Анализ стихотворения И.Бунина "Вечер"

Разделы: Литература


Цели:

  • закрепить знания о средствах художественной изобразительности;
  • развивать навыки  анализа поэтического текста; 
  • развивать умение высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения;
  • воспитывать внимательное и бережное отношение к слову.

Задача: раскрыть особенности творческой индивидуальности И.А.Бунина.

Сверхзадача: воспитывать  умение быть талантливым читателем, потребность в  анализе художественного текста.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Тип урока: комплексное применение знаний, умений, навыков.

Форма урока:  анализ поэтического текста.

Методы: эвристическая беседа, поисково-исследовательский.

Приёмы:  творческое чтение, выразительное чтение.

Дидактические принципы: научность, наглядность, доступность.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран.

Приложение 1

Приложение 2. На экране картинка – книга, на ней лежит роза, звучит классическая музыка. Чайковский «Времена года. Июнь».

ХОД УРОКА

– Здравствуйте. Садитесь.
Сегодня я хочу поговорить с вами о поэзии. Это понятие для вас не новое. С самого раннего детства поэтическое творчество является неотъемлемой частью вашей жизни.  Мама пела вам колыбельную, читала  стихотворения А.Барто.  Когда вы пришли в школу, ваши учителя стали учить вас быть внимательным к каждому поэтическому слову,

  • Слайд «Текст под лупой»

анализировать стихотворение. Я тоже со своими учениками читаю и анализирую стихи. Вот недавно один из них на уроке литературы спросил: «Зачем мы так подробно разбираем стихотворение? Неужели поэт размышляет над выбором каждого слова?»
Как вы считаете, нужно ли нам анализировать поэтический текст, разрушая, возможно, тем самым первое целостное впечатление? Ответы учащихся.
Мне кажется, что нужно анализировать, потому что это помогает нам стать квалифицированными талантливыми читателями, ведь именно на них, по мнению С.Я.Маршака, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей, и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота действия, верного слова.

  • Слайд со словами Маршака, фото.

И сегодня на уроке мы с вами попробуем, вчитываясь в каждое слово, раскрыть творческий мир Ивана Алексеевича Бунина. Тема нашего урока «Мастерство Бунина-поэта».

  • на экране портрет Бунина, годы жизни поэта 1870 – 1953 8 ноября, название урока

Иван Алексеевич Бунин – признанный классик русской литературы, её первый нобелевский лауреат – известен более как прозаик, хотя всю свою жизнь он сам считал себя прежде всего поэтом, сердился, что стихи его не нашли должного признания у современников. Может быть, так произошло потому, что он начал писать стихи на рубеже прихода новой поэзии, буквально перед нею. Он внутренне не принял новых, а они его. Но он и сам был  новым.   Нет, не символистом, не акмеистом. Но новым. В чём же было его мастерство и его новизна? Попробуем это понять. Предлагаю вам сегодня стать учёными-исследователями. Я буду вашим научным руководителем. Предметом нашего исследования будет стихотворение И.А. Бунина «Вечер». Текст стихотворения напечатан на листках, с которыми вы будете работать – делать различные пометы, записывать выводы, это ваш рабочий материал, который вы используете при выполнении письменного домашнего задания. Обратите внимание – на доске записаны аспекты анализа лирического произведения, опираясь на которые, вам будет понятна последовательность нашей совместной работы.  (Доска. Аспекты анализа лирического произведения: ведущая тема, жанр, композиция, лирический герой, особенности поэтической лексики, изобразительные средства иносказания (эпитет, метафора, сравнение, олицетворение и др.), поэтический синтаксис, звукопись, идея, стихотворный размер, ритм и рифма, способы рифмовки.) Существует множество алгоритмов, схем анализа поэтического текста, но не один из них не может быть универсальным, потому что каждый выбирает свой путь постижения поэзии. Я выписала только те аспекты, которые сегодня помогут нам постичь мастерство Бунина-поэта.
Итак, послушайте стихотворение и определите его тему.

  • Чтение стихотворения сопровождается иллюстрациями картин известных художников и тихим звучанием музыки. Чайковский «Времена года. Октябрь».

Какова же тема стихотворения? Счастье
Тема не новая. Как называют такие темы в литературе? Вечные
Почему же, размышляя о счастье, Бунин называет своё стихотворение «Вечер»?
Чтобы разобраться в этой загадке, проанализируем стихотворение. Начнём анализ с жанра. К какому жанру относится данное произведение?  Подсказка в количестве строк стихотворения.  Сонет – 14 строчек.
Бунин обращается к традиционному в мировой литературе жанру, который был популярен  ещё в эпоху Возрождения. Почему же именно сонет? Вот ещё одна загадка. А разгадывать её мы начнём с определения этого жанра.  Прочитайте его. На экране – определение сонета.
Тезис – антитезис – синтез определяют композицию сонета.
Какой тип речи будет преобладающим в сонете? Текст-рассуждение.
– В чём особенность лирического героя сонета?  Это не просто герой, передающий свои чувства, это человек мыслящий, ищущий ответа н
– Очём же размышляет лирический герой? (О счастье)
– Посмотрим, каким образом строит свои размышления лирический герой. Прочитайте первую строфу и укажите в ней тезис (законченное утверждение).

