Великая Отечественная война в истории Омского автотранспортного колледжа

Разделы: История и обществознание


Всероссийский заочный конкурс научно-исследовательских и творческих работ "Любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие - гордость народную, которая служит опорою патриотизма", - эти слова Н.М.Карамзина показывают, насколько велика и беспредельна значимость данного понятия. Патриотизм является общечеловеческой духовной ценностью и стоит в одном ряду с такими вечными идеалами, как Родина, Любовь, Гуманизм, Вера. Достаточно только прочувствовать его, понять умом и сердцем, найти невидимую цепь, соединяющую суть с восприятием, и ответ на вопрос "Что же такое патриотизм?" возникнет сам по себе.

Patria в переводе с греческого означает "Родина", "Отчизна". Издревле люди стремились защитить свое отечество, подчиняя его интересам свои личные. Они жертвовали жизнью ради того, чтобы страна, подарившая ее, существовала и процветала дальше. В сознании русских людей слово "Родина" отождествлялось со словом "Мать". Предать родную землю было то же самое, что отказаться от человека, давшего начало твоей жизни.

Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. И если бы не он, то не смогли бы наши предки отдать отпор французам, шведам и немцам, разгромить фашизм; на улицах было бы грязно и неуютно; люди, не имея высокой цели, лишились бы права считаться личностью. Не всем свойственно горячее и безответное желание блага своей отчизне. Более того, как писал Н.Карамзин, "Патриотизм не должен ослеплять нас; любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть". Действительно, там, где разум напрочь перекрывается обуревающими чувствами, не может быть и речи о чем-то серьезном.

Воспитывать этот принцип в человеке нужно с раннего детства. Объясняя ребенку, что такое "дом", "семья", "работа", родители должны говорить о необходимости любить и уважать родной город, страну. Не плохо было бы обращаться при этом к примерам из истории и художественной литературы.

Патриотизм начинается с малого. С восхищения красотой вечернего заката; с деревца, посаженного возле дома; с бабушкиных сказок о богатырях и воспоминаниях деда о тяжелых военных буднях. Человек, как снежный ком, летящий с горы, - всю жизнь накапливает приобретенные из опытов или мудрых советов знания, и потом, по размерам образовавшегося шара можно будет судить о духовном богатстве этого человека.

В настоящее время общество находится в состоянии этнического кризиса. Большое количество людей не только относятся к своей родине с холодным безразличием, но и зачастую осознанно причиняют ей вред. К сожалению, взгляды современного поколения отличны от исторических: значение патриотизма медленно опускается в сознании молодежи, вытесняясь совершенно безнравственными ценностями. Выход из такого положения есть, и он не представляет ничего запредельного: воспитание, пропаганда, интеграционные пути развития нации.

Помимо того, что нужно развивать чувство патриотизма к своей Родине, необходимо присваивать любовь и к своей малой Родине, то есть к городу в котором мы родились и живем. Нужно ценить то, что было достигнуто прошлыми поколениями и изучать историю своего государства, родного города и даже места в котором ты получаешь знания, в нашем случае это колледж.

Выбрав данную тему, мы стремилась понять и осмыслить тему патриотизма, значение которой непреходяще для России. Хотим мы того или нет, но Россия сегодняшняя наследует вчерашний день, вырастая из него. Наша Родина-это исторический результат, историческое свершение, впитавшие в себя многие испытания, тяжелые войны, политические катаклизмы. Одним из таких тяжелых испытаний и войн была Великая Отечественная война. В которой участие принимала большая часть населения России, в том числе и жители нашего города, и работники, и студенты Омского Автотранспортного колледжа. Все дальше и дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны. Все меньше становится живых участников и свидетелей событий тех героических дней, но память народная не стирается во времени. Она остается в мемориальных комплексах и памятниках, в рассказах очевидцев, в сохранении традиций, в поисковой и исследовательской работе, которую проводит сегодняшнее поколение.

Центром поисковой работы в Омском автотранспортном колледже является музей, в котором собраны материалы о героическом периоде Великой отечественной войны, о сотрудниках и студентах, которые в ней участвовали.

Основой данной работы являются документы и материалы, представленные в музее, а также интервью и воспоминания ветеранов войны.

