Методическая разработка урока литературы для 11-го класса "Правда и ложь, истина и сострадание в пьесе М.Горького «На дне»"

Разделы: Литература


Начало 20-го века. Перекраивался исторический и социальный мир, в корне менялось представление и о движущих силах мира природного. Подвергалось сомнению понятие изолированности, структурной самостоятельности, завершенности как мира человека, так и мира природного. Как писал Антон Павлович Чехов, «Мир подвижен, относителен, един». И основной философский вопрос, поставленный, таким образом, в пьесе А.М. Горького «На дне», вопрос об отношении к онтологической пустоте, в котором оказалось человечество в начале 20-го века. И здесь мы сталкиваемся с проблемой: как нам читать «На дне»? И И. Анненский считал, что только «медленное» прочтение пьесы позволяет понять ее философскую суть – такое прочтение, которое всерьез ставит под сомнение даже театральное значение этой вещи.
Мы считаем, что к пьесе-дискуссии можно применить формулу С. Великавского, исследователя писателей-экзистенциалистов А. Камю, Сартра и других: «Прочтение «наивное», не выходящее за пределы запечатленного в слове и замкнутого в себе «куска жизни» тут не срабатывает. Оно нуждается в замене прочтением «расшифровывающим», время от времени прибегающим к разведкам в пластах духовно-исторической подпочвы этого «куска жизни», чтобы высветить широкую значимость «правд», которые сходятся лицом к лицу на, казалось бы, узкой жизненной площадке».

Цели урока:

  • Обучающая – углубление и расширение знаний особенностей драмы как рода литературы, знакомство с особенностями «пьесы-дискуссии», формирование умения распознавать авторскую позицию в драматическом произведении.
  • Развивающая– приобщение к богатствам отечественной литературы; создание условий для эстетического восприятия и оценки пьесы «На дне» как явления литературы 20-го века и отраженных в ней явлений жизни; для формирования основ гражданской и человеческой позиции.
  • Воспитательная – воспитание любви к русской литературе; эмоциональной отзывчивости, гуманизма, способности сочувствовать и сопереживать; умения работать в команде.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид урока: модульный урок.

Основные приемы: анализ текста по тематическим блокам, работа в парах и четверках.

Оборудование: Портрет А.М. Горького, текст пьесы «На дне», план и инструкция по анализу произведения,  рабочая тетрадь по литературе, «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев).

Оформление доски: портрет писателя, эпиграф, тема урока, словарь к теме.

Эпиграф: Единственное спасение человека он (М. Горький) видел в творческой энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности – надеждой. (В. Ходасевич)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент (1 мин.)

II. Объявление темы урока. Целеполагание (1 мин.)

III. Вступительное слово учителя (3 мин.)

В качестве эпиграфа к уроку по пьесе М. Горького «На дне» взяты слова из очерка В. Ходасевича о Горьком, в котором он между прочим писал о «крайне запутанном» отношении писателя к правде и лжи, гуманизму и состраданию, которое «обозначилось очень рано и оказало решительное влияние как на его творчество, так и на всю его жизнь…».
Таким образом, единственно спасение человека он видел в творческой                                          энергии, которая немыслима без непрестанного преодоления действительности – надеждой. Способность человека осуществить надежду ценил он невысоко, но самая эта способность к мечте, дар мечты – приводили его в восторг и трепет.

Работа с текстом пьесы М. Горького «На дне»

Учебный материал  с указанием задания

Руководство по усвоению учебного материала

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.
1.7.

1.8.

1.9.

Вступительный блок.

Цель: Определите социальные условия существования персонажей пьесы и истоки социального конфликта.
Подумайте над смыслом высказывания М. Горького: «Не страшусь изображать суровую правду жизни такой, какова она есть».
Проанализируйте список действующих лиц пьесы (афишу). Почему Горький сделал героями своего произведения «босяков», людей, у которых разорваны все связи с миром?
– Всех ли уровняло «дно жизни»? Обратите внимание на авторские характеристики и  взаимохарактеристики, которые дают обитатели ночлежки друг другу.
– О чем говорят ремарки к I действию? Какова в целом роль ремарок и их предназначение в пьесе?
– Каковы взаимоотношения «босяков» и хозяев ночлежки? Обратите внимание на характеристику Василисы, Костылева, Медведева, которые им дают ночлежники.
– Кто из босяков «всех хуже»? Почему?
– Кто поет песню «Мне бы вырваться на волю, цепь порвать я не могу»? Каков символический смысл этой песни?
Конфликт между обитателями ночлежки и ее хозяевами исчерпан к концу 3-го акта. Зачем в пьесе 4-й акт?
Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее.

Время на выполнение – 15 мин. Работа в «четверках»

 

 

Попробуйте дать краткую характеристику персонажам только на основании афиши.

Обратитесь к I действию, к звуковым, зрительным, слуховым и другим образам.
Перечитайте ремарку к I действию. Проанализируйте ее с точки зрения художественного пространства.

Обратите внимание на прошлое героев.
В случае затруднений обратитесь к учителю за консультацией.
Обратитесь к словарю символов
Перечитайте начало 1-го акта – это поможет вам ответить на вопрос

Самооценку внесите в «Листок контроля».

2

 

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.

Философская проблематика пьесы.
Ее  художественные особенности
Цель: Определить, способны ли на «жизнетворчество,
на изменение своей судьбы  обитатели ночлежки. Если нет, то что держит каждого из них «на дне»?
В споре о правде жизни Бубнов, Клещ, Татарин, Барон, Алешка, Настя имеют свою позицию, оправдывающую пребывание каждого из них в их нынешнем состоянии. Обозначьте эти позиции, опираясь на текст пьесы.
Чью правду Горький называет «правдой факта», а чью – «правдой рабского труда»?
Человек и вера? Авторская позиция. Чьи взгляды иллюстрируют эту позицию. Чью позицию Горький называет «Евангелием миражей»?
Как связаны желания человека с его способностью к «жизнетворчеству»? Почему, по мнению автора, человек, «ничего не желающий», обречен?
Что общего и чем отличаются друг от друга такие герои пьесы, как Настя и Барон?
Попробуйте сгруппировать героев пьесы, в основу группирования положив их способность «творить свою жизнь». Какие герои вызывают вопросы? Какой герой оказывается в начале пьесы в одной, а к концу – в другой группе? В какую сторону этот герой меняется?
Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее.
Время на выполнение – 20 минут

 

Работа с материалом II и III действий.

Если затрудняетесь, вернитесь к этому вопросу после ответа на последующие вопросы

Помните о подтексте! Обсудите в четверках

Обратитесь к биографии М. Горького.

Для помощи обратитесь к поэме М. Горького «Человек»

Самооценку внесите в «Листок контроля».

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

3.5.

3.6.

3.7.
3.8.

«Особые» герои пьесы и их роль в произведении
Цель: выявить роль и значение образов Луки и Сатина в пьесе. Ответить на вопрос об авторском голосе в пьесе.
Перечитайте «Притчу о Праведной земле», которую рассказывает Лука (3-й акт). Как характеризует эта притча позицию Луки и его отношение к окружающим
Почему именно Лука поет песню «Средь ночи путь не видать»?
Лука говорит: «Уважь человека!» Есть ли разница между призывом Сатина «Уважать человека надо!» и «Уважь человека»?
Когда Лука появляется в пьесе и когда исчезает, «яко дым от лица праведника»?
При постановке пьесы «На дне» в Японии режиссер Куросава исключил из текста монолог Сатина о Человеке. Как вы думаете, почему? Что изменилось в философском контексте произведения?
О каком Человеке говорит на протяжении пьесы Лука и о каком – Сатин?
Почему именно Сатину, шулеру и цинику, отданы автором все слова о правде, чести, достоинстве, труде?
К какой группе отнесли бы вы Луку и Сатина?
Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее.
Время на выполнение – 20 минут

Обратитесь к словарю и определите значение и предназначение притч.

Вспомните о символах и символике

Обратитесь к этимологическому и толковому словарям

Сравните состояние ночлежников в 1-м и 3-м действиях.
Перечитайте монологи Сатина

Обсудите в «чтеверках»

Самооценку внесите в «Листок контроля».

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

Проблема гуманизма в пьесе
Цель: Ответил ли М. Горький на основной вопрос, поставленный в пьесе: Истина или Сострадание?
Выпишите из текста пьесы афоризмы Луки и Сатина.
Определите, о чем спорят эти афоризмы.
«Человек – вот правда!» Можно ли эти слова считать авторским ответом на вопрос, в чем правда? Можно ли сказать, что автор исповедует эту точку зрения?
Как вы относитесь к словам Луки: «Она, правда-то, не всегда по недугу человеку..., не всегда правдой вылечишь»?
Какова судьба героев, в душе которых Лука пробудил надежду? (Актер, Пепел, Наташа). Можно ли считать их судьбы аргументом против позиции Луки: «Жизнь вытерпеть можно»?
Вернитесь к цели и определите, достигли ли вы ее.
Время  на выполнение – 15 минут

Обратите внимание на отношение говорящих к Человеку и его роли на Земле.
Помните об особенностях образа Сатина!

Обратитесь к поэме Горького «Человек».
Обсудите в «четверках». Не смущайтесь, если не пришли к единому мнению.
Самооценку внесите в «Листок контроля».

5. Обобщение знаний по идейному содержанию пьесы. Домашнее задание: сочинение-рассуждение на темы (по выбору): «Истина или сострадание? Что нужнее?»; «Суровая правда жизни в пьесе М. Горького «На дне»; «Кто прав в споре о правде в пьесе М. Горького «На дне»?»

Выводы (делаются обучающимися совместно с учителем) (5 мин.):

Таким образом, после работы с текстом пьесы М.Горького «На дне» и совместного обсуждения в процессе поиска ответов на вопросы тематических блоков вы неизбежно пришли к определенным выводам об авторском замысле и авторских акцентах, сделанных им на героях и проблемах. Дает ли Горький однозначные ответы на вопросы, им же поставленные? Нет. Почему? Вероятнее всего, потому, что у него этих ответов и не было. Здесь будет уместным вспомнить слова другого классика рубежа 19-20-го веков А.П. Чехова, который сказал, что задачей художника является не правильный ответ на вопрос, а правильная его постановка.

4. Подведение итогов урока посредством заполнения «Индивидуальных  карт обратной связи»,  которые потом анализируются учителем (см. Приложение 2).

5. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение (по выбору) на темы: «Истина или сострадание? Что нужнее?»; «Суровая правда жизни в пьесе М. Горького «На дне»; «Кто прав в споре о правде в пьесе М. Горького «На дне»?»

Литература:

  1. Валентинов Н. Недорисованный портрет. М., 1993.
  2. Груздев И. Горький и его время. Издание 4. М., 1985.
  3. Лесохина Л.Н. Урок-диспут. М., 1985.
  4. Сухих С.И. Заблуждения и прозрения М. Горького. Н. Новгород, 1992.