Урок "Традиционная музыка народов Севера Красноярского края. Ненцы"

Разделы: Музыка


Цель урока: Познакомить учащихся с народной музыкой (песенного жанра) ненцев.

Оборудование: Аудиоприложение к учебнику «Музыкальная культура Сибири». Составитель Н.М. Кондратьева. Диск 1. Дорожки 5, 6.

  • Дорожка 5: Колыбельное укачивание хонадэй енисейских ненцев. Исполнитель: О.Я. Яптунэ.
  • Дорожка 6: Эпическая песня шютляфс о человеке-песце Нохо лесных ненцев. Исполнитель: B.C. Авайседа.

Ход урока

I. Рассказ учителя о народе, живущем на Севере Красноярского края (ненцах), их культуре и музыке.

Ненцы – один из коренных народов Таймыра, который по предположению ученых, мигрировал на полуостров еще три века назад со стороны полуострова Ямал. В настоящее время ненцы проживают на Таймыре в поселках, расположенных на территории Усть-Енисейского и Дудинского районов.

Ненцы делятся на две этнографические группы – лесные и тундровые. Как и другие северосамодийские народы, ненцы сформировались из нескольких этнических компонентов. Под давлением гуннов, тюрок и других воинственных кочевников, самодийскоязычные предки ненцев переместились в таежные и тундровые районы Заполярья и Приполярья и ассимилировали аборигенное население – охотников на дикого оленя и морских зверобоев. Позднее в состав ненцев вошли также угорские и энецкие группы. Традиционные занятия – охота на пушного зверя, дикого оленя, водоплавающую дичь. Более позднее – оленеводство. Национальные особенности этой отрасли – круглогодовой выпас животных под надзором пастухов и оленегонных собак, санный способ езды на оленях. Традиционное жилище – разборный шестовой чум с покрытием из оленьих шкур зимой и бересты летом.

В комплект традиционной мужской одежды входит малица с капюшоном (глухая просторная рубаха из оленьих шкур мехом внутрь), штаны, сапоги-пимы из камуса мехом наряжу и чулки мехом внутрь. В холодную погоду поверх малицы надевают совик – одежду с капюшоном, по покрою сходную с малицей, но мехом наружу. Женская одежда – распашная. В старину ее делали из шкурок лесных зверей с опушкой по подолу из собачьего меха. Полы одежды не запахивают, а завязывают ремешками их замши или тесемками, украшают орнаментированными вставками белого и темного меха.

Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество – демиург Нум – управлял миром при помощи других божеств и духов, а его жена «мать земля», рождающая и хранящая все живое, оберегала дом, семью и очаг.

Устное народное творчество представлено героическими песнями (сюдбабу), сюжетными рассказами (ярабу), исполняемыми в форме песни, прозаическими произведениями (исторические предания), сказками (вадако или лахнаху), загадками. Очень распространенным жанром являлись лирические песни – импровизации (хынбау). Ненцкий композитор С.Н. Няруй возглавляет вокально-танцевальный ансамблю «Сырасэв», является автором многих песен на национальные сюжеты, хореографической сюиты «Рождение Ямала», балета «Синяя птица» и других.

Культурная жизнь Ненцкого автономного округа своеобразна и интересна. В округе работают коллективы художественной самодеятельности, носящие звание «Народный», многие из них -неоднократные дипломанты и лауреаты российских и зарубежных смотров, фестивалей. Это такие коллективы, как Ненецкий народный молодежный ансамбль песни и танца «Хаяр», (т.е. Солнце); народный ненецкий фольклорный ансамбль «Маймбава» (Радость). Сегодня «Маймбава» символизирует собой богатство культуры ненцкого народа, она вторит голосам и ритмам самой тундры. Этот ансамбль был создан в 1979 году. Руководителем ансамбля является Кашокова Татьяна Ивановна. Визитной карточкой творчества ансамбля считают комгЛзицию «Молодые оленеводы». Они исполняют танец с бубнами и со шкурами, «Лебединый танец» и другие. Ансамбль известен не только в России, но и за рубежом.

Также известен ненецкий танцевальный ансамбль «Юность Севера».

Ежегодный праздник, который проводят ненцы, – это «Северное сияние». В программе праздника – состязания в спортивном мотокроссе на снегоходах, оленьих и собачьих упряжках. У ненцев, как и других народов Севера, связь между людьми и духами осуществляют шаманы (тадебя). Шаманский дар у ненцев передается по наследству. Обращаясь к духам, шаман стучал в бубен и пел. Иногда во время камлания он падал на землю и лежал без движения. Это означало, что его душа покинула тело и духи-помощники перенесли ее на небо. Для ненцев, как я уже говорила, создателем всего живого является Нум, обитавший на земле, а хозяйкой земли – Я-миню. Дикими оленями у ненцев распоряжался Илибем-пэртя -«дающий жизнь», «творец». Зло начало олицетворял Нга – владыка подземного мира. Своих духов у ненцев имеют и вода, и огонь, и ветер и т.д.

1) Рассказать о жанровых песнях ненцев:

  • героические песни (сюдбабу)
  • сюжетные рассказы (ярабу), исполняемые в форме песни
  • лирические песни
  • песни-импровизации (хынбау)

2) Рассказать о ненецком фольклорном ансамбле «Маймбава»

 

II. Слушание. Диск 1. Дорожки 5, 6.

Дорожка 5: Колыбельное укачивание хонадэй енисейских ненцев.

Исполнитель: О.Я. Яптунэ.

Дорожка 6: Эпическая песня шютляфс о человеке-песце Нохо лесных ненцев.

Исполнитель: B.C. Авайседа.

Мы с вами, ребята, прослушали два музыкальных произведения народа ненцев. Первое из них, как вы слышали, лирическая, спокойная, укачивающая колыбельная. Второе произведение можно отнести к сюжетным песням – эта песня о человеке-песце Нохо.

А сейчас мы с вами разучим ненецкую «Колыбельную песню», по-ненецки «Нгачекы ше». (см. Приложение 1)

 

III. 1) Распевание:

а)  гамма legatto;

б)  «машинки»;

в)  «лошадки» (маленькая, большая);

г) «чистим зубки».

2) Разучивание:

а)  разучивание ненецкого текста песни;

б)  разучивание мелодии;

в)  итоговая сборка песни.

 

IV.  Подведение итогов.

1) Ребята! С каким народом мы познакомились сегодня? (ненцы)

Сложите из квадратиков слова «народность ненцы».

2)  Где проживают ненцы? (на Таймыре, в Ненецком округе)

3)   Какие произведения мы с вами прослушали? (колыбельное укачивание Хонадэй енисейских ненцев; эпическая песня шютлефс о человеке-песце Нохо лесных ненцев)

4)   Какие жанры характерны для музыки ненцев?

  • героические песни (сюдбабу)
  • сюжетные рассказы (ярабу), исполняемые в форме песни
  • лирические песни
  • песни-импровизации (хынбау)

5)   Какую песню мы с вами разучили? («Колыбельная песня» – «Нгачекы ше»)

 

V. Рефлексия.

  1. Ребята, узнали ли вы что-то новое на нашем уроке?
  2. Трудно ли было вам разучивать песенку на ненецком языке?
  3. Вызвал ли у вас интерес наш урок музыки?