  • Первая строфа

 О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
– Что указывает на то, что это тезис? Точка в конце предложения. Наречие «всегда», ограничительная частица «лишь».
– По законам жанра за тезисом должен идти антитезис. Найдите его. А счастье всюду. Какие языковые средства позволяют понять, что это антитезис? Предложение начинается с противительного союза «а», лексический повтор слова «счастье».
Какую стилистическую фигуру использует поэт? Какова её роль? Антитеза. С помощью антитезы создаётся эффект резкого контраста.  
Какое значение играет местоимение «мы» в первом предложении? Местоимение «мы» указывает на то, что первый тезис  принадлежит большинству.
А кому принадлежит антитезис? Лирическому герою.
Какое значение имеет вводная конструкция в начале следующего предложения?
Лирический герой ищет доказательства тому, что счастье ВСЮДУ.
Назовите существительные в последнем предложении, которые поясняют наречие «всюду».

  • Сад, сарай, воздух.

Какое слово не вписывается в этот ряд? Почему? Сарай – непоэтическая деталь
Зачем же поэт использует такое непоэтическое слово? Это всё наша жизнь. Высокое и низкое. Поэзия и проза = 1-й вывод (записать)
В предложении есть доказательства тому, что слово сарай прозаическое. Не наделено эпитетом.
Какие из этих существительных поэт наделяет эпитетами? Сад осенний, воздух чистый.

  • экран

Давайте попробуем выяснить, случаен ли выбор прилагательных в этом предложении? «Осенний» – слово нейтральное, употреблено в прямом значении.

  • Картина Левитана «Осень».

Какие ассоциации рождает это прилагательное?  Грусть и поэзия в обыкновенном ничем не приукрашенном слове.
Осень часто ассоциируется с определённым периодом жизни человека. Каким? Зрелость.
Почему именно осенью лирический герой размышляет о счастье?
И в жизни Бунина осень стала судьбоносным временем года: родился осенью,  известие о присуждении Нобелевской премии получил осенью и умер осенью.
– Теперь обратимся к следующему эпитету – «чистый».

  • Вернуться к слайду с существительными.

Почему воздух чистый? Подберите синонимы: свежий, приятный, прохладный. Когда можно почувствовать чистый воздух? Когда открыто окно.
– Это предположение подтверждает метафора «воздух, льющийся в окно».

  • Экран

– Это не случайно, ведь слово окно образовано от слова око – глаз.

  •  Окно  – общеслав. Образовано с помощью суфф. -ъно от око (глаз).

– Открытое  окно становится способом познания мира. Вместе с лирическим героем мы видим предметы, на которые смотрит он. А можем ли мы услышать то, что происходит за окном? Давайте попробуем.
– Послушайте  ещё раз строфу. Какие звуки чаще всего повторяются и с чем они ассоциируются у вас?

  • Вернуться к слайду с первой строфой

(Звукопись. Аллитерация: /сч/, /с/, /ш/, /ч/, /ст/. Повторяются свистящие и шипящие звуки. Слышим дуновение ветра, шелест листвы…)
С помощью аллитерации – приёма звукописи – мы не только видим предметы, ощущаем движение воздуха. Какие чувства, как вы считаете, испытывает лирический герой? Невольная радость… Спокойствие… Лёгкость от ветра и чистого воздуха… Продолжим наблюдать за мыслями и действиями лирического героя.  Прочитайте второй катрен и проследите за направлением взгляда лирического героя.

  • На экране  – второе четверостишие.

Лирический герой обращает свой взор к небу.
– Давайте тоже посмотрим на небо. Что видим?
Что видит лирический герой?
Посмотрите, какими он видит небо и облако. Найдите средства выразительности, которыми поэт характеризует небо и облако. Экран
Бездонное небо. Лёгкое белое облако. Такие словосочетания можно встретить в произведениях многих поэтов. Бунин не боится штампов. Почему? Показывает обыденные предметы.
Чем необычно построение этого предложения? Обратите внимание на порядок слов в предложении. Встаёт, сияет в сильной позиции.
– Какие глаголы традиционно используются для описания движения облаков? Плывут, бегут, летят…
– Почему же Иван Алексеевич в своём стихотворении выбирает именно  глаголы «встаёт» и «сияет»? Попробуем разобраться в этом с помощью словаря С.И. Ожегова. Экран
О каком сиянии может идти речь? Что может сиять (солнце, звёзды, лица)? Где встречались с сиянием? Сияют лики святых. Сияние исходит с неба. Божественное сияние.

