Приобщение детей дошкольного возраста к истокам прошлого – фольклору

Разделы: Работа с дошкольниками


Тема занятия: «В гостях у домовенка Кузи».

Программное содержание:

  • Систематизировать знания детей о народных традициях, поверьях, фольклоре;
  • Познакомить детей с предметами крестьянского быта;
  • Развивать творческие навыки в процессе изготовления оберегов;
  • Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа, к народным традициям.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Хозяйка:

Здравствуйте, гости-дорогие!
Хозяева встречают,
Поклоном отвечают.
Приглашают в дом гостей,
Чтобы было веселей.

– Проходите, присаживайтесь на самые удобные скамейки. Посмотрите, ребята, сколько в моей избе интересных старинных вещей. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать:

Из ее большой трубы
Дыма тянутся клубы.
Много можно в ней испечь,
А зовется просто … (печь)

– Для чего людям нужна печь?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Хозяйка: Да, самое большое место в  избе  занимает русская печь. Благодаря ей люди в старину грелись, лечились, спали на печи и даже мылись в печи. А кто-нибудь из вас знает стихотворение про русскую печь?

Ребенок:

У хозяев гордость – печь!
Поведу о ней я речь!
Все готовиться в печи
И хлеба и калачи
Каши и картошка
И баранья ножка!

Хозяйка: Ребята, а вы знаете, что раньше за печкой жил домовой. Домовой защищал от всего плохого дом, людей, животных, которые там жили. Он не любит ленивых, и помогает хозяйке заниматься домашней работой. У меня тоже есть такой помощник, зовут его Кузьма. А показывается он только хорошим и добрым людям. Вы 'хорошиё дружные ребята?

Дети: ДА!

Хозяйка: Тогда сейчас я вам подскажу, как можно позвать домового.

Приходи к нам домовой!
Поиграем мы с тобой!

Дети: (все вместе зовут домового)

Домовой: Здравствуйте, ребята и гости дорогие! Вы меня играть звали?

Дети: ДА!

Домовой: Ой, я очень люблю играть! А вы знаете мою любимую игру, называется она «Дед, дед, домовой».

Дети вместе с воспитателем и домовым играют в игру «Дед, дед, домовой»:

Дед, дед, домовой,
Ты облей нас водой,
Что мы делали вчера –
Отгадать тебе пора!

Домовой: Ой, как хорошо мы с вами поиграли! Повеселили вы меня, но я не только в игры играю, но и на музыкальных инструментах.

Домовой знакомит детей с русскими-народными музыкальными инструментами (балалайка, рубель, ложки, шаркунки, свистулька, трещотка).

Домовой: А вы хотите поиграть со мной?

Дети: ДА!

Игра на музыкальных инструментах (дети и воспитатели)

Хозяйка: Видите, ребята, какой Кузенька у меня веселый, озорной, любит играть и веселиться. Но самое главное, что он дом оберегает! Правда, Кузьма?

Домовой: Правда, правда! Мне помогают обереги. С давних времен люди свои дома украшали оберегами. Обереги бывают разные: перец – защищает от ссор в семье, чеснок и лук отгоняют нечистую силу, кукуруза оберегает здоровье детей.

Хозяйка: Что такое оберег?

Дети: Это предмет, охраняющий от злого, плохого.

Домовой: А еще, ребята, я хочу познакомить вас с одним из оберегов, называется – подкова. Что вы знаете о подкове?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Домовой: Ну, тогда, я вам сейчас расскажу. Подкова – оберег дому. Весили ее над дверью. Если подкову повесить рожками вверх, то счастье из дома не выйдет, а если перевернуть подкову, то счастье все уйдет, выльется.

Хозяйка: Дорогие гости, пусть и в вашем доме будет счастье. А наши ребята сделают для вас счастливые подковы. Ребята, давайте сделаем для наших гостей подарки своими руками!

Дети лепят подковы из теста.

Хозяйка: А теперь проходите все ко мне, я расскажу, вам как мы будем лепить подковы!

Дети подходят к столу.

Хозяйка: Посмотрите, ребята, какая у меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?

Дети: Желтого

Хозяйка: Правильно! А чем она украшена?