Актуальность данной темы заключается в необходимости развития патриотизма у подрастающего поколения. Сложностью и противоречивостью этого понятия и формами его проявления. Данное понятие включает целый комплекс разнородных составляющих, значение и смысл которых меняются во времени и пространстве в зависимости от конкретных исторических обстоятельств. Чувство патриотизма обязательно необходимо развивать у подрастающей молодежи.

Цель данной работы: найти материал с помощью которого можно формировать чувство патриотизма, в том числе чувство гордости и уважения к своей малой Родине и своему учебному заведению, к людям, которые там работали и учились. Одним из наиболее ярких страниц в истории, позволяющих выполнить эту задачу являются события Великой Отечественной войны.

В связи с этим, главной задачей для работы является изучение истории Омского автотранспортного колледжа и событий связанных с сотрудниками и студентами, принимавших участие в этом испытании, а также знакомство с Омским автотранспортным колледжем во время войны и с ветеранами - автотранспортниками.

I. ОМИЧИ В ГОДЫ ВОЙНЫ

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР, в Омске началась мобилизация военнообязанных 1905-1918 годов рождения. 24 июня в райвоенкоматы поступило около 2250 заявлений о посылке добровольцами на фронт. Участвовали в этом испытании и сотрудники Омского Автотранспортного колледжа.

В нашем городе были сформированы воинские соединения и части, в том числе 178-я, 282-я, 308-я, 362-я, 364-я стрелковые, 49-я и 77-я кавалерийские дивизии, 70-я отдельная морская, 75-я отдельная стрелковая,146-я и 30-я лыжные бригады, 712-й отдельный батальон связи и др. Они прошли боевой путь от Подмосковья до Берлина. Первой ушла на фронт сформированная в 1939 году из трудящихся Алтайского края и Омской области 178-я стрелковая дивизия. Сражалась под Москвой, на Смоленщине, принимала участие в боях за Кулашнские высоты и города Новосокольники, Выборг, Либава, в разгроме гитлеровцев в Восточной Пруссии. За боевые действия в период Смоленской наступательной операции приказом Верховного главнокомандующего от 19 сентября 1943 года дивизии было присвоено почетное наименование "Кулангинская". В ноябре 1941 года из Омска была направлена на фронт 362-я стрелковая дивизия, оборонявшая Ленинград. В составе 2-й ударной армии она участвовала в прорыве блокады города и освобождала Ленинградскую область. За освобождение города Тосно в январе 1944 года дивизии было присвоено наименование "Тосненская". За штурм Берлина награждена орденом Красного Знамени.

На базе Омского военно-пехотного училища в 1942 году была сформирована 364-я стрелковая дивизия. Отличалась в боях за Москву, в Орловско-Курской операции, на Псковщине и Белоруссии, освобождала населенные пункты Польши и завершила свой путь на берегах Эльбы. За особые отличия в крупных сражениях дивизия была удостоена почетного наименования "Верхнеднепровской" и награждена орденами Красного Знамени, Суворова и Кутузова 2-ой степени.

Боевой путь от Сталинграда до берегов Эльбы прошла сформированная в 1942 году на базе Омского военно-пехотного училища 308-я стрелковая дивизия под командованием начальника училища полковника Л.Н. Грутьева. Героизм и отвагу проявили бойцы в битве на Курской дуге, за освобождение Польши, Прибалтики и Германии. В боях под Сталинградом отличился связист М.М. Путилов (будучи раненым, в руку, зажал концы проводов зубами, обеспечивая тем самым связь). 3 августа 1943 года, спасая командующего 3-й армией генерала А.В. Горбатова, геройски погиб под Орлом командир дивизии генерал-майор Л.Н. Гуртьев (посмертно удостоен звания Героя Советского Союза).

В боях за Ельню, Смоленск, городов Белоруссии и Прибалтики прославилась 75-я отдельная добровольческая стрелковая бригада, сформированная в июле 1942 года (с мая 1943 года - 65-я гвардейская Рижская стрелковая дивизия). В августе 1942 года из числа комсомольцев Омской области был организован добровольческий партизанский отряд "Сибиряк", включённый в партизанскую бригаду им. Ленинского комсомола (с февраля 1943-самостоятельное подразделение). Действовал в районах Витебской области. За мужество и героизм большинство соединений и частей, сформированных в Омске, были награждены орденами и удостоены почётных наименований. Тысячи воинов-омичей за отвагу и мужество награждены высокими правительственными наградами. Свыше 130 омичей удостоены звания Героя Советского Союза. Свыше 30 омичей - полные кавалеры орденов славы.