  • А.Рублёв «Троица».

– У Бунина в другом стихотворении есть такие строчки: «Я заглянул в лицо небес». В привычном, обыденном увидел необычное. Успел поймать миг.
– Почему успел поймать этот миг? Давно слежу за ним…

  • Второе четверостишие.

Наречие времени стоит в начале предложения – опять инверсия. Слово дважды вынесено в сильную позицию: начало предложения и перенос предложения на следующую строчку. Такой приём называется анжанбеман. Экран (новый термин)
Почему такое внимание к наречию времени? Лирический герой следил за облаком невольно, не акцентировал внимания (Рыленков: «Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться»).
– Заканчивается предложение многоточием. Какова роль этого знака препинания?  (Фигура умолчания – намеренный обрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается, что именно осталось невысказанным) Лирический герой поражён красотой творения Бога. Восторг. Открытие истинного счастья, смысла жизни…
От чувств, эмоций лирический герой идёт к осознанию того, что называется счастье.
И как вывод после этого открытия звучит следующее предложение: Мы мало видим, знаем, / А счастье только знающим дано.
– Опять появляется местоимение мы. Почему? Лирический герой уже не отделяет себя от других людей. Он тоже мало видит, знает. Может быть, он пришёл к этому выводу только что. «Мы» – я в том числе.
– Заканчивается предложение многоточием. Какова роль этого знака препинания?  (Фигура умолчания). Лирический герой поражён красотой творения Бога. Восторг. Открытие истинного счастья, смысла жизни…
От чувств, эмоций лирический герой идёт к осознанию того, что называется счастье.
И как вывод после этого открытия звучит следующее предложение: Мы мало видим, знаем, / А счастье только знающим дано.
– Опять появляется местоимение мы. Почему?
Кому, по мнению лирического героя, дано счастье?
Какой частью речи является данное слово?
Подберите синонимы. Мудрец, философ…
С людьми какого возраста ассоциируются эти существительные?
Обратите внимание на год написания стихотворения – 1909. Посчитайте, сколько лет было тогда Ивану Алексеевичу (39 лет).
Можно сказать, что он вступил в пору зрелости, стал умудрённым жизненным опытом человек.  В этом году Бунину была присуждена вторая Пушкинская премия  и он был избран почётным академиком Российской академии наук.
Мы уже говорили о том, что пора зрелости традиционно связывается с таким временем года как осень. А с каким временем суток можно её соотнести?
И осень и вечер – это периоды жизни человека, когда он, возможно, начинает задумываться о своей жизни, о счастье, постигать смысл бытия. Но так ли это, узнаем, обратившись к терцетам. Ведь именно в них по законам жанра находится соединение противоречий и вывод.
Прочитайте самостоятельно 1-й терцет. Найдите в тексте, подчеркните и прокомментируйте 1 вариант – лексические средства выразительности, 2 вариант – синтаксические средства выразительности.

  • На экране:

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

Перед ответами прочитать терцет.

1 вариант: пискнула и села (непоэтическая лексика; глаголы в прошедшем времени – сиюминутное проявление жизни);»пискнула» – появляется звук, о котором мы не просто догадываемся – поэт называет его (начинает слышать); птичка (внимание к обыденному, привычному, маленькому «птичка», а не птица); книга – источник знаний; эпитет «усталый» – лирический герой сидит за книгами, приобретает знания и мудрость веков; миг –  «есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется жизнь».

2 вариант: предложения простые, повествовательные, невосклицательные, не осложнены. Лирический герой продолжает обращать внимание на обыденные предметы.
От книг (инверсия + анжанбеман).
Книга – это мир фантазии, вымысла. Нужно уметь соединять в себе мир реальный и мир художественный. Это тоже счастье.

Давайте обратимся ко 2-му терцету и подумаем, на какие части его можно разделить.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

1 ч. – состояние мира; то, что за окном.

Какие предложения в основе 1 части. Многоточие уже не будет фигурой умолчания.
Какое слово непонятно?

  • На фоне Картины «Гумно».  Гумно – 1. Помещение, сарай для сжатого хлеба. 2. Площадка для молотьбы. (Словарь С.И. Ожегова.)
  • Вернуться к предыдущему слайду

2ч. – «я»;

Я вижу, слышу, счастлив. Всё во мне.

–  Какая стилистическая фигура использована? Для чего? Градация. Каждое последующее слово усиливает значение предыдущего.
Какова роль последнего предложения? Итог размышлений. Вывод.
– Сравните предложения «А счастье всюду» и «Всё во мне». Что можно о них сказать?

