Интегрированный урок (синтез искусств) по музыке в 6-м классе с использованием педагогической технологии "Педагогика искусства" на тему "Эхо прошедшей войны"

Разделы: Музыка


Характеристика темы: данный урок из цикла «Россия – Родина моя», по теме: «Влияние музыки на человека»  (тема полугодия «Преобразующая сила музыки»). Он ориентирует учащихся на закрепление имеющихся знаний, полученных на предыдущих уроках, по другим предметам и изучение нового материала. Тема имеет важное значение для всестороннего развития учащихся, так как развивает аналитические способности, творческое мышление, воображение, раскрывает чувственную сферу, способствует успешности детей.

Система целей:

Общедидактическая цель.

  • Создать условия для эффективного изучения нового материала по теме: ««Влияние музыки на человека», при опоре на имеющиеся знания, используя методы и приёмы «Педагогики искусства».

Триединая дидактическая цель:

  • Воспитательный аспект: способствовать раскрытию патриотических чувств учащихся и проявлению эмоционального отклика на произведения разных  видов искусств (музыка, живопись, литература)
  • Развивающий аспект: способствовать развитию музыкальных и творческих способностей детей: развивать общеучебные умения, учить вслушиваться и образно представлять содержание музыкального произведения, переводя его в другую модальность, осуществлять сравнительный анализ музыкальных фрагментов и выходить на диалог с автором.
  • Обучающий аспект: расширить и закрепить знания о музыке советских и литовских композиторов, познакомить с приёмами «Ассоциативный ряд», « Визуализация», «Переинтонирование»,  «Прочтение картины».

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и совершенствование знаний, умений и навыков).

Жанр урока: тематический.

Вид урока: урок-образ (урок-прогулка)

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

  • фронтальная
  • индивидуальная

Методы обучения:

  • репродуктивный
  • наглядно-слуховой
  • моделирование художественно-творческого процесса
  • метод погружения
  • интонационный анализ

Приёмы обучения:

  • ассоциативный ряд
  • визуализация (перевод в другую модальность)
  • переинтонирование
  • прочтение картины
  • сравнительный анализ

Структура и план  урока:

№ п/п

Этапы урока

Дидактические цели

1 Организационно-мотивационный. Обеспечить мотивацию и создать условия для принятия учащимися целей урока.
2 Актуализация опорных знаний при изучении нового материала. Совершенствовать вокально-хоровых навыков при исполнении песен. Формирование знаний о советской и литовской музыке. Знакомство с новыми приёмами интонирования.
3 Развитие музыкальных способностей и творчества. Вырабатывать у детей умение слушать друг друга, эмоционально откликаться на звучащую музыку, уметь высказывать собственное мнение.
4 Подведение итогов урока. Сформулировать выводы. Проверить эмоциональный настрой учащихся.

№ п/п

План урока

Художественный фрагмент

Используемые  приёмы и методы

1 Пролог «Журавли»Я.Френкель,Р.Гамзатов Ассоциативный ряд, погружение
2 Завязка «Отъезд» 1 ч. из симфонической сюиты «Зимний костёр» С.С. Прокофьева Визуализация, переинтонирование, моделирование худож.-творч. прцесса
3 Развитие «Апофеоз войны» В.Верещагин Прочтение картины, интонационный анализ
4 Кульминация «В путь» В.Лаурушас Перевод в другую модальность, сравнительный анализ
5 Развязка «Кровинки» М. Савицкий Наглядно-слуховой
6 Эпилог «Дорога добра» М.Минков, Ю.Энтин. Репродуктивный

Принципы обучения: тематизм, научность, интеграция, доступность, наглядность, эмоциональность, художественная образность.

Средства обучения:  рабочий лист, фонотека (диск), фонохрестоматия и нотные сборники, портреты композиторов, репродукции картин, ТСО (звуковоспроизводящая аппаратура (ПК с колонками, музыкальный инструмент)

Система контроля:

  • контроль учителя
  • самооценка эмоционального состояния детей

Оформление доски  включает название темы, эпиграф. Иллюстративным материалом являются портреты композиторов и репродукция картины.

Раздаточный материал  –  рабочий лист (см. Приложение)

ХОД УРОКА

Кисть, которую водит художник, должна обмакиваться в разум…

И.Винкельман, нем. археолог XVIIIв.

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Скажите мне, пожалуйста, какое очень важное событие для всей нашей страны, для всех наших людей мы будем отмечать в мае 2010 года?

Дети: 65-летие победы в Великой Отечественной войне.
У. Конечно, и в преддверии этой знаменательной даты мне бы хотелось с вами поговорить о том, как и чем в памяти людей осталась война. Поэтому тема нашего урока звучит так: «ЭХО прошедшей войны». В качестве эпиграфа я вам предлагаю слова немецкого археолога XVIII в. И.Винкельмана «Кисть, которую водит художник, должна обмакиваться в разум…». Это значит, что урок у нас будет не обычный, а творческий. Мы научимся творчески мыслить    и попробуем сегодня стать свободными художниками.
Чтобы нам было удобнее настроиться и  вести разговор, я приготовила для вас рабочие листы с вопросами, основными понятиями и текстом песен. В  них вы можете записывать названия произведений, свои интересные мысли и размышления.
А начнём мы наш урок с исполнения песни «Журавли» сл. Расула Гамзатова, муз. Яна Френкеля. (пение под фонограмму или под аккомпанемент учителя. Начало 1 куплета и конец 2 куплета поёт учитель). Постараемся при пении передать содержание и характер песни.

У. Молодцы, у нас замечательно получилось. А что для вас значит война? Какие у вас ассоциации с этим словом? (Игра «Ассоциативный ряд»).

Д. Танки, взрывы, страх, ужас, смерть, кровь и т.д. (дети говорят хотя бы по слову).

У. обобщает высказывания детей и подводит итог игре. (Одобрение  любого высказывания детей. Привлечение внимания к необычным, оригинальным высказываниям).
Действительно, война – это разрушение человеческих взаимоотношений, желание показать силу порабощения, неумение договориться.
Сегодня мы совершим ПРОГУЛКУ в середину прошлого, XX века, и помогут нам в этом разные виды искусства, а именно, музыка,  живопись и литература.
А что для вас значит слово дорога? (Игра «Ассоциативный ряд»)

Д. Движение, путешествие, поезд, возвращение домой и т.д.

У. Замечательные, необычные ассоциации вы находите. Давайте попробуем нарисовать музыку, то настроение, которое в ней заложено. Для этого существуют 3 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛА:

  • Рисуем, пока звучит музыка, т. к. мы рисуем музыку.
  • Рисуем всё, что навевает нам музыка, т. к. нет правильных и неправильных рисунков и ответов.
  • Рассказываем по своим рисункам о том, что услышали в музыке.

– Вы принимаете эти правила? Замечательно, я включаю музыку.

Звучит «Отъезд» С.С. Прокофьева из симфонической сюиты «Зимний костёр». (Произведение не называется. Дети рисуют музыку).
Минутка осмысления.

Учитель совместно с детьми проводит анализ рисунков. Дети рассказывают о том, что нарисовали, отвечают на вопросы:

– Понравилась ли музыка? Какое настроение, интонации? Изобразим жестом, движением (сделаем видимым интонационный смысл). А кто озвучит это настроение на ф-но? (переинтонируем)
– Если представить, что эта музыка выражает образы людей, то какого возраста?
Д. Образы детей, подростков.
– А какого цвета эта музыка?
Д. Светлая, розовая, голубая, золотистая, и т.д.
– А какое время года?
Д. Зима.
– Есть ли в музыке изобразительные интонации?
Д. Гудок паровоза, стук колёс.
У. Верно, музыка очень образна и выразительна и программна. Её содержание композитор передал в предпосланных стихах С.Я.Маршака

Хочет каждый из ребят
Сесть к окну поближе,
По углам торчком стоят
Смазанные лыжи.
Плавно тронул паровоз,
Город, до свиданья!
Проезжают без колёс
За окошком здания.
Вот и кончились дома.
В окнах просветлело.
Подмосковная зима
Блещет гладью белой.

– Как вы думаете, кто из композиторов  так юно смотрел на мир и мог создать это произведение? Это старинный, русский или советский композитор?

Д. С.С.Прокофьев
У. Верно. И называется это произведение «Отъезд» из симфонической сюиты «Зимний костёр».

(Учитель вешает на доску портрет С.С.Прокофьева. Можете подписать название и автора на рабочем листе в пункте 2.)

У. Как вы думаете, почему эта музыка оставляет в душе  очень светлое созидательное чувство, даже чувствуется дыхание свежего зимнего ветра?

Д. Потому, что она правдива.

У. А при чём же здесь война?

Д. Это воплощение предвоенной безмятежной жизни, юной и беззаботной.

У. А теперь обратимся к картине Василия Верещагина «Апофеоз войны» (Приложение 1, рис.1). Вас не удивляет, что у нас на доске картина не про войну? Или я ошибаюсь?
Постараемся прочесть её. Именно прочесть, т. к. если просто посмотреть на картину, то это значит не почувствовать, не понять, не задуматься. А вы помните наш эпиграф? (Обращаюсь к эпиграфу на доске). Обратим внимание на все детали картины, даже самые мелкие.

План анализа у вас в рабочих листах, пункт 3.

– Нравится или не нравится картина?

  • Название

– Какое странное название, не правда ли?

Апофеоз (апогей) – высшая точка напряжения, взлёт, восторг.

– Что такое война мы уже говорили, называя ассоциации. Почему художник сопоставил эти такие контрастные понятия? Постараемся понять дальше.

  • Контрасты и тождества.

– Самый яркий контраст живого (ворон) и мёртвого (пустыня, деревья, выжженный город, груда черепов)

  • Особенности интонаций.

– Чтобы понять заложенные в картине интонации обратите внимание на выражения черепов. Они кричат, выражают боль, страх, ужас, дикий хохот. Над чем они смеются? Может быть над нами?

  • Знаки – символы. Какие символы вы видите на картине?

– Ворон – птица, которая питается падалью, умершими. Черепа, их дикий хохот – символ смерти. Гора черепов в форме пирамиды – символ вечности. Выжженная пустыня, жаркий знойный воздух – вызывают ощущения пустоты, заброшенности, одиночества.

  • Где взгляд автора? В картине или за ней?

– Взгляд автора за картиной. Он смотрит прямо, а солнечный свет падает слева. Тень от горы напоминает указание пальцем. Может это отпечаток, память, своеобразное продолжение.
– Что  хотел сказать автор?

ВЫВОД: Люди – опомнитесь! Никто не выигрывает в войне, даже победитель. Все мы проигравшие, потеряв столько человеческих жизней и сохранив во многих поколениях эту боль.

  • Стиль картины.

Плакатная живопись, живопись назидательная.

– А теперь снова в путь. Случается так, что многие люди при жизни не находят понимания и  посылают письма в будущее, может быть нам с вами. Чтобы мы остановились, прочли и поняли его. Человек ищет того, кому сможет довериться. Перед нами такое письмо. Слушайте и рисуйте очень внимательно от начала и до конца, не прерываясь ни на одно слово, не пропуская ни одной детали из жизни этого человека. Обратите внимание  на то, «как», с каким чувством говорит автор письма (Кто совсем-совсем не хочет рисовать, то опишите музыку словами).

Звучит пьеса «В путь» Витаутаса Лаурушаса
Минутка осмысления.
Учитель вместе с детьми проводит анализ рисунков.

У. Написал это произведение современный литовский композитор Витаутас Лаурушас. Называется оно «В путь». Конечно, вы услышали звукоизобразительные элементы в исполнении народных литовских инструментов. Обратите внимание на пункт 4 в рабочем листе. Но музыка совершенно отличается от 1-го произведения. Это видно по цвету, по ритму  ваших рисунков. Только ли поездку на поезде нарисовал автор?

Ответы детей.

У. Это произведение о первых днях войны. В одном из вагонов этого поезда ехал сам будущий автор. Он не просто путешествовал, а эвакуировался из Литвы во время наступления немецких захватчиков. Как резко звучит паровозный гудок, лихорадочно стучит испуганное сердце, словно диктует: «Бежать, бежать, бежать...». А в средней части пьесы мы слышим и ощущаем ту растерянность и ужас, с которым во время бомбёжки поезда все разбегаются по лесу и пытаются спрятаться. На сколько сильным было это угнетающее чувство, что спустя много лет после войны, будучи взрослым, композитор создаёт такую музыку. И тот тихий, надрывный гудок, заканчивающий произведение, навсегда остаётся в памяти.
Хочу обратить ваше внимание на картину художника Михаила Савицкого  «Кровинки» (Приложение 1, рис. 2). Может быть, точно так же Витаутас Лаурушас убегал от войны и в памяти маленького ребёнка на всю жизнь остался страх и безысходность как в глазах этих детей – маленьких кровинок человечества.
А теперь, попрошу вас оценить своё эмоциональное состояние на уроке, используя пункт 5 рабочего листа.
Я  постараюсь вам передать СВОЁ эмоциональное состояние. Читаю  свои стихи.

Мне везёт на хороших людей.
Верю, их очень много.
Каждый хочет себя понять
И шагает своей дорогой.
Как найти её, самую нужную,
Верную, чтоб не впросак.
И ступать нужно так осторожно,
Чтоб другому не помешать.
А иные идут без оглядки,
Топчут всё на своём пути.
И, в итоге, своими руками
Изуродуют свою жизнь.
Взять бы звёздочку невесомую,
Чтоб светила в дальнем пути.
По дороге жизни, неведомой,
Очень трудно порой идти.

– Подводя итог нашей встрече, я хочу вас спросить: что же нужно делать или не делать, чтобы не было войны, чтобы нам всем не приходилось читать такие тяжёлые письма, и, вновь и вновь, испытывать боль потерь и сожалений?

Ответы детей.

У. Да, видимо, люди, которые развязывают и ведут войны, выбрали в жизни не ту дорогу. И если в каждом из нас будут жить любовь, разум и человечность, то мир не рухнет, по крайней мере, от наших человеческих рук!
Я благодарю всех вас за творческую работу и предлагаю закончить наш урок песней «Дорога добра» муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина.
А в качестве домашнего задания – выучить слова этой песни и исполнить её на следующем уроке.