Из воспоминаний работника ОАТК полковника Перевезенцева И.А. мы узнаем о том, как развивались военные действия. Он писал: "В ряды Вооруженных Сил Советского Союза я был призван 18 августа 1940 года и был направлен в Свердловское общевойсковое училище. Срок обучения 2 года. Из училища выпускали на должность командира взвода, воинское звание "лейтенант". Училище на летнее время, с 3 мая по сентябрь, находилось в летних лагерях.

С 21 на 22 июня я нес службу по роте, в 4.15 22.06.41 личный состав училища был поднят по тревоге. В 4.30 училище построено на футбольном поле. Проверили содержимое ранца, наличие иголки, ниток, после чего был дан "отбой". О нападении Германии на СССР не было сказано. Офицеры были собраны командирами батальонов для подготовки документов на выпускников.

О начале войны курсанты узнали в 15.00 22.06 после выступления Молотова. Курсанты, воевавшие в Финской компании, начали писать рапорта о направлении их на фронт.

В училище с 23 июня увеличили количество часов на изучение немецкого языка, привитие навыков в командовании взводом, ротой.

В октябре 1941 года был проведен выпуск, всем было присвоено воинское звание "лейтенант". Большая часть молодых офицеров, в том числе и я, были направлены на формирование 367 стрелковой дивизии, штаб которой находился в г. Шадринске. Полки размещались в населенных пунктах. Оружия (всех видов) не было. Обучение солдат проводилось на макетах винтовок, орудий сделанных из дерева.

В ноябре 1941 года дивизия была погружена в эшелоны и направлена на Ленинградский фронт. Прибыв на железнодорожную станцию Котельницы, Кировской области, получили оружие (винтовки, пушки, минометы). Солдаты на стрельбище произвели по три выстрела из винтовки, после чего возобновили движение, но не дать немцам замкнуть кольцо окружения Ленинграда не удалось.

В июне 1942 года меня назначили начальником штаба 49 отделения загранотряда 32 армии. Задача отряда- охранять армейские дороги, госпитали и не давать возможности дезертировать с переднего края.

В октябре 1943 года получил назначение командиром штрафной роты. До июня 1944 года находились в обороне. В июне перешли в наступление, личный состав роты воевал отважно, дерзко, приказ получали наступать на особо важных направлениях. После боя по моему представлению в Военный трибунал со штрафников, получивших ранение, проявивших в бою геройство и отвагу, снималось судимость и направлялись в часть.

30 июля 1944 года со штрафной ротой освободили нашу территорию и вышли на финскую территорию. Наступление проводилось в основном по дорогам. Местность лесная, болотистая и много озер. 31 июля 1944 года утром финны по расположению наших войск открыли минометный огонь, мины задевали ветки деревьев, разрывались и осколками летели вниз. В этот момент меня ранило в бедро правой ноги. Находился на излечении до 15 сентября 1944 года. После излечения был назначен адъютантом командира 133 стрелкового корпуса.

После окончания войны с финнами 133 стрелковый корпус был переброшен на Мурманское направление, где вел борьбу по уничтожению немецких войск.

После разгрома немцев на этом направлении корпус получил приказ перебазироваться на территорию Румынии. Штаб корпуса находился в г. Джурджу. Несли службу как оккупационные войска до февраля 1945 года.

Войска 3 Украинского фронта в этот период заканчивали окружение большой группировки немцев в г. Будапеште. Гитлер с целью высвобождения окруженной группировки, бросил 6-ю танковую армию под командованием Гудериана. Командующий 3-м Украинским фронтом маршал Малиновский отдал приказ командиру 133 стрелкового корпуса выдвинуться в направлении озера Балатон с целью не допустить прорыва окруженной группировки в г. Будапешт.

Личный состав корпуса во время боевых действий на Карельском фронте не видел танковых частей ни своих, ни противника, поэтому пехота не была готова к ведению борьбы с танками, что привело к отступлению. Командующий фронтом приказал всю артиллерию поставить на прямую наводку с целью не допустить соединения танков с окруженной группировкой немцев. Задача была выполнена, но большой ценой. Корпус понес большие потери.

В апреле 1945 года я был назначен начальником разведки 715 стрелкового корпуса. В моем подчинении был разведвзвод. Боевые действия вели на территории Венгрии после разгрома немцев в Будапеште. Венгры прекратили сопротивление и сдавались целыми подразделениями. Немцы почти не оказывали сильного сопротивления нашим частям.

