Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных. Урок русского языка в 6-м классе

Разделы: Русский язык


Тип урока: урок объяснения нового материала

Форма урока: работа в научно-исследовательской лаборатории с элементами театрализации

Цели:

  • Образовательная: изучение орфограммы № 35 “Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных”;
  • Развивающая: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;
  • Воспитывающая: привитие любви к родному краю, интереса к чтению сказов П.П. Бажова, стремление познать тайны уральского говора.

Основные этапы:

  • организационный момент,
  • объяснение нового материала,
  • закрепление,
  • создание фрагмента исследовательской работы,
  • домашнее задание,
  • рефлексия.

На уроке формировались следующие компетенции:

  • культуроведческая – дети учатся понимать окружающий мир, знакомясь с жизнью русской деревни и уральскими говорами;
  • учебно-познавательная – учащиеся самостоятельно определяют учебную задачу урока, учатся самостоятельно добывать знания;
  • информационная – дети учатся искать, анализировать и находить необходимую информацию;
  • коммуникативная – учащиеся овладевают всеми видами речевой деятельности, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;
  • лингвистическая – ученики осваивают нормы русского языка (орфографические, орфоэпические); у них формируется способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов.

Ход урока

1. Приветствие.

Доброе утро, друзья!

Сегодня вы, как и я, стали полноправными участниками конкурса “Учитель года”. Конечно, нас многое разделяет: вы учитесь в школе № 121, а я работаю в гимназии; вы еще только шестиклассники, а я буду в этом году выпускать одиннадцатый класс.

Но все же давайте подумаем, что нас может объединить, сделать ближе друг к другу.

(Я надеюсь, что вы, как и я, любите русский язык. Мы живем в одном удивительном городе – Снежинске. А еще мы земляки, южноуральцы.)

2. Эмоциональный момент

(Звучит музыка, учитель читает стихотворение с пропущенным словом “колдовали”).

Урал. Уралу. Об Урале…
И все о нем, все об одном!
Недаром сосны …
Ночами над моим окном.
Недаром, нет, совсем недаром
Так истово свой край люблю, -

признавалась известная уральская поэтесса Людмила Татьяничева.

Вы обратили внимание, что в 3-й строке пропущено слово? Сейчас вы должны будете его угадать. А я вам помогу: это слово – глагол в форме прошедшего времени, во множественном числе, однокоренное к слову “колдовство”. (Не забывайте о рифме-созвучии.)

Ответ – колдовали.

Презентация.

3. Игра “Ассоциации”

А теперь давайте поиграем в ассоциации. Назовите слова, которые возникают в вашем воображении, когда вы слышите слово “колдовали”. Итак, колдовали…

(А мне кажется, слово “колдовство” связано со словом “сказка”.)

Сказка, сказывать, сказ…
Посмотрите на экран.

Учитель читает запись на слайде: “Сказ – народно-поэтическое повествование, ведущееся от лица рассказчика”.

Рассказывали его обычно старые, многоопытные люди, сочетая в них правду (быль) и вымысел (фантастику).

- Ребята, вы узнали самого известного уральского сказителя? А хотите сегодня попасть в один из сказов? (Павел Петрович Бажов)

4. Элементы ролевой игры (театрализация)

- Посмотрите на этот сундучок. Сейчас я его открою, и …

(Учитель достает корону Хозяйки Медной горы и надевает на себя)

- Догадайтесь, кто я, героиня какого сказа П.П. Бажова? (“Медной горы Хозяйка”)

- Правильно, я – Хозяйка Медной горы, а вы сегодня горных дел мастера, и ваша награда за хорошую работу – уральский камень малахит.

(Учитель показывает ребятам медали с малахитом)

5. Слово учителя:

Итак, начинаю сказ…

Много-много лет назад на пустыре в городе Снежинске разбили участок и решили тут школу поставить: ребятишОк-то в городе много, надо же им всем “азы” грамотности познавать, а места в других школах не хватат. Сказано-сделано. Построили школу, дали ей номер 121. И собрали сюда великое множество умненьких мальчишОк и девчонок. Стали уроки разные вести: математику, чтобы денежки хорошо считали, географию и историю, чтобы все знали о своем крае, его богатствах, и, конечно, русский язык, чтобы мысли свои выражали правильно и писали грамотно.

