Урок "Япония – страна наоборот или экономическое чудо?.."

Разделы: География


Цели:

  • познакомить с основными чертами ЭГП, национальным составом, размещением населения, экономическим развитием страны;
  • развивать умение составлять экономико-географическую характеристику страны, используя при этом различные источники информации;
  • формировать нравственные ценности и эстетическое отношение к культуре японского народа.

Оборудование: карта Японии, мультимедиа, атласы, к/к, презентация  (Приложение 1),  тесты, сообщения (Приложение 2),  на стендах размещены: словарь (Приложение 4), модели экономического развития Японии 50гг и 90-х. Описание природы Японии с картинками.

ХОД УРОКА

I. Введение

А) Организация класса

Эпиграф к уроку:

На островах в соленых водах
Лежала древняя страна.
От государств, других районов
Так  отличалася она.

Цунами берег разрушали,
И ежегодно много раз
Земля внезапно содрогалась,
И люди гибли в тот же час.

Там развивалася культура,
Веками строились дома.
И что рождалось здесь впервые -
Не умирало никогда.

Страной восходящего солнца
Назвали соседи её.
Встаёт из-за моря здесь солнце,
За горы садится оно.

Вступительное слово учителя: Сегодня я приглашаю вас  в удивительную страну. Я бы назвала её  «страна – наоборот». Настолько там всё непривычно для нас. Кошки там без хвостов, сады из камней. Пальто подает женщина, обувь оставляют у порога, стихи не имеют рифмы. Письменность неотделима  от рисования и пишут сверху вниз. Национальный костюм- кимоно не зависит  ни от сезона, ни от моды, ни даже от роста  и комплекции человека.  Спят на полу, а белый цвет является траурным.  Религия синто- утверждает, что все  в мире одушевлено. Именно синтоистская вера  воспитала в людях данной страны  чуткость к природе, умение наслаждаться её бесконечной переменчивостью.
– О какой стране пойдет сегодня речь?
– Какие ассоциации у вас возникают при слове «Япония»?

Б) Постановка задач урока

– На сегодняшнем уроке мы постараемся  добавить ассоциаций к тем, что у вас были. Подробнее познакомиться с особенностями ЭГП страны, населением, его обычаями и традициями, «японским экономическим чудом», и местом Японии в мировой экономике.

II. Изучение нового материала:

1) Страна восходящего солнца  (общие сведения, история названия) – сообщение

2) ЭГП  Японии (работа с картой)

  • Островное положение
  • Удаленность от других регионов
  • Омывается…
  • Соседское положение с Китаем, НИС, Россией
  • В центре Азиатско-Тихоокеанского региона

Вывод:

Благоприятные условия:

  • выход к морям и океану;
  • близость к восточно-азиатским  странам и России.

Неблагоприятные условия:

  • изолированность (островная страна);
  • удаленность от рынков сырья и сбыта.

Острова находятся в центре Азиатско-Тихоокеанского региона. Такое соседское положение открывает большие возможности для участия страны в МГРТ, в том числе с Россией.  Однако, развитию отношений с Россией мешают территориальные претензии на часть Курильских островов. (сообщение «проблема Северных территорий»)

3) Государственное устройство

Япония – Конституционная монархия. В 1947г в Японии была принята новая Конституция, согласно которой Япония объявлялась конституционной монархией, империей. В настоящее время император страны – символ государства и единства нации, т.к. вся законодательная и исполнительная  власть принадлежит парламенту и кабинету министров. По государственному устройству Япония – унитарное государство. В ней 46 префектур и губернаторство Хоккайдо. 

4) Население его особенности, образ и уровень жизни.

А)  По численности населения Япония занимает  8 место в мире, 127 млн чел. В настоящее время  естественный прирост населения  уменьшается. Япония стала первым азиатским государством, перешедшим  от  II типа к I. Япония – нация здоровых людей с самым низким показателем смертности среди детей – 4 человека на одну тысячу жителей и самым высоким  уровнем продолжительности жизни 79 лет (мужчины – 76 лет, женщины – 82 г.). Естественный прирост населения снизился с 15% до 4,5% .
Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием Японцев повысить уровень жизни, а так же государственной политикой контроля над рождаемостью. Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших  классах школы. Пропагандируются более  поздние браки по договоренности родителей.

