Проект "Формирование читательской деятельности младшего школьника"

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


I. Обоснование замысла проекта

То, что книга сыграла огромную роль для развития человечества, общеизвестно. Только почему-то в последнее время мы стали забывать об этом. Превратившись в страну с рыночной экономикой, мы вдруг быстро из самой читающей страны скатились на довольно низкий уровень знания и чтения книг. Все реже и реже обращаются родители к русским народным сказкам, а чаще к сказкам современным, с трансформерами и космическими войнами. На уроках чтения в 1 классе иногда на просьбу учителя продолжить сказку ребенок отвечает: «Я не знаю сказку про репку». А ведь именно сказки учат детей отличать простоту от глупости, ум от хитрости, гнев от злости, смеяться над тем, что смешно, и не бояться страха. Проблемы с качеством чтения наблюдаются и у выпускников начальной школы.

Анализ результатов диагностики сформированности навыка чтения у учащихся 4-х классов МОУ СОШ №11 (2006-2007)

Цель: изучение уровня сформированности навыка чтения у учащихся 4-х классов на начало учебного года.
Методика: методика изучения сформированности навыка чтения Ясюковой Л. А.

Зона 2 – слабый уровень сформированности навыка чтения.
Зона 3 – навык чтения сформирован не полностью.
Зона 4 – навык чтения развит хорошо.
Зона 5 – навык чтения развит очень хорошо.

Исходя из вышеизложенного, видно, что наибольший процент обучающихся относятся к зоне 2 и 3, а обучающихся с хорошо развитым качеством чтения очень низкий процент.

Всем известно, что скорость чтения является самым важным фактором из числа влияющих на успеваемость обучающихся. Быстро читают обычно те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей, в свою очередь, зависит умственная работоспособность. В научно-методической статье В.Н.Зайцева «Резервы обучения чтению» раскрыта важность оптимального чтения. Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

И именно в начальных классах теряется 60-70 процентов учащихся – они не могут учиться успешно, так как при переходе в пятый класс, увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет осваивать материал.

Возникает вопрос: реально ли выйти на оптимальное чтение, ведь разные ученики имеют разный темперамент? Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Некоторые холерики говорят даже в темпе скороговорки – это 180 слов в минуту и более. Для сангвиников наиболее типичный диапазон совпадает с оптимальным – 120-150 слов в минуту. Значит, холерики и сангвиники вполне могут выйти на уровень 120 слов в минуту. Хуже дело обстоит с флегматиками и меланхоликами. Для этих категорий учеников вряд ли достижима данная скорость чтения. Но большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками (90%), а флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более чем 3-4 человека в классе.

Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает следующий вопрос: а как же выйти на этот уровень, как добиться этой скорости – скорости оптимальной, какие резервы обучения можно здесь использовать?

Цель обучения чтению: сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и книгой, обладающего определенной начитанностью.
Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

1. Учебные задачи:

– сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать обучение в среднем звене;
– научить работать с учебной и детской книгой.

2. Образовательные задачи:

– развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
– воспитывать средствами чтения у ребенка гражданские чувства и активное отношение к читаемому.

Цели и задачи проекта «Формирование читательской деятельности младшего школьника»

Цель проекта: повышение качества успеваемости обучающихся от 60% и выше в 2007-2011 гг. через внедрение технологии «Формирование читательской деятельности младшего школьника».

Задачи проекта:

– анализ образовательной практики по развитию и формированию осознанного чтения;
– вычленение образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;
– апробация образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения.

Поставленные задачи позволяют обозначить следующие направления:

  1. Совершенствование техники чтения.
  2. Формирование умений работы с текстом.

II. Краткое описание имеющихся ресурсов

Педагогический коллектив начальной школы состоит из 9 педагогов: с высшей категорией – 3 человека, с I категорией – 1 , со II – 1 человек.
Материально-техническая база школы для осуществления проекта представляет следующие средства:
– компьютер, принтер, ксерокс
– телевизор с DVD
– магнитофон
– мультимедийный проектор
Школа находится на бюджетном финансировании. Обеспеченность канцелярскими товарами осуществляется за счет бюджета. Библиотека обеспечена читальным залом, компьютером. Библиотечный фонд составляет 17512 экземпляров, справочная литература – 326 экземпляров, детская литература – 1013 экземпляров.
Осуществляется психологическое сопровождение внедряемого проекта.

III. Краткая аннотация проекта

В рамках предлагаемого проекта решается проблема преодоления низкого уровня качества чтения у обучающихся.