  • На экране:

«А счастье всюду»             «Всё во мне»

– Предложения по структуре (двусоставные, неполные) одинаковы. В предложениях отсутствуют глаголы. Благодаря этому, предложения выражают не действия, а состояние. Состояние чего? Души человека и мира вокруг него.
Где всюду? Сад, сарай, воздух, облако, небо, Бог, птичка, книга…

Работа ведётся с использованием экрана

И всё это, что мы сейчас перечислили, находится «во мне». Всюду – значит и во мне. Я тоже часть этого мира. Вывод:

  • МИР ВО МНЕ. Я ЧАСТЬ ЭТОГО МИРА.

Как называется состояние согласованности, стройности, сочетания чего-нибудь? Гармония.
Лирический герой в гармонии с собой и окружающим его миром. Поэтому он счастлив.

Одно есть только в мире счастье –
Весь божий свет душой любить!

– Какова же основная цель  размышлений лирического героя этого сонета и, следовательно, основная мысль, идея стихотворения? Познать себя. Научить находить счастье в обыденных вещах, ценить каждое мгновение жизни, любить землю, любить жизнь…
– Согласны ли вы с лирическим героем?
– Вернёмся к вопросу о выборе жанра. Почему сонет? Через противоречия поэт открывает для себя и для каждого истинное значение жизни… (Записать ответ на доске) Именно НАЙТИ вместе с читателем.
– Поняв мысли и чувства лирического героя,  вы сможете теперь передать состояние его души с помощью приёмов выразительного чтения. Давайте послушаем… Спасибо.
– Молодцы. Верно подчеркнули ключевые слова, передали интонацией основной смысл сонета.
– Так в чём же мастерство Бунина-поэта?

  • Второй слайд (тема урока)

Сформулируйте в трёх предложениях и запишите.
Ответы учащихся.
Вы всё правильно говорите. Молодцы. И именно в  этом была и новизна Бунина. Он соединил традиции и новаторство, о чём  очень точно в своей книге «Силуэты русских писателей» отметил Юлий Айхенвальд – один из лучших литературных критиков:

  • На экране слова Айхенвальда и его фотография.

«На фоне русского модернизма поэзия Бунина выделяется как хорошее старое. Она продолжает вечную пушкинскую традицию и в своих чистых и строгих очертаниях даёт образец благородства и простоты.
Читая Бунина, мы убеждаемся, как много поэзии в нашей прозе и как обыкновенное сродни высокому. Из житейской будничности он извлекает красоту и умеет находить новые признаки старых предметов».
Давайте вернёмся вновь к вопросу: «Зачем анализировать художественный текст? Что я должна была ответить своему ученику?»  

  • Текст по лупой.

Анализировать, чтобы понять. Понять смысл всего произведения, понять выбор каждого слова, каждого знака препинания… Выразительно прочитать.
А правильно понять художественный текст возможно только в том случае, когда мы понимаем особый поэтический язык, которым он написан, когда нам известны те языковые «дроби», из которых слагаются целые образные единицы художественного языка. Марина Цветаева в своих рабочих записях – «Сводных тетрадях» – удивительно точно подметила:

  • «Книга должна быть исполнена читателем как соната. Буквы – ноты. В воле читателя – осуществить или исказить». Фото М.Цветаевой.

– Вы сегодня на уроке  смогли исполнить эту сонату, услышали музыку слова. Дома вам предстоит письменно проанализировать сонет «Вечер», опираясь на рабочий материал и слова самого Бунина и о Бунине, которые помещены на ваших рабочих листках. Самостоятельно сделайте вывод о стихотворном размере сонета, особенности рифмы. Запишите в дневник домашнее задание.

Домашнее задание.

  • Письменно проанализировать сонет «Вечер».
  • Определить стихотворный размер и особенности рифмы.

Возможно, работая дома над стихотворением, вы сможете сделать новые открытия о смыслах и значениях слов, их сочетаемости. Пусть у каждого из вас будет своё представление о поэзии И.А.Бунина.
– Заканчивая урок, хочу отметить работу всего класса. Вы очень талантливые читатели. Ваша учительница Екатерина Владимировна может вами гордиться. Особенно помогли мне сегодня … Оценка «5» за…

  • Левитан «Золотая осень».

– Сегодня на уроке мы с вами прикоснулись к удивительному миру – миру искусства. Этот мир способен с помощью слова, музыки, краски открыть человеку творческому  самого себя,  открыть красоту жизни и каждого мгновения этой жизни.

  • Иллюстрации картин художников (видеоряд), музыка Чайковского («Времена года»)

Желаю вам научиться любить жизнь, радоваться каждому мгновению, ценить язык, который дан вам как подарок с момента рождения.
Учитесь фантазировать, творить и не бойтесь выражать свои мысли и пусть духовная энергия, вечная загадка красоты и таланта, которую таит в себе искусство подарит каждому из вас

… размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство,
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворчество.

Б.Пастернак.