После освобождения Венгрии боевые действия велись на территории Югославии.

2 мая 1945 года в тылу наших частей открылась беспорядочная стрельба. Я получил приказ от командира полка выяснить обстановку. Югославы заявили, что кончилась война. 715 стрелковый корпус получил задачу продолжать преследование немцев. 8 мая 1945года, находясь на территории Австрии, мы узнали, что Великая Отечественная война окончена. Радости не было предела!

В конце 1945 года корпус получил приказ совершить марш пешим порядком в район Винницы для расформирования. Так закончилась для меня война, а служба в Вооруженных Силах продолжалась еще долгие годы.".

Великая Отечественная война затронула все города и села, всех жителей нашей страны, в том числе и тех не принимал непосредственного участия в боевых действиях на полях сражений.

Не обошла война стороной и Омский автотранспортный техникум. Преподаватели, сотрудники и студенты уходили на фронт. Многие ковали победу в тылу.

О трудовых и боевых подвигах преподавателей, сотрудников и студентов рассказывают материалы экспозиций музея ОАТТ, который в настоящее время является центром патриотической работы и выполняет свою главную задачу - донести до сознания студентов основные идеи: каждый гражданин, как взрослый, так и юный, в годы войны обязан был выполнять свой первейший патриотический долг.

Экспозиция музея включает в себя подлинные документы, вещественные источники, воспоминания ветеранов, фотографии и т. д. В нем содержатся материалы, повествующие о годах становления техникума, героическом периоде Великой отечественной войны и современные материалы. Весь документальный материал систематизирован по разделам, подготовлены экскурсии и беседы. Пополняется экспозиция музея самими студентами, которые работают в архивах, изучают художественную и мемуарную литературу, беседуют с участниками событий. С помощью студентов собраны материалы о преподавателях и сотрудниках техникума - участниках войны, ветеранах труда.

К началу войны Омскому автотранспортному техникуму исполнилось 1,5 года.

II. ОМСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ В ГОДЫ ВОЙНЫ

Омский автотранспортный техникум создавался в предвоенные годы, начиная с 1939 года, на базе коммунально-строительного техникума. Первое десятилетие техникум не имел постоянной прописки и семь раз менял свой адрес, пока в 1949 году окончательно не обосновался в здании по улице МОПРА,10 (ныне Гагарина, 10), второй и третий этажи которого были заняты жильцами. На первом этаже разместились 5 классов и библиотека, а в подвальном помещении мастерские.

Первым директором техникума стал Виктор Владимирович Туманов, а в1942 году его сменил Леонид Гаврилович Полищук - инженер - механик автомобильного транспорта. Под его руководством техникум выжил во времена войны. Основные трудности становления выпали на военные времена. Техникум тогда разместился на улице Третьяковской. Здание было одноэтажным, деревянным, с гнилыми бревнами и нарушенным фундаментом. В связи с переездом большая часть мебели, книг и лабораторного оборудования кабинетов пришла в негодность. До 1949 года материальная база техникума оставалась плохо оснащенной. Наглядными пособиями служили плакаты и детали автомобилей. Практические занятия по вождению проводились на газогенераторном автомобиле ГАЗ-42. Студенты и преподаватели часто отвлекались на общественные работы города; на погрузку и разгрузку вагонов, барж, расчистку железнодорожных путей, дороги улиц от снега; на работы в подсобном хозяйстве. Административно-управленческий и педагогический персонал был небольшим, чуть более 20 человек, но количество студентов не превышало 160 человек. При этом сотрудников и студентов определенного возраста призывали на службу в Красную Армию. За четыре года, с 1940 по 1944 года, было призвано 63 человека, из них 15 сотрудников техникума. Среди них было 5 девушек ( Втюрина Л.И., Меньшакова Г.А. Козлова Л.Н., Феферман В.А., Чугайнова А.И.- студентки 1 курса).

Многие не вернулись с фронта.

В музее истории ОАТТ сохранился оригинал письма Фокина Михаила Семёновича с фронта от 25 декабря 1943 года, в котором он пишет: "Здоровье моё хорошее, самочувствие прекрасное, жизнь проходит весёлая, кипучая, в борьбе с врагами ". А в извещении от 1 ноября 1944 года сообщается: "В бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество гв. ст. лейтенант Фомин М.С. погиб 1ноября". Как установлено Красными следопытами, Михаил Семёнович захоронен на Прыкульском воинском кладбище в братской могиле в Латвии.

