Конспект логопедического подгруппового занятия с детьми ФНР на тему "Встреча со старым другом Сан Санычем"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цель: автоматизация звука [С] в словах.

Задачи:

  • Коррекционные задачи:
    • закрепление умение правильно произносить звук [С] в словах.
    • закрепление умение согласовывать имена существительные с именами числительными.
    • формирование навыков самоконтроля за речью.
    • закрепление пространственных представлений, графического изображения звука
    • совершенствование умения образовывать существительных, обозначающих род занятий людей.
    • закрепление навыков изменять род имен существительных.
  • Воспитательные:
    • воспитание дружеских взаимоотношений между детьми.
  • Развивающие:
    • развитие просодики, внимания, памяти, мышления.
    • развитие фонематического восприятия.
    • развитие общей и мелкой моторики
    • закрепление пространственных представлений.
    • активизация словаря по теме: «Профессии и род занятий»
  • Здоровьесберегающие:
    • создание условий для комфортного самочувствия детей.
    • укрепление психического здоровья детей.
    • закрепление навыков правильного выполнения элементарного самомассажа.

Оборудование. Магнитофон с аудиокассетой, карточка с характеристикой звука, дорожки «Следы», игрушки (гномик, куб, мяч), предметные картинки,  карточки для определения звука в слове, дидактическая игра «Звуковая мозаика», цветные карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

2. Игра «4 – лишний»

Логопед показывает картинки. Дети называют картинки и находят лишнюю картинку, отвечая на вопрос «Почему
Яблоко, груша, слива, капуста – капуста
Клен, ива, береза, сова  – сова
Платье, юбка, рубашка, стакан – стакан
Картинки одной групповой принадлежности удаляются, на панно остаются выделенные картинки.

3. Сообщение темы

Логопед. Скажите, какой звук повторяется во всех данных картинках?
Ответ детей.
Логопед. Правильно. Звук [С]. Сегодня мы будем продолжать правильно произносит звук [С] в словах.

4. Характеристика звука

Логопед. Дети, скажите звук [С] тихо, громко, длительно коротко.
Дети произносят звук тихо и громко, длительно и коротко.
Логопед. Скажите, как мы произносим его.
Ответ ребенка. (Губы в улыбке, язык опущен, струя воздуха холодная в виде «ручейка»).
Логопед. Молодцы. А расскажите мне об этом звуке.
Ответ ребенка. (Звук [С] согласный, твердый, глухой, свистящий).
Логопед. Правильно. Молодцы. (стук в дверь)

5. Основная часть

Логопед. Смотрите, кто к нам пришел в гости на занятие. Это мой старинный друг – Сан-Саныч. Он пришел не с пустыми руками, а с заданиями. Дети, выполним задания Сан-Саныча? (Да)

Произнесение слогов и слов с помощью карандаша:

Са-са-са – сани, сад, оса. (карандаш находится между ладонями)
Со-со-со-сода, соки, колесо. (карандашом водим по внешней поверхности правой ладони)
Су-су-су – судно, сумка, несу. (карандашом водим по внешней поверхности левой ладони)
Сы-сы-сы – осы, косы, сыр. (крутим карандаш  подушечками пальцев правой руки)
Ска-ска-ска – скамейка, тоска, миска. (крутим карандаш подушечками пальцев левой руки)

Логопед. Молодцы.

6. Отгадайте загадки и определите место звука в слове.

Логопед. Сан-Саныч хочет проверить вашу смекалку. Но еще больше ему интересно узнать сможете ли вы определить место звука [c] в словах-отгадках.

1. Число и нота рядом с ним,
Да букву припиши согласную,
А в целом мастер есть один,
Он мебель делает прекрасную. (Столяр)

2. Кто пасет овец и коз,
Там, где луг травой зарос. (Пастух)

3. Мастер, мастер, помоги –
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди
Мы пойдем сегодня в гости! (Сапожник)

4. Труба подзорная при нем –
Смотрит в небо… (Астроном)

Логопед. Сан-Саныч говорит вам «Молодцы».

7. Игра с мячом «Он-она»

Логопед. Мы будем изменять слова. Я буду называть музыкантов-мальчиков, а вы измените мое слово так, чтобы можно было представить музыкантов – девочек.

Он пианист – она пианистка
Он баянист –
Он гитарист –
Он флейтист –
Он арфист –
(Оценить ответы детей)

8. Игра с кубиком «Посчитай-ка»

Логопед. Сан-Саныч – очень общительный человек. Давайте, дети, узнаем, сколько в своей жизни он повстречал людей. Вам нужно кинуть кубик и сказать, например, 4 фокусника и т.д. Слова: фокусники, космонавты, садовники, телефонисты, трактористы, стюардессы.
(Оценить ответы детей)

9. Игра «Звуковая мозаика»

Лист 4 х 4, жетоны синего и оранжевого цвета

Логопед. Отгадайте, что загадал Сан-Саныч. Я буду называть разные слова. Если в слове есть звук [c], кладите жетон синего цвета, если нет этого звука в слове – оранжевого цвета. Раскладывать жетоны надо с самого верхнего левого угла, сначала верхний ряд, потом второй, затем третий и четвертый. Если будете внимательно слушать слова и правильно подбирать жетоны нужного цвета, у вас получится красивый узор.

Слова:  

актриса                                журналист                 пианист                     футболист
каратист                              пилот                         банкир                       официант
волейболист                       рабочий                     повар                         продавец
гимнаст                               гармонист                  юморист                   тракторист

Логопед. Сан-Саныч хвалит вас за старание.

10. Физминутка

Подвижная игра «Море волнуется раз…» в музыкальном сопровождении.
Фигуры: садовник, каратист, футболист, пианист.

11. Игра «Спорт-спортсмены»

Логопед. Сан-Саныч просит отгадать: кто играет в футбол? (теннис, хоккей, баскетбол); кто занимается фигурным катанием? (каратэ)

Логопед. Сан-Саныч очень рад, что вы справились с заданием.

12. Закрепление пройденного

Логопед. Пройдите по дорожке «следов» и вспомните слова со звуком С, которые мы произносили сегодня на занятии. Один след на дорожке – одно слово. Кто быстрее?

13. Итог

– Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?
– Кто к нам в гости пришел? Какие его задания вам понравились?
– Какие задания вам показались трудными?
– Если вы справились со всеми заданиями, то похлопайте себе в ладоши.

Вручение подарка Сан-Саныча.