Дети: Яблоками и листиками.

Хозяйка: Какого они цвета?

Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого.

Хозяйка:Молодцы! Для того чтобы слепить такую подкову нам нужно тесто разного цвета: желтое – для подковы, красное – для яблок и зеленое – для листьев.

Хозяйка: Подковы мы будем выкладывать на основу из картона. Посмотрите, как их у меня много! Какие геометрические формы вы знаете?

Дети: Овал, круг, ромб, квадрат.

Хозяйка: Ой, какие молодцы! Все знаете!

Хозяйка: На каждой основе нарисована изогнутая линия, на которую вы будете выкладывать свои подковы (показ линии).

Хозяйка: Ну, а теперь я вам расскажу и покажу, как мы будем лепить.

Хозяйка:Сначала берем тесто желтого цвета (показ). И раскатываем из него колбаску. (Показ способа раскатывания). Затем выкладываем колбаску на основу, строго по линии. Если колбаска получится очень длинной, то вам нужно будет отрезать лишнюю часть стекой. А если, наоборот, короткой – то раскатать колбаску подлиннее.

Хозяйка: После этого прижимаем колбаску указательными пальцами к основе (показ).

Хозяйка: Покажите мне ваши указательные пальчики (дети показывают).

Хозяйка: Правильно! Молодцы!

Хозяйка:Как вы думаете, что мы будем лепить дальше?

Дети: Яблоки.

Хозяйка: Какого цвета тесто нам для этого нужно?

Дети: Красное.

Хозяйка: А как мы будем лепить яблочки?

Дети: Скатывать шарики.

Хозяйка: Правильно! Посмотрите и сосчитайте, сколько яблок на моей подкове?

Дети: Три

Хозяйка: И на ваших подковах должно быть по три яблочка. Поэтому красное тесто нужно разделить на три равные части. Яблоки не должны быть слишком большие или, наоборот, слишком маленькие. (Показ способа лепки)

Хозяйка:Готова наша подкова?

Дети: Нет.

Хозяйка: А чего еще не хватает?

Дети: Не хватает листьев.

Хозяйка: Какого цвета тесто нам нужно?

Дети: Зеленое.

Хозяйка: Я беру зеленое тесто и отщипываю от него небольшой кусочек. Затем скатываю из него овал и прищипываю один конец листика большим и указательным пальцами. Покажите мне эти пальцы. (Дети показывают большой и указательный пальцы).

Хозяйка: А для того, чтобы наши яблочки и листочки крепко держались на подкове, мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)

Хозяйка: Готова наша подкова?

Дети: Да!

Хозяйка: Вы запомнили, последовательность нашей работы?

Дети: Сначала лепим подкову, потом яблоки, затем листики.

Хозяйка: Молодцы! А чтобы вы не запутались, я приготовила для вас подсказки. (Педагог показывает схемы с последовательность действий)

Хозяйка: Теперь проходите на свои места и начинайте работать, а мы с Кузей будем вам помогать.

Дети рассаживаются за столы. Педагоги оказывают индивидуальную помощь детям. По ходу  лепки педагог обращает внимание детей на последовательность действий.

Хозяйка: Ой, какие красивые подковы у вас получились! Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье. Подарите их нашим гостям.

Дети дарят подковы.

Домовой: А мы с хозяюшкой готовились к вашему приходу и испекли в нашей печке вкусное угощенье.

Ребенок: 

Дедушка-домовушечка,
Угости нас сушечкой,
Будем кушать и хвалить
Да тебя благодарить!

Домовой: Конечно, угощу за то, что вы были такие веселые и внимательные!

Домовой и хозяйка угощают детей сушкой.

Хозяйка: Ну что, ребята, понравилось вам у нас в гостях?

Дети: Да!

Хозяйка: А что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Дети: (предполагаемые ответы детей)

Хозяйка: Да, сегодня мы с вами познакомились с домовым, узнали, что такое русская печь и для чего она нужна, а еще познакомились и поиграли на русских народных инструментах и научились делать обереги своими руками.

Хозяйка: Но я еще не обо всем вам рассказала, у меня еще очень много всего интересного есть, приходите ко мне в гости.

Приложение