Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема здоровья у ребенка дошкольного возраста и его сохранения в современном обществе в настоящее время стоит более чем остро. Психологическая безопасность же – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, – основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что ни родителям, ни педагогам не стоит экономить силы на его формирование в детстве.

Мы стремимся, чтобы наше образовательное учреждение стало территорией безусловной психологической безопасности, а это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в ДОУ, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А психолог, как специалист по работе с эмоциональными состояниями, установками, мотивами поведения детей и взрослых, обязан протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития всему ДОУ.

Одним из современных инновационных методов обучения является проектная деятельность – технология, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, осуществлять творческий поиск информации, находить и решать проблемы, но и дает возможность заинтересовать детей, сделать процесс обучения личностно значимым.
Метод проектов позволяет перейти от традиционной ретрансляционной передачи знаний к активным методам обучения. А активная деятельность – наиболее успешный вид восприятия информации. Согласно психологическим исследованиям, у человека остается в памяти приблизительно 10% из того, что он слышит, 50% – из того, что он видит, и 90% – из того, что он делает.

Этот метод затрагивает не только и не столько интеллектуальную сферу детей, но и чувства, эмоции, отношение к окружающему миру, свои ценностные ориентации. Создается атмосфера доверия, в которой дети чувствуют себя достаточно безопасно, могут свободно мыслить и выражать свое мнение. Отсутствует стереотип «делай, как все», «рассказывай, как все» и т.д. Метод проектов может быть адаптирован ко всем возрастным группам, необходимо только учитывать психолого-физиологические особенности детей, понимать интересы дошкольников на данном этапе.

В нашем ДОУ метод проектов реализуется уже более 5 лет.

За это время «родилось» большое количество проектов, как кратковременных, так и долгосрочных – «Зеленая гостиная», «Внимание! Елочка – Зеленая иголочка!», «Апатиты – город для жизни», «Радуга-планета детства», «Наши добрые друзья», «Цветы дома», «Никто не забыт ничто не забыто», «Краеведение для домовят», «Моя маленькая родина в стихах» и т.д. В рамках проектной деятельности проводится большая разноплановая работа с педагогами, родителями и детьми о значимости этого метода для развития личности дошкольников: беседы, деловые игры, дискуссии, консультации, семинары-практикумы, тренинги, выставки детских работ, презентации проектов и др.
Как правило, все наши проекты – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада, поэтому любая тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.

Метод проектов очень помогает нам в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной период у детей характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Уже два года подряд воспитанники старшей группы ДОУ участвуют в фестивале исследовательских работ дошкольников «Хочу все знать» со своими проектами: «Мои друзья – комнатные растения» и «Ткани разные нужны, ткани разные важны».

Предваряет непосредственную работу над любым проектом специально организованный курс развивающих занятий, целью которого является формирование необходимых умений и навыков, а также развитие исследовательской мотивации.

Так же в групповой проектной работе дети берут на себя определенные роли (распределяют обязанности):

– ребенок-исследователь – его основная задача – отыскивать все новое, необычное и таинственное, разгадывать найденные загадки, он отвечает за этап сбора информации;
– ребенок-творец – создает новые произведения, придумывает, сочиняет, оформляет (если роль художника-оформителя не выделена отдельно);
– ребенок-помощник – помогает налаживать коммуникации, оказывает поддержку другим участникам проекта, отвечает за благоприятную атмосферу в проектной группе;
– ребенок-организатор – следит за этапами выполнения работы, а также ведет запись работы;
– ребенок-докладчик – готовит вместе с другими участниками доклад о работе, отвечает за этап презентации.

Задача педагога-психолога помочь воспитателю распределить роли в проекте, направить в нужное русло взаимоотношения детей в коллективе, сделать так, чтобы в групповой проектной работе роль и возможность показать себя с наилучшей стороны нашлись для каждого.

Регулируя, таким образом, распределение ролей в значимой для детей деятельности – в процессе работы над проектом – с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, получаю возможность оказывать непосредственное влияние на взаимоотношения в детском коллективе.

