Использование методики Н.А. Зайцева на логопедических занятиях

Разделы: Логопедия


Тема: Инструменты. Автоматизация  звука [С] в слогах и словах.

Задачи:

  • Развитие речевого дыхания.
  • Расширение словарного запаса.
  • Развитие мелкой моторики.
  • Автоматизация звука [С] в слогах и словах.
  • Развитие артикуляционной моторики.
  • Обучение дифференциации  мягких и твёрдых звуков.
  • Обучение грамоте.

Оборудование: кубики и таблицы  Н.А.Зайцева, складовые карточки (Приложение 1), картинка с изображением Незнайки, магнитофон, диск с записью мелодии  к песне «В траве сидел кузнечик…».

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Педагог приветствует детей и приглашает пройти в кабинет.
«Сегодня у нас гость. Этот маленький человечек прибыл из цветочного  города, жители которого называются коротышками, потому, что ростом они с небольшой огурец. Самый главный из них,  малыш-коротыш, по имени Знайка. А ещё там живут Тюбик, Молчун, Пончик и много других коротышек, которые занимаются каждый своим делом. [1] А вот наш гость ничего не умеет, поэтому и пришёл к нам поучиться. Кто знает, как его зовут? Незнайка».
Педагог составляет из кубиков слово Незнайка и выставляет на полку картинку с изображением персонажа.

2. Пальчиковая гимнастика

«Незнайка не такой уж скверный. Он очень хочет чему-нибудь научиться, но не любит трудиться. Ему хочется выучиться сразу, без всякого труда, а из этого даже у самого умного коротышки ничего не могло бы получиться». [1]
«Давайте пригласим Незнайку остаться на нашем занятии. Может быть, он чему-нибудь научится у нас?
Незнайка любит играть в прятки, а мы ему покажем, как наши пальчики умеют играть в эту игру».
Педагог читает стихотворные строки  и показывает упражнения, дети повторяют.

«Раз, два, три, четыре, пять…
(Попеременно разгибаем пальцы, начиная с мизинца.)
Мы друзей идём искать.
(Сжимаем кулак, большой палец внизу.)
Этот мальчик под кроватью.
(Разгибаем мизинец.)
Этот мальчик под диваном.
(Разгибаем безымянный.)
Этот мальчик под столом.
(Разгибаем средний.)
Этот мальчик за углом.
(Разгибаем указательный.)
Этот мальчик встал у стенки.
(Разгибаем большой.)
У него дрожат коленки». [2]

3. Автоматизация звука [С] в слогах и словах

«Давайте покажем Незнайке наши таблицы и пригласим поиграть с нами в игру «Кто придумает больше слов». Незнайка уже придумал интересное слово, а какое не скажет. Попробуйте сами его угадать. Первый кубик в этом слове СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-С поставим на полку стороной СО». Дети выбирают заданный кубик из общей массы. Если дети затрудняются, педагог называет признаки кубика (большой, деревянный), показывает соответствующие склады на таблице и исполняет их песенку. (Приложение 2)  После того как дети нашли и поставили на полку заданный кубик, педагог называет второй: «БУ-БО-БА-БЭ-БЫ-Б, ставим на полку стороной БА», а затем третий: «КУ-КО-КА-КЭ-КЫ-К, стороной КА». Когда все кубики выставлены, педагог предлагает детям прочитать и угадать слово, которое загадал Незнайка. Если дети затрудняются, педагог совместно с детьми начинает его прочитывать, делая паузы и давая возможность самим догадаться. После того как дети догадались, слово ещё раз прочитывается совместно с педагогом и детьми самостоятельно. На склад БА ставится кубик-ударение.

«А теперь можно придумать какие захотите слова, но так, чтобы кубик СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-С в них обязательно участвовал». Каждое