– Нам предстоит решить вопрос, почему японская нация – самая здоровая в мире? Как это сказывается на хозяйственной жизни страны?» (Ответ на слайде)
– А над чем из всего сказанного стоит задуматься нам?
Почему мы не умеем так жить, ведь 4 принципа из 5 зависят только от нас самих.
Мы прекрасно знаем, что на 50% продолжительность жизни зависит от образа жизни. И все эти принципы легко выполнимы, только приложить немного усилий и старания.
Япония – страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей  уделяется большое внимание с раннего детства.

Б)  О воспитании детей

Демографическая политика, проводимая правительством из-за перенаселенности государства, не позволяет иметь более 1 ребенка каждой семье. Ребенок в семье- царь и бог. Но длится такое  воспитание до 5 лет. В каждом ребенке воспитывается сдержанность, аккуратность и обязательность. С детьми обращаются мягко, их никогда не наказывают, им дают большую свободу, но правила этикета прививают с первых  лет жизни. Ни одна шалость или небрежность не остается без внимания и молчаливого порицания. Дети вырастают сдержанными и дисциплинированными В школу в шесть лет ребёнок приходит  таким собранным и организованным, что учителю не трудно работать с классом, где учится 40-50 детей.

В) Образование – сообщение

Г) Национальный состав, плотность населения

Национальный состав однородный, 99% населения – японцы.

Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложная система письменности. Еще в древности японцы позаимствовали её в Китае. Обучение в 9 летней японской школе даёт знание 1200 иероглифов, а всего их нужно знать  около 2000. Японские тексты читаются сверху вниз и справа налево.
По плотности населения Япония занимает одно из 1-х мест в мире – 336 чел. на км кв. Фактически плотность населения выше, поскольку все население страны  сосредоточенно на приморских низменностях и в долинах рек. Япония отличается высоким уровнем урбанизации – 76% населения проживает в городах. В  стране более 200 больших городов 12 из них  города-миллионеры. Самые крупные: Токио, Киота, Осака, Иокогама, Саппоро.

Д) Религия  Японии

Основная религия Японии синтоизм. Она тесно уживается с другими религиями, в том числе с буддизмом. Синтоизму в основном  поклоняются в праздничные дни (свадьба), а буддизм обслуживает траурные церемонии  (погребение). Т.Е. обе религии существуют бок о бок. Кроме этих религий есть мусульмане, христиане.

Е) Обряды и традиции Японии

(Сообщения учащихся и дополнение учителя с просмотром слайдов)

  • Поклоны.
  • Чаепитие.
  • Традиционная кухня  Японии.
  • Икебана.
  • Бонсай – миниатюрное дерево или миниатюрный сад.
  • Кимоно.
  • Гейша – кто это?
  • Японский менталитет.
  • Поэзия Японии.
  • Самураи.
  • Оригами.

5) Оценка природного потенциала Японии

Проанализировать таблицы и сделать вывод:

Собственные ресурсы:

Сырье

Запасы

Размещение

Уголь 8,7 млрд.т о-ва Хоккайдо, Кюсю, Хонсю
Нефть 200млн.т Префектура Акита и Ниигата
Газ 30 млрд.м куб Префектура Акита и Ниигата
Железные руды 0,2 млрд.т С-в о Хонсю
Марганцевые руды 4,5 млн. т Недалеко от Киото
Медные руды 1,5 млн. т о Хонсю, о Сикоку
Свинцовые руды 1,9 млн.т О. Хонсю, о  Сикоку

Зависимость Японии от импорта некоторых видов минерального сырья (в %)

Железная руда

99 %

 Цинк 85,3
Марганец 100 Никель 100
Хромиты 100 Кобальт 100
Бокситы 99 Вольфрам 100
Свинец 94,5 Олово 100
медь 99,9 фосфаты 100

Вывод: Япония  ввозит почти все сырье и топливо, необходимое для её экономики  обогащая  это сырье своим трудом и умом, японцы повышают его стоимость в 10 раз. Экспорт готовой продукции дает значительную прибыль, нежели страна тратит на закупку минерального сырья.  Климат относительно благоприятен для сельского хозяйства, но мало пригодных земель (горы). Сельское хозяйство обеспечивает страну на 50%.

6) Японское экономическое чудо

Под «японским экономическим чудом» понимают резкое увеличение в стране масштабов производства, прогрессивные сдвиги в структуре её экономики, а так же значительное усиление роли страны в международных экономических отношениях.
В 50-70г экономика Японии развивалась более высокими темпами, чем экономика других стран мира. Благодаря этому доля Японии в мировом  производстве за этот же период выросла с 3,5 до 9,3 %.

Экономическая модель Японии 50-70 гг  20 века.

Какие факторы определили выбор этой модели развития экономики?

  • Незначительные сырьевые ресурсы
  • Особенности японского менталитета (менталитет- мировосприятие, умонастроение)
  • Незначительные траты на вооружение после 2 мировой войны
  • Покупка лицензий, патентов для гибкого реагирования на запросы рынка
  • Качество трудовых ресурсов страны.

После экономического кризиса 1973-1974 гг. в Японии начинается глубокая перестройка экономики в направлении создания структуры наукоёмкого типа с низкой энерго- и материалаоёмкостью, т.е. начинается технологическая и информационная революция

7) Роль Японии в мировой экономике (таблица на слайде)

Япония – один из лидеров современного мира. По производству целого ряда промышленных товаров  (автомобилей, судов, видеомагнитофонов,  промышленных роботов,  металлообрабатывающих  станков) страна занимает ведущее место в мире. Япония является крупнейшим финансовым  центром мира, её банки «Токио-Мицубиси»,  «Мицуи» входят в десятку крупнейших банков в мире. Это единственная страна, которая тратит на научно-исследовательскую деятельность более 3% ВВП. По национальному доходу на душу населения Япония вышла на 3 место в мире после Швейцарии и Люксембурга. В стране работает 20 АЭС. Хотя уровень заработной платы японского рабочего в 4 раза ниже, чем в развитых странах. Сегодня японский рабочий  один из самых «дорогих» рабочих в мире, образ жизни японца отличается широким проникновением  электронной и компьютерной техники в быт, а также высокой степенью автомобилизации.

8) Отраслевая и территориальная структура хозяйства

С японской моделью экономического развития связана отраслевая структура хозяйства, а втянутость её в международные экономические связи определила территориальную структуру. Японию называют страной с «двумя лицами».

Отрасли специализации:

  • Черная и цветная металлургия
  • Машиностроение: бытовая техника, автомобили, судостроение, электроника, робототехника, компьютерные технологии, диагностическое оборудование, индустрия видеоигр.
  • Химическая промышленность: парфюмерия и косметика, фармацевтика, нефтепереработка
  • Легкая промышленность: одежда
  • Рыбная промышленность

Черты территориальной структуры хозяйства.

  • Главные промышленные районы Японии располагаются  в тихоокеанском поясе- являющимся ядром страны, но здесь острейшие экологические проблемы, экологический кризис.
  • Наличие периферийной зоны, включающей торгово-лесные районы, где получили развитие заготовка древесины,  животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика и туризм.

Выводы:

Отрасли хозяйства ориентируются  на нематериалоёмкие производства, ресурсосберегающие технологии, экспортноориентированные, экологически чистые.
В перспективе разгрузка технополисов, освоение  экологически чистой периферийной зоны.

III. Закрепление изученного материала

Предлагается задание на выбор  в зависимости от времени (пр.р на к/к или тест) (Приложение 3)

IV. Домашнее задание

Составить 20 вопросов для блицтурнира по Японии

V. Рефлексия

– Какое значение для тебя имеют знания, полученные сегодня на уроке?

Самооценка урока:

А)

  • Узнал много нового
  • Узнал немного
  • Ничего нового не узнал

Б)

  • Урок понравился
  • Так себе
  • Такие уроки не нужны.

 Литература:

  1. Поурочные планы по экономической и социальной географии мира. 2 часть Ануфриева  О.И., Волгоград, «Учитель», 2004.
  2. Нестандартные уроки 9-10 кл. География. Издательство «Учитель-Аст», Волгоград, 2004.
  3. Нестандартные уроки. География. «У нас в гостях Япония». Автор-составитель Романова А.Ф. Волгоград «Учитель», 2001.
  4. Смирнова.М.С., Горохов С.А., Лиознер В.Л. Мастер-класс. Уроки географии в 10 классе. Москва «дрофа», 2005.
  5. Интернет-ресурсы. (Картинки, презентации, уроки)
  6. Жижина Е.А.,   «Поурочные планы по географии 10 кл» М, «Дрофа», 2007.