6. Этап объяснения нового материала

1) Игра “Четвертый лишний”

Давайте поиграем в “Четвертый лишний”. Прочитать ряд слов.

Жуч…к, ореш…к, свеч…й, реч…нька.

- Найдите лишнее слово и объясните.

- Посмотрите, в какой части слова пропущены буквы.

Вы правы, что в слове свечой буква пропущена в окончании (зачеркнуть лишнее слово).

Итак, в трех словах (прочитать эти слова) есть орфограмма, которую мы будем сегодня изучать.

- Давайте назовем ее основные приметы и одновременно сформулируем тему нашего урока.

Это гласная или согласная буква? ( Гласная… Одновременно подчеркиваем одной чертой пробел и записывает первое слово темы на доске.)

- После каких согласных находится буква-орфограмма?

(После шипящих. Делаем запись на доске через пробел.)

- В какой части слова пропущена буква? (В суффиксе…)

- В словах какой части речи? ( В существительных…)

На месте пропуска в теме поставить знак вопроса.

- Как вы думаете, какие гласные пропущены в этих словах? (Предположения ребят)

Тема: “Гласные о, е после шипящих в суффиксах существительных”

2) Работа с учебником

- Давайте проверим правильность наших предположений по учебнику

(Авторы: М.Т.Баранов и др. Русский язык.- М., Просвещение, 2008г.).

Открываем учебник и читаем правило на странице 106.

- Так какие же гласные пропущены в этих словах?

- Давайте впишем их в тему урока. А теперь прочитаем тему урока целиком.

- Мы познакомились с новым правилом. А теперь перечитайте правило и найдите ответ на главный вопрос: от чего зависит выбор гласной после шипящих в суффиксах существительных?

7. Закрепление нового материала.

Мы с вами знаем правило и можем вставить пропущенные буквы в слова на доске.

1) Поможет нам не ошибиться образец рассуждения.

Возьмите опросный лист (Приложение № 1) и давайте прочитаем вслух запись под цифрой 1.

- Пользуясь образцом рассуждения, сделайте выбор гласной в слове “жучок”, “орешек”, “свечой”, “реченька” и т.д.

- Давайте еще раз вспомним правило.

2) - А сейчас давайте потренируемся.

Работаем по цепочке со словами, записанными на доске. Ваша задача – вставить пропущенные буквы, объяснить выбор и обозначить орфограмму графически.

Пауч…к, зайч…нок, голубоч…к.

- Определите значение суффиксов в этих словах? (Уменьшительно-ласкательное значение. Суффикс –онок- помогает назвать детенышей животных.)

8. Работа по развитию речи.

1) Слово учителя:

Ребята из 6 “Б” класса гимназии прислали вам свои рисунки. На них изображены животные, которые встречаются в наших лесах. Назовите их, используя уменьшительно-ласкательный суффикс.

2) А теперь выполним задание 3 на опросном листе.

Учитель читает задание вслух.

Учитель выслушивает 1-2 учеников.

9. Работа в группах.

Теперь я вам предлагаю поработать в группах. А один ученик будет выполнять на доске индивидуальное задание.

- Ребята c 1-х и3-х парт, повернитесь к сидящим за вами.

- Выберем мастеров, которые будут руководить работой артелей.

- Выполнять задание № 4 будем на опросном листе.

Прочитайте задание и работайте в указанной последовательности.

Проверка работы в группах.

- Итак, закончили работу в группах.

Установка для всех ребят класса:

Когда мастера будут отвечать, ребята, вы должны внимательно слушать мастера, найти названное слово в предложении, вставить пропущенную букву и обозначить орфограмму 35.

Выводятся на слайде предложения 1-5 с пропущенными в суффиксах буквами.