Цель проекта повышение качества успеваемости обучающихся от 60% и выше в 2007-2011 гг. через внедрение технологии «Формирование читательской деятельности младшего школьника».

Для достижения цели поставлены следующие проектные задачи:

– анализ образовательной практики по развитию и формированию осознанного чтения;
– вычленение образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения;
– апробация образовательных приемов, направленных на развитие и формирование осознанного чтения.

Стратегия и методы реализации проектных задач предусматривает, что проектные работы выполняются в два этапа, с определением промежуточных результатов, на основе интеграции действий проектной группы, педагогического коллектива и обучающихся.

Ожидаемым результатом реализации проекта является:

  • рост качества чтения на 20 %;
  • уровень качественной успеваемости составит 60 % и более;
  • положительная динамика мотивация чтения.

Ожидаемые продукты проектной работы являются:

  • методические рекомендации «Технология развития и формирования сознательного читателя»;
  • научно-методические статьи педагогов;
  • видеобанк.

IV. Описание проекта и его обоснование

Современное состояние чтения школьников не удовлетворяет ни школу, ни общество. В 2000 году по результатам международного исследования pisa Россия заняла в нём 28 место по осознанности прочитанного. Многие учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, чтение вслух технически несовершенно, невыразительно. Большинство учащихся с трудом понимают и запоминают условие арифметической задачи, грамматическое правило и задание при однократном чтении, затрудняются вычленить главное в тексте. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными?

Отсюда возникает проблема: формированию осознанных и действенных знаний, повышению уровня познавательной активности и учебной мотивации обучающихся препятствует низкий уровень качества чтения.

В современном обществе наблюдается спад интереса к чтению, появилось множество других источников информации помимо чтения. Однако главной причиной такого явления – несовершенство обучения чтению. Для решения проблемы предполагается использование технологии «Формирование читательской деятельности младшего школьника». Читательская деятельность рассматривает чтение как «коммуникативную речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого.

В процессе чтения имеет место как технические действия (восприятие звуковой системы данного языка), так и осмысление текста (переведение авторского кода на свой смысловой код).

Чтение обязательно предполагает общение с автором, общение с самим собой (осознание своего отношения к прочитанному), общение со слушателями при чтении вслух.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Условием овладения читательской деятельностью является также знание способов чтения, способов смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками.

Механизм реализации проекта

Предполагается создание ПТГ из учителей начальных классов. Членами ПТГ определяются направления деятельности:

  1. Совершенствование техники чтения.
  2. Формирование умений работы с текстом.

Для работы по первому напрвлению необходимо адаптировать имеющиеся методики Зайцева В. Н., Омороковой М. И., Светловской Н. Н., Степанищева А. Т., Федоренко И. Т. и др.
Описать эффективность апробированных методик.

Использовать в работе по совершенствованию качества чтения упражнения:

  • упражнения, направленные на развитие четкости произношения;
  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям;
  • упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память;

Второе направление, формирование умения работать с текстом, включает в себя:

  • Умение подбирать к каждому заголовку соответствующую часть текста;
  • Умения определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей через схемы, рисунки;
  • Умение понимать текст на разных уровнях:

– понимание предметного содержания текста (факты, события);
– понимание общего содержания;
– понимание скрытой мысли (подтекста), т.е. основной мысли текста;
– определение личностного отношения к прочитанному.

Главное – чтобы учащийся представлял, что он читает связный текст; для этого учитель показывает признаки текста: целостность, связность, наличие определенной темы, заглавия, содержания, объединенного общностью мысли, началом и концом.

Технология «Формирование читательской деятельности младшего школьника» представляет собой дидактический, активизирующий и развивающий комплекс, в котором существуют следующие подходы к организации процессе:

Состав участников проекта: зам. директора по УР I ступени, учителя начальных классов, учитель музыки, учащиеся и их родители, психолог.
Распределение функциональных обязанностей:
Зам. директора по УР – научное руководство, консультирование, экспертная оценка разработанных материалов, проведение семинаров и других обучающих мероприятий для педагогов.
Руководитель творческой группы Лемешко М. В. – консультирование, разработка и ведение необходимой документации; организация совместной деятельности с психологом, с родителями, организационно-методическое обеспечение.
Психолог Беч Е. С. – психологическое сопровождение проекта: создание банка необходимых методик, диагностирование, обработка и анализ исследуемых параметров, психологическая консультация педагогов, родителей, мониторинг развиваемых параметров.