Метод проектов – технология обучения, которая не только учит детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, но и делает процесс обучения личностно значимым. Для педагогов же проектирование – это еще и универсальный и наиболее эффективный способ решения как профессиональных, так и жизненно важных проблем. Для успешной работы над проектом или исследованием педагогам необходимо владеть навыками организации собственной деятельности, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы и многими другими умениями и навыками.

Психолого-педагогическое сопровождение проектов в ДОУ осуществляется на трех этапах:

– на этапе планирования проектной деятельности;
– на этапе проживания темы проекта;
– на этапе рефлексии по теме проекта.

На этапе планирования проектной деятельности – через определение ориентиров психолого-педагогического мониторинга и непосредственное проведение диагностики с целью своевременного отслеживания реализации поставленных в проектной деятельности задач воспитания, развития и коррекции.

Так, во время работы над проектом «Зеленая гостиная» особой популярностью у нас пользовалась такая форма работы, как тренинги для педагогов и родителей – «Учимся слушать друг друга», «И это хорошо, и это плохо», которые были разработаны по результатам диагностики детей и анкетирования родителей дошкольных групп.

Одним из этапов проекта «Радуга – планета детства» стал цикл групповых занятий «Наши дети – какие они…», в которых участвовали дети и родители. Эти занятия были разработаны по результатам психолого-педагогического мониторинга, проведенного в группах раннего возраста. Совместные занятия строились таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребенком. В процессе занятий родители стали более сензитивными к своим детям и научились относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности.

В процессе работы дети начали воспринимать родителей по-новому, как союзников, потому что играющий с ними родитель все время старался понять их чувства, поступки, экспрессию, точку зрения.Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдали за ребенком, видели те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. Они по-другому начали воспринимать и ощущать неудачи и радости, учились сотрудничать с ребенком и вместе что-то создавать – как в игре, так и в деле.

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе проживания темы проекта проводится через совместное взаимодействие узких специалистов – «техника парной педагогики»: проект «Апатиты – город для жизни» – совместная работа психолога и педагога-эколога и проект «Моя маленькая Родина в стихах» – совместная работа психолога и руководителя клуба по интересам.

Творческие задания, такие как «Строим город будущего» или экологический журнал «Эко-Радуга» в рамках проекта «Апатиты – город для жизни», способствовали актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулировали потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. Во время выполнения этого проекта основным стал принцип сотрудничества детей и взрослых, сочетание коллективного и индивидуального в педагогическом процессе.

В процессе реализации проекта «Моя маленькая родина в стихах» особый акцент делала на следующих ключевых моментах:

– эффективное взаимодействие ребенка и взрослого (педагога, родителя), взаимодействие ребенок – ребенок, ребенок – коллектив;
– создание наилучших условий для развития мотивации творческой, интеллектуальной, эмоциональной, экспериментальной детской деятельности;
– реализация конструктивного доброжелательного общения, сотрудничества;
– создание благоприятного эмоционального фона, способствующего чувственному восприятию информации, игровая мотивация.

Именно в рамках работы над этим проектом, с целью повышения интереса, родительской компетентности в понимании природы внутренних переживаний и потребностей ребенка дошкольного возраста, проводился тренинг эффективного взаимодействия «Вместе с мамой».

На этапе рефлексии по теме проекта проводится работа с детьми через интеллектуальную рефлексию (модель трех вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?» и «Что узнали?») и работа с педагогами через опросники по итогам проекта и анкеты обратной связи.

Через проектную деятельность педагогический коллектив нашего ДОУ старается создать полноценное творческое пространство для гармоничного проживания ребенком его наиболее важного возрастного этапа.

Как известно, проектная деятельность повышает учебную мотивацию детей в целом, а также интерес к изучаемой проблеме. У педагога-психолога, ведущего занятия, так же, как и любого другого педагога, появляется возможность привлечь интерес детей к изучаемому материалу. Но возможности проектной деятельности для психолога значительно шире. Грамотно организованная проектная деятельность предоставляет психологу широкие возможности для решения развивающих и коррекционных задач, стоящих перед ним, как перед специалистом.

