается схема размышления над сказками, которую активно использую в своей работе и считаю ее наиболее полной и доступной, по сравнению с другими схемами.

Сказкотерапевтическое воздействие строится с использованием пяти видов сказок: художественные сказки, дидактические сказки, психотерапевтические сказки, психокоррекционные сказки и медитативные сказки.

В своей работе чаще использую художественные авторские сказки, так как считаю, что в них есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и медитативный смысл. Занятия провожу один раз в неделю с обязательным закреплением содержания в повседневной жизни. Курс занятий рассчитан на старшую и подготовительную группы. При комплектации групп учитываю индивидуальные особенности детей, проблемы их воспитания и развития. Занятия провожу в кругу на ковре, в спокойной обстановке. Основные задачи данного цикла:

– сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

– активизировать ценностно-смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, к собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций;

– развить у детей умение чувствовать и понимать другого;

– воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого;

– повышать самооценку детей, их уверенность в себе.

Структура занятия:

  1. Ритуал “входа” в сказку ( создаю настрой на совместную работу);
  2. Повторение ( вспоминаем то, что было на прошлом занятии, какие сделали для себя выводы, какой опыт приобрели, чему научились);
  3. Расширение ( рассказываю детям новую сказку, спрашиваю, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь кому-либо из героев сказки и пр.);
  4. Закрепление ( обсуждаем и анализируем вместе с детьми прочитанное);
  5. Интеграция (связываем новый опыт с реальностью, говорим в каких ситуациях жизни детей мы можем его использовать );
  6. Рефлексия (обобщаем приобретенный опыт, связываем его с уже имеющимся );
  7. Ритуал “выхода” из сказки.

Согласно этой структуре занятия можно работать со всеми видами сказок.

Предлагаю вашему вниманию конспект занятия из курса “Сказкотерапия”, которое рассчитано на детей старшей группы и является первым в данном цикле.

Тема: “Мальчик – ябеда”.

Цель: создать благоприятный микроклимат, научить детей анализу и оценке поведения другого человека и самого себя, корректировать такое качество личности, как ябедничество.

Ход занятия:

1. Упражнение “Доброе животное”.

Дети встают в круг и берутся за руки. Психолог тихим голосом говорит: “Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!”. Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. “А теперь послушаем вместе!”. Вдох – все делают шаг вперед, выдох – шаг назад. “Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое добое сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.”

2. Сказка Мальчик – ябеда”.

В одной из групп детского сада, где было много хороших игрушек и дружных ребят, произошла вот какая история. В группу ходило много ребят, и все они были добрые, веселые и вежливые. И был среди них один мальчик, с виду похожий на остальных. Родители звали его Колей, а дети прозвали Ябедой.

Он почти не играл, а только смотрел, где кто взял что-нибудь без спроса или толкнул кого-нибудь, и сразу бежал к воспитательнице и рассказывал ей об этом. Он ждал, что его похвалят, но этого не происходило. Воспитательница даже ругала его. Но Коля не понимал, почему так происходит, и продолжал ябедничать, каждый раз думая, что теперь уж обязательно похвалят.

Дети не любили его и отказывались с ним играть. А как-то раз они решили, что не будут с ним разговаривать, а играть станут так, чтобы ему было не видно. Так они и сделали, и мальчику совсем стало скучно. Он не знал, что делать и чем заняться, что рассказать воспитателю. Он даже заплакал, и никто его не пожалел.

– Почему так произошло? Что я такого сделал, что ребята не разговаривают со мной? – думал он.

А вы как думаете?

3. Обсуждение и анализирование прочитанного.

– О чем эта сказка? Какие чувства вызывает сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие грустные? Какие ситуации вызывали раздражение? Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, обиду, прозрение? Почему мальчик совершает данный поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Ищет ли он другой способ взаимодействия с окружающими? Обращается ли за помощью к ним? Можем ли мы сказать, что это пассивный герой?

4. Связь нового опыта с реальностью.

-Как вы думаете, чему учит нас эта сказка? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

5. Рефлексия.

– Если такой ребенок появится в вашей группе, то как вы ему поможете? А если вам самим захочется на кого-то пожаловаться, то что вы будете делать?

Далее дети говорят о том, какое правило они извлекли из сказки, что поняли?

В результате данного занятия мне бы хотелось, что бы дети пришли к выводу о том, что ябеда не плохой, а одинокий человек, и своими поступками он не хочет создать неприятности другим, а лишь хочет, что бы на него обратили внимание. И если мы ему поможем, не бросим его в беде, примим в свою игру, то он обязательно изменится.

6. Ритуал “выхода” из сказки.

“Речевка”.

Все мы дружные ребята.
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться мы знаем.
Никого в беде не бросим.
Не отнимим, а попросим.
Пусть всем будет хорошо,
Очень радостно, светло!

Как уже говорилось выше, это первое занятие и в отличие от него последующие занятия будут начинаться с повторения того, что было на прошлом занятии– какой приобрели опыт, чему научились, какие для себя сделали выводы. Тема следующего в цикле занятия называется “Жадный кармашек”, на котором мы с детьми говорим о том, что такое жадность и как с ней бороться.