Но несмотря на трудности, учеба и внеклассная работа, проводимая самоотверженными педагогами, не прерывались.

Были созданы лыжная, конькобежная и стрелковая секции. В техникуме дружно встречались праздники; готовился к выступлениям хор, подключались музыкальный и драматический кружки. В годы войны в техникуме часто менялся состав преподавателей, однако уже в то время создавался сплоченный коллектив из опытных и трудолюбивых преподавателей, таких как; Константин Фадеевич Цунский, Екатерина Васильевна Фолькман, Васса Осиповна Мезенцева, Григорий Васильевич Кондратьев; из таких организаторов как: Владимир Афанасьевич Симагин, Василий Степанович Исаков и др. Все они самоотверженно трудились, не жалея своих сил, здоровья в самые тяжелые годы для нашей страны и могут быть примером для последующих поколений молодежи, получающих в техникуме "путевку в жизнь". После войны в техникум пришли учиться и работать бывшие фронтовики.

III. ВЕТЕРАНЫ-АВТОТРАНСПОРТНИКИ (приложение)

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пройдут года, но не сотрутся в памяти каждого из нас доблесть и готовность к самопожертвованию этих людей, которые служили Родине так как обязывала военная присяга и подсказывала совесть. Они стали достоянием истории, но на этом поисковая работа не закончена. Каждый год работы дает нам новые факты и новые имена.

Сегодня многое из прошлого нашей страны подвергается переоценке. Современная эпоха ломает, переворачивает, заставляет по-новому взглянуть, пересмотреть еще недавно казавшиеся нерушимыми взгляды, убеждения. Однако осталось незыблемым уважение к прошлому своей страны, города, где живешь.

И мы не вправе этого забывать. В своей работе, мы попытались доказать, что патриотизм - это главная жизненная позиция гражданина страны. И на примере доблести и героизма наших предков в Великой Отечественной войне проиллюстрировали это.

На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма во многом ассоциируется в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей. Так как невозможно любить то, чего не знаешь, нужно проводить такие мероприятия, которые позволят больше узнать о родном крае, о своей малой Родине, о городе, где учатся, о своей семье.

Для этого студенты привлекаются к исследовательской работе. Ими выполняются рефераты по темам "Моя малая Родина", "Моя семья". С наиболее удачными докладами и рефератами они знакомят своих товарищей на классных часах и конференциях различного уровня. Участвуют в исторических и краеведческих олимпиадах и конкурсах.

Как правило, после этого подростки по-иному начинают относиться к своему родному краю, к своим близким. У них появляется чувство гордости и собственного достоинства, стремление следовать примеру отцов и дедов, желание своими действиями улучшить окружающую действительность.

Но патриотизм включает в себя не только эмоции, но и деятельность человека. Сила патриотического чувства не ограничивается лишь глубиной и возвышенностью любви к Отечеству, а побуждает нас к активным действиям, поступкам на благо своей Родины. От того, каков вклад той или иной личности, группы в дело Отечества, насколько та или иная деятельность соответствует вопросам его развития и укрепления, зависит и патриотизм. То есть, необходимо реализовывать патриотичность посредством конкретных действий, поступков в интересах Отечества.

Развитый патриотизм оказывается способным блокировать развитие негативных тенденций в сознании и поведении молодежи, в особенности таких, как преступность, экстремизм, наркомания. Молодые люди с более развитыми показателями гражданственности и патриотизма имеют и более позитивные показатели жизнедеятельности в целом.

Тем не менее, воспитание патриотизма - дело не одного дня. Его можно и нужно воспитывать постоянно.

Патриотизм подразумевает под собой наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и место постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области.

Также патриотизм основывается на уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам, проживающим на данной территории, желание помогать им, отучать от всего дурного. Высший показатель данного параметра - благожелательность ко всем своим соотечественникам, являющимся гражданами данного государства, т.е. осознание того общественного организма, называемого во всем мире "нацией по гражданству".

Каждому человеку-патриоту необходимо делать конкретные каждодневные дела для улучшения состояния своей родины, ее приукрашивания и обустройства, помощи и взаимовыручки своих земляков и соотечественников, начиная от поддержания порядка, опрятности и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего своего города, района, края, Отчизны в целом.