В прошлом году наш детский сад столкнулся с такой страшной проблемой, как онкология – одному из детей II младшей группы был поставлен диагноз «рак».

Онкологическое заболевание оказывает сверхсильное и длительное психотравмирующее воздействие как на ребенка, так и на его родителей, а потому становится таким событием в жизни семьи, которое вовлекает ее в психологический кризис. Поэтому ребенок с онкологическим заболеванием и его родители нуждаются в психологической поддержке, а также в комплексных реабилитационных мероприятиях на всех этапах оказания специализированной медицинской помощи – с момента установления диагноза и до окончания диспансерного наблюдения.

Результаты лечения детей с онкологическими заболеваниями зависят не только от их физического состояния, своевременного и полного оказания медицинской помощи, но и от психологического благополучия, как самого ребенка, так и членов его семьи.

Уже второй год в нашем ДОУ осуществляется долгосрочный проект «Доброе сердце», который призван оказать психологическую помощь ребенку с онкологическим заболеванием и его родителям (Приложение).

Целью этого проекта стала коррекция эмоционального состояния и активизация психологических ресурсов ребенка и членов его семьи для выздоровления и совладания с кризисной жизненной ситуацией.

Достижение этой цели нам представляется возможным через реализацию следующих задач:

  • помощь ребенку в осознании и вербализации переживаний, связанных с ситуацией болезни (негативных эмоций, страхов, тревоги);
  • формирование у ребенка мотивации к выздоровлению, актуализация внутренних ресурсов;
  • формирование у ребенка навыков психологической самопомощи и саморегуляции;
  • коррекция семейных трудностей.

Основными направлениями реализации этого проекта стали индивидуальные занятия с ребенком и совместные занятия с родителями, а также психологическое просвещение родителей. Именно родители находятся с ребенком большую часть времени, и от них во многом зависит успешность работы с ребенком, ибо состояние родителей сильно влияет на обучаемость и работоспособность ребенка.

Вся деятельность в рамках проекта проходит в два этапа. На первом этапе проведена диагностика ребенка и родителей, а также предварительные беседы по формированию положительного и отрицательного эмоционального опыта ребенка, который в последствии будет использован для эмоциональной разгрузки и саморегуляции.

Исследование проблематики семьи проводилось с помощью проективных графических методик: «Дом – дерево – человек», «Моя семья в образе животных», «Что бы я хотел(а) выбросить из своей жизни», «Самое счастливое событие», «Моя жизнь через 5 лет», «Карта моей жизни», «Самое любимое место на земле».

Также на первом этапе занимались формированием образа «желаемой» жизни с применением метода «песочной терапии» – это построение «картин» из песка и мелких фигурок, их обсуждение и выявление позитивных жизнеутверждающих и созидательных тенденций.

Второй этап включил в себя комплекс из 16 психотерапевтических занятий с использованием различных форм арт-терапии. Комплекс занятий был разработан на основе авторской программы Латуненко Ю.Е. «Психологическая адаптация детей и подростков с онкопатологией». Занятия рассчитаны на 30 минут каждое, интенсивность занятий – 1 раз в неделю.
Каждое занятие начинается и заканчивается сеансом релаксации, в ходе которого происходит снятие напряжения, «подзарядка» энергией и создание «общего поля».

Также на занятиях используется специально подобранная музыка, которая помогает в работе, снимает напряжение, вызывает позитивные эмоции и развивает душу. Рисование под музыку позволяет усилить внутренние позитивные процессы, направленные на выздоровление.

Данный проект еще очень далек от своего завершения, однако промежуточными результатами его реализации уже можно считать как более позитивное эмоциональное состояние и отношение ребенка к своей болезни, так и относительную нормализацию отношений между членами семьи в ситуации болезни ребенка.

Конечно, внедряя инновационные процессы в дошкольную жизнь нам всем – педагогам и психологам, следует помнить, что психологическая безопасность – одно из требований безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования, столь же важное, как антитеррористическая, пожарная, санитарно-эпидемиологическая безопасность.