1) Смотрят дед Кокованя и Даренка на козла: у Серебряного копытца на головке рожки по пяти веточ…к. (“Серебряное копытце”)

2) Видит Степан зеленый веселый роднич…к бежит, а рядом-то хозяйка-малахитница. (“Медной горы хозяйка” - фото на слайде)

3) Взял Данила-мастер водицы, хлеба и отправился в путь цветоч…к каменный искать. (“Каменный цветок”)

4) Вдруг из серединки костерка вынырнула Поскакушка, сарафанчик голубенький, а в руке синенький платоч…к. (“Огневушка-Поскакушка”)

5) Вспыхивал над Синарским озером клоч…к неба. (“Надпись на камне” - фото на слайде)

- Оказывается, Павел Петрович Бажов бывал на берегах нашего озера Синара, назвал его “Уральской феей” и рассказал о нем в своем сказе “Надпись на камне”.

- Давайте проверим работу.

Проверка индивидуального задания.

Задание (выполняется письменно на доске)

  • Выберите пословицы о труде.
  • Вставьте пропущенные буквы.
  • Обозначьте орфограмму 35.
  • Объясните (устно).

- Прочитайте, пожалуйста, выписанные пословицы о труде.

1) Не ленись, плуж…к, – будет пирож…к.

2) Погода такая, что добрый хозяин собач…нку со двора не выгонит.

- Ребята, проверьте, правильно ли написаны слова с орфограммой 35, точно ли сделано графическое обозначение этой орфограммы.

10. Физкультминутка.

- Молодцы, настоящие старатели, по крупицам знания добывали и, конечно, устали.

Встаньте, ребята, пожалуйста. Сейчас я буду читать стихотворение, а вы попробуете изобразить названные мною действия.

Мы писали, мы писали,
Орфограмму изучали,
Малахиты все собрали.
Признаемся: мы устали.
А теперь мы отдохнем
И работать вновь начнем.

- Садитесь, ребята. Мы продолжаем работать.

11. Работа над созданием фрагмента исследовательской работы, которая будет связана с изучением орфограммы № 35.

1) Слово учителя.

Ребята, вы, конечно, обратили внимание на то, что язык сказов необычный. Он отражает особенности уральского говора. Давайте послушаем, как говорит одна сказительница – бабка Власиха. Слушайте внимательно, потому что вам потом предстоит ответить на вопросы. Посмотрите на экран, прочитайте их про себя.

2) Прослушивание записи уральского говора

3) Беседа.

- Учитель читает вопросы, а дети отвечают.

- Быстро или медленно старушка говорит? (быстро)

- Какой звук произносит после шипящих в суффиксах существительных? [о]

- Как произносит окончание глаголов 3-го лица? (выпадают звуки)

- Какой звук произносит на месте ударного [э]? [и]

4) А теперь давайте обобщим наши наблюдения. Посмотрите задание № 5 на опросном листе. Учитель читает задание.

Один ученик выходит к доске и читает получившийся текст.

Таким образом, иногда уральцы допускают ошибки в устной речи. А нам нужно учиться говорить красиво и правильно, в соответствии с нормами литературного языка.

Ну, что ж, друзья, я поздравляю вас: вы создали первый раз в своей жизни фрагмент исследовательской работы!

5) Тема работы

- Подумайте, как можно назвать наш исследовательский труд? (Ответы ребят)

Да, это непросто, вы делаете это впервые. Я предлагаю название “Особенности уральского говора”. Запишем его в опросный лист.

Наш урок подходит к концу. Домашнее задание у вас на распечатках.

12. Домашнее задание (распечатка и слайд)

1. Выучить правило (орфограмма 35).

2. Написать сочинение-миниатюру на тему “Любимое место на Урале для отдыха моей семьи” (с использованием слов с орфограммой 35: бережок, лужок, ежонок, бельчонок…)

3. По сказам П.П. Бажова составить кроссворд, введя слова с орфограммой 35 (сундучок, собачонка, стожок…). Это задание выполните по желанию, можно объединиться в группы.

13. Итог урока (рефлексия)

- Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какие моменты урока вам особенно запомнились?

Вы сегодня хорошо потрудились, показали свое мастерство.

- Кто из вас сколько сегодня малахитов добыл? У кого их больше?

(Отметки за урок)

14. Слово учителя:

Итак, друзья, мне кажется, мы стали ближе, а объединил нас интерес к русскому языку.

Не так ли?

Спасибо всем за сотрудничество и сотворчество!

До новых встреч!