Ожидаемые результаты

  1. Совершенствование техники чтения. Выход на оптимальный уровень чтения – 120-150 слов в минуту для успешного освоения учебного материала.
  2. Рост качества чтения на 20 %;
  3. Уровень качественной успеваемости составит 60 % и более;
  4. Положительная динамика мотивация чтения.
  5. Расширится банка средств, методов развития и формирования сознательного читателя.
  6. Повысится уровень профессионального мастерства педагогов.
  7. Будут разработаны методические рекомендации для педагогов к технологии «Формирование читательской деятельности младшего школьника».
  8. Рост удовлетворенности результатами образования со стороны обучающихся и их родителей.
  9. Разработка пакета диагностический исследований по развиваемым параметрам.

Проектные мероприятия

Первый этап ( 01.10.2007- 31.08.2008 уч года). На первом этапе разработки новшества необходимо создать условия для введения новшества.

  • проблематизация педагогического коллектива (психолого-педагогический лекторий, памятки, панорамы уроков и т.д.);
  • создание информационной базы «Как повысить качество чтения?»;
  • подготовка методических рекомендаций «Развитие и формирование сознательного читателя: проблемы и перспективы»;
  • подготовка и проведение научно-методического семинара.

Результаты первого этапа:

  • позитивное отношение педагогического коллектива к теме работы проектной группы;
  • информационная база «Как повысить качество чтения»;
  • методические материалы «Развитие и формирование сознательного читателя: проблемы и перспективы»;
  • программа семинара «Формирование читательской деятельности младшего школьника», материалы к нему (внешняя экспертиза)

Второй этап ( 01.09.2008-31.05.2011 уч.года). На втором этапе осуществляется запуск и апробация новшества.

  • повышение уровня профессионального мастерства членов проектной группы и всего педагогического коллектива начальных классов в части развития и формирования сознательного читателя;
  • расширение и углубление информационной базы «Как повысить качество чтения» на основе индивидуальных разработок;
  • апробация и оформление технологии «Формирование читательской деятельности младшего школьника»;
  • проведение семинара по теме «Результаты формирования осознанного чтения»;
  • учебно-методические материалы к технологии «Формирование читательской деятельности младшего школьника».

Оценка результатов проекта:

1. Показатели оценки реализации проекта:

  • качество методических рекомендаций (внешняя экспертиза);
  • рост качества чтения обучающихся на 20 %;
  • уровень качественной успеваемости составит 60 % и более
  • овладение педагогами эффективными приемами и способами развития и формирования осознанного чтения.

2. Методы оценки и диагностики:

  • внутренняя и внешняя экспертиза;
  • экспертиза методических рекомендаций;
  • мониторинг скорости чтения, осознанности чтения, сформированности навыка чтения (методика Л. А. Ясюковой) и др.

Дальнейшее развитие проекта

Развитие проекта может идти по следующим направлениям:

  • расширение и углубление информационной базы по развитию и формированию сознательного читателя;
  • стабильное существование инновационного проекта в школе;
  • вовлечение в проект большинство членов педагогического коллектива;

Контроль за ходом реализации проекта и отчетность:

  1. Разрабатывает план реализации проекта и координирует деятельность зам. директора по УР.
  2. Зам. директора по УР 1 раз в четверть отчитывается о проделанной работе перед администрацией школы №11
  3. Члены ПТГ 1 раз в месяц отчитываются в группе.
  4. Руководитель ПТГ 1 раз в четверть отчитывается на МС.
  5. Один раз в год члены ПТГ проводят педагогический совет.
  6. К окончанию проекта исполнитель составляет:
  • полный отчет о выполнении проектных задач;
  • представляет проектные продукты: методические рекомендации «Технология развития и формирования сознательного читателя», программу семинара, анкеты, результаты контрольных срезов и др.
  • полный финансовый отчет о расходовании выделяемых средств (если таковы будут)

Литература:

  1. Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению // Начальная школа. – 1990. – № 8 – с.52.
  2. Оморкова М. И, Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей. – М.: Просвещение, 1990.
  3. Поздеева С. И. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе. – Томск: Дельтаплан, 2004.
  4. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов.– М.: Просвещение, 1984.
  5. Светловская Н. Н. Основы науки о читателе – М.: Просвещение, 1997.
  6. Федотов М. Руководство по воспитанию детей. Методика Глена Домана, методика Зайцева. // Школьное образование – 2007. – № 3 – с. 21.