Внеклассное мероприятие "Высоцкий в России – больше, чем поэт"

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980) родился в Москве 25 января 1938 года в семье военного связиста, прошедшего всю войну. В 1947-1949 годах Высоцкий жил с родителями в Эберсвальде (под Берлином) по месту службы отца; затем с матерью — в Москве. К окончанию школы Владимир решительно заявил родителям, что хочет поступать в театральный институт, но вся семья была против. Отец, мать, дедушка Владимир Семенович, другие родственники уговаривали его оставить мечту о театральной карьере и, чтобы всегда иметь кусок хлеба, стать “нормальным советским инженером”. В 1955 году по настоянию отца поступил в Московский инженерно-строительный институт на механический факультет, но в разгар зимней сессии первого курса бросил институт из-за нелюбви к черчению и тяге к искусству. С января по июнь 1956 года он занимался в драмкружке у Богомолова, который помогал ему готовиться к вступительным экзаменам, а летом поступил в школу-студию МХАТ. Окончив училище, Высоцкий начал работать в Московском театре им. А.С.Пушкина, но вскоре ушел и “начал бродить по разным московским театрам”.

Кто же такой Владимир Высоцкий? Что же это за уникальное явление в нашем искусстве, литературе, театре, кино…?

Для начала я предлагаю послушать стихотворение Б.Окуджавы “О Володе Высоцком”.

О Володе Высоцком я песню придумать решил:
Вот еще одному не вернуться домой из похода.
Говорят, что грешил, что не к сроку свечу затушил…
Как умел, так и жил, а безгрешных не знает природа.
Ненадолго разлука, всего лишь на миг, а потом
отправляться и нам по следам по его по горячим
Пусть кружит над Москвою охрипший его баритон,
Ну а вместе с ним посмеемся и вместе поплачем.
О Володе Высоцком я песню придумать хотел,
Но дрожала рука и мотив со стихом не сходился…
Белый аист московский на белое небо взлетел,
Черный аист московский на черную землю спустился.

У многих, слушающих песни поэта, складывается впечатление, что его стихи можно только слушать в исполнении самого автора. Действительно, он перед тем как исполнять песни на концертах, всегда говорил: “Я сейчас покажу вам песню…” Эти слова вполне оправданы, ведь каждая его песня, это прожитая жизнь, прожитая судьба, которую воочию представляем себе, когда слышим их.

И сегодня, стоит открыть книгу на знакомой песне - сразу же слышится мелодия и голос, и вместо того, чтобы читать, мысленно поешь вместе с ним напечатанные строки.

Настало время читать стихи Высоцкого.

Давайте послушаем песню на стихи Высоцкого “Корабли постоят и ложатся на курс”.

Владимир Семенович Высоцкий вошел в русское советское искусство как многогранно одаренная личность. Большой поэт, выдающийся артист, незабываемо сыгравший Лопахина, Хлопушу, Гамлета; яркий киноактер, покоривший зрителя глубиной проникновения в создаваемый им образ; самобытный исполнитель авторских песен, звучащих во всех уголках страны.

Наверняка. Все знают стихотворение “Большой Каретный” (учащийся читает)

Это стихотворение в некоторой степени можно назвать автобиографичным. Ведь его семья отца жила в Москве на Большом Каретном переулке. Его Володя не забывал нигде и никогда. Пел о нем. Куда бы судьба не заносила, даже в самые далекие и красивые страны, рвался в Москву.

По мнению родителей он должен был получить техническое образование. И Высоцкий поступил на механический факультет Московского инженерно – строительного института. В коллектив студентов влился сразу, всегда был в центре внимания, на все имел свое мнение, но удовлетворения от учебы не получал – душа рвалась на подмостки театра. И, в конце концов, в конце первого семестра он все-таки бросил институт, чтобы наследующий год, преодолев сложнейшие экзамены, поступить в школу – студию МХАТ на курс П.А. Масальского и А.М. Комисарова. Здесь начала раскрываться его дарование. Он писал различные комедийные вещи, однако, всегда с серьезной подоплекой, стихотворные тексты многочасовых капустников, в составе агитбригады ездил по селам, придумывал и исполнял частушки на местные темы.

На гитаре учился играть по самоучителю. Очень любил живопись, собрал много альбомов с репродукциями, нравилось читать книги по истории, по истории искусства. И всех поражало его умение трудиться. Сочинял ночью, не только стихи, песни, но и писал сценарии, повести”.

Свое творчество поэт начал с уличных, блатных песен, основная заслуга которых в том, что поэт поверил в действенную силу песенной сатиры и стал песней бороться с не доставками нашей жизни, за оздоровление общество. Был неумолим к себе – работал по 18–20 часов в сутки, ему не присваивали званий не публиковали стихов, не удостаивала внимания критика. Одни любили его, другие – ненавидели.

Не привыкать глотать мне горькую слюну –
Организация, инстанции и лица
За то, что я нарушил тишину
За то, что я хриплю на всю страну…
Но был тверд:
И песню напишу, и не одну.
И в песни той кого – то прокляну,
Но в пояс не забуду поклониться
Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться!
Пусть чаша горькая – я их не обману.

Много песен написано им к фильмам, в которых он не снялся.

Давайте послушаем.

