Риторический ринг для учащихся 5-х классов "Будь вежлив"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цели:

  • создание условий для развития познавательного интереса учащихся;
  • обобщение знаний, полученных на уроках риторики;
  • воспитание уважительного отношения к русской речи.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор и экран,
  • демонстрационный материал,
  • презентация учителя «Будь вежлив!»

Домашнее задание:

  • сформировать команды из пяти человек;
  • придумать название и выбрать девиз;
  • подготовить представление команд;
  • подготовить выступление по теме: «Мудрое слово о речевом этикете».

ХОД УРОКА

1. Целевая установка

Ведущие:

Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

В. Солоухин

Учитель:  Слово сопровождает нас в течение всей  жизни. Известный русский философ Н. Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами…» Сила слова беспредельна. «Сердечное слово до сердца доходит», гласит русская пословица, но есть и такая – «Хромое слово – кривая речь». Вы согласитесь, чтобы речь была успешной, убедительной, яркой, нужно учиться бережно обращаться со словом. Сегодня нашу игру мы проводим накануне Международного дня речи, который отмечается 21 февраля.

Первый конкурс «Здравствуйте, мне очень нравится…»

Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены.

Учитель: Я предлагаю каждой команде представиться, а капитанам навести мосты между командами, жюри и зрителями. Свое приветствие вы должны начинать словами: «Здравствуйте, мне очень нравится…»
С детства вас учат правильно себя вести, понимать и различать, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Есть даже специальная наука, которая диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком. Как называется эта наука?
Речевой этикет – свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении.

Ведущие:
– Знаете ли вы, что обозначает слово «вежливость»? До 6 века в русском языке широко употреблялось слово «веже» - знаток. «Веже» от «ведать», «знать». «Веже» - это человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и вежество», позднее превратившееся в «вежливость». «Вежество» - качество ценное и обязательное, поэтому раньше учили «вежеству» в школах наряду с грамотой и молитвами. А ты как думаешь, что такое вежливость?
– Вежливость? Это вежливые привычки, поступки, волшебные слова. Сказал «пожалуйста», «извините», «спасибо» – и ты  вежлив.
– А я думаю, самое главное – приветливые жесты, взгляды, улыбка. Поклонись, улыбнись, посмотри внимательно – и ты вежлив.
– А вы, ребята, согласны с нами?

Учитель:  Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.
Давайте обратимся к пословицам, которые подсказывают, как нужно вести себя в различных речевых ситуациях.

Второй конкурс «Пословица недаром молвится»

Вам предлагаются начальные фразы пословицы,  необходимо дать свой вариант продолжения, чтобы сохранить поучительный смысл сказанного. Прошу вас выбрать нужный тон и прочитать эти пословицы как совет своим одноклассникам.

  • Говорить не думая, что…                       стрелять не целясь
  • В добрый час молвить, а…                   в дурной  промолчать.
  • Пустые слова – …                                              что орех без ядра.

Третий конкурс «Приятный разговор»

«Нет ничего приятнее, как видеть, что отроки наши стали благочестивее и весьма воспитаннее».

«Юности честное зерцало»

В 1717 году по приказу Петра 1 было издано пособие «Юности честное зерцало» для обучения молодых дворян светскому поведению и общению (обращение к эпиграфу).
Но до сих пор некоторые ребята, хотя знакомы с правилами поведения в обществе, все равно поступают наоборот. Например, герои Г. Остера. Вам предлагаются вредные советы, а вы придумайте полезные советы. Оцениваться будут оригинальность, выдумка, яркость исполнения.

1. «Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун».
2. «Если вас по телефону
Обозвали дураком
И не стали ждать ответа,
Бросив трубку на рычаг,
Наберите быстро номер
Из любых случайных цифр
И тому, кто снимет трубку,
Сообщите – сам дурак».
3. «Если к папе или к маме
Тетя взрослая пришла
И ведет какой-то важный
И серьезный разговор,
Нужно сзади незаметно
К ней подкрасться, а потом
Громко крикнуть прямо в ухо:
«Стой! Сдавайся! Руки вверх!»
И когда со стула тетя
С перепугу упадет
И прольет себе на платье
Чай, компот или кисель,
То, наверно, очень громко
Будет мама хохотать,
И, гордясь своим ребенком,
Папа руку вам пожмет.
За плечо возьмет вас папа
И куда-то поведет.
Там, наверно, очень долго
Папа будет вас хвалить».

Четвертый конкурс «Даем советы»

«Кто от беседы с вами уходит довольным собою и своим умом, то и вами вполне доволен».

Ж. Лабрюйер

Конкурс капитанов

Капитанам даются ситуации, и они предлагают разрешение их в виде совета.

Пятый конкурс «Правила хорошего общения»

Есть Правила дорожного движения, благодаря которым мы чувствуем безопасность на дорогах, а вам предлагается, используя дорожные знаки, придумать свои Правила успешного общения, которые позволят нам всем ощущать комфорт и радость в отношениях друг с другом.

    Только вперед …
    Остановка запрещена…
    Обгон запрещен…
    Внимание! Опасность! …

Шестой конкурс. Домашнее задание: «Мудрое слово о речевом этикете»

Подведение итогов

Литература:

  1. Маленкова Л.И. Человековедение. Книга для школьного педагога. М., 2000.
  2. Остер Г.   Вредные советы. М., 1999.
  3. Прутченков А.С. Привет, индивидуальность! М., 1999.
  4. Фадеева Е.И. Лабиринты общения. М., 2003.