Звучит песня к фильму “Земля Санникова”

Есть в стихах поэта прекрасный мир романтики. Здесь “горы спят, вдыхая облака, выдыхая снежные лавины”, “скалы сами подставляют плечи”, здесь страхуют товарища с наслаждением и можно положиться на друга, как на самого себя. Про людей мужественных, настойчивых, целеустремленных рассказывается в этих стихах.

Звучит авторская песня к фильму “Вертикаль”.

Автор вообще любит ставить персонажей своих песен и стихов в экстремальные условия и наблюдать, как они будут себя вести, потому что “интересно писать о людях в подвиге, в риске, чем просто так”.

В.Высоцкий всегда оставался честным, непримиримым к несправедливости, высказывал по этому поводу свои мысли как умел. А лучше всего он умел это делать в своих песнях.

Слушание авторской песни “Я не люблю”.

Как вы знаете много есть песен у Высоцкого, воспевающих боевой подвиг, воинскую славу, слушая которые, кажется, что он сам прошел фронтовыми дорогами вместе со своими героями. Эти песни блистательной россыпью вкраплены поэтическое наследие Высоцкого. Каждая из них, воспевая боевой подвиг, сама является подвигом творческим, потому и западает в сердце молодежи, и теребит души фронтовиков.

Песни Высоцкого о войне – это прежде всего песни очень настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверять и собственную жизнь, и Родину.

Стихотворение “Сыновья уходят в бой”.

Однажды, это было в 1967 году, в театре на Таганке французская актриса Мария Влади увидела Владимира Высоцкого в спектакле “Пугачев” в роли Хлопуши. Как и весь зал, она потрясена силой, отчаянием, необыкновенным голосом актера. Аплодировали стоя. Вечером они познакомились. Им обоим по тридцать. А впереди целая жизнь. Через три года они стали официально мужем и женой .

За 12 лет совместной жизни они не растеряли чувства влюбленности. Он был больше, чем муж. Он был хорошем товарищем, с которым Марина Влади могла делиться всем, что было на душе. И он рассказывал о своих делах, планах, мне первой читал новые стихии новые песни. Володя старался показать как можно больше всего из того, что он любил, что ему было дорого.

В работе Владимир Высоцкий был неутомим. Он работал сутками, работал в театре и в кино, писал песни, стихи, прозу. Не понятно, как на все хватало сил. Он жил как горел. И сгорел. Не выдержало сердце поэта.

В те дни, когда в Москве шли Олимпийские игры, страна простилась с Высоцким. Он умер 25 июля 1980 года.

Под окнами кирпичного кооперативного дома на Малой Грузинской собралось совсем немного людей. Они стояли молча, окаменев.

Чем он был отмечен при жизни? Да особенно ничем. Он не стал членом Союза писателей. Не композитор – ну, это он и сам сколько раз говорил. Что не народный – это, конечно, факт. Хотя народным он стал по сути. Ведь тогда не было дома, где молодежь не знала о Высоцком. Его песни переписывались с концертов, а потом неисчислимое число раз переписывались с магнитофона на магнитофон и распространялись по всей стране.

Неоднократно известные артисты, имеющие звания Народных и заслуженных артистов страны, говорили, что только мечтают о такой популярности как В.Высоцкого.

Однако признание прошло потом, потом были написаны о нем стихи, книги, монографии, созданы фильмы и т.д., все было потом…

Андрей Дементьев писал о нем (“Черный лебедь”):

Еще одной звезды не стало,
И свет погас.
Возьму упавшую гитару,
Спою для вас.
Слова грустны,
Мотив невесел,
В одну струну,
Но жизнь,
Расставшуюся с песней,
Я помяну.
И снова слышен хриплый голос.
Он в нас поет.
Немало судеб укололось
О голос тот.
А над душой, что в синем небе,
Не властна смерть.
Ах, черный лебедь, хриплый лебедь,
Мне так не спеть.
Восходят ленты к нам и снимки
Грустит мотив.
На черном озере пластинки
Вновь лебедь жив.
Лебедь жив…

Теперь, когда поэта нет, начинаешь понимать, что это был сплошной обнаженный нерв. Что жизнь его была самосжиганием, которое, понятно, не может происходить долго. Увы, тот, кто говорит, и сгорает быстрее. Бесспорно, Высоцкий ушел рано. Больше всего он боялся, что уйдет и не допоет свои песни. Допел в том то и суть дела. Сказал все, что должен сказать человек, чтобы иметь право уйти, оправдать свое появление на “белый свет”.

Да, при жизни Владимиру Высоцкому недодали – и официального признания, и почестей, и просто внимания. Но не надо “посмертно” превращать его в мученика, связанного по рукам и ногам. В том – то и феноменальность Высоцкого, что он сумел сказать свое слово, спеть свою песню. И этого вполне достаточно, чтобы проникнуть к этому человеку чувством огромной благодарности и искреннего восхищения. Долго еще будет сопровождать людей его хриплый баритон – и в работе, и в любви, и в минуты мужских решений и поступков.

Стихотворение А.Городницкого:

Погиб поэт. Так умирает Гамлет,
Опробованный ядом и клинком…

Звучат аудиозаписи песен в исполнении В.Высоцкого.

В течение всего мероприятия на экране демонстрируется презентация о Высоцком и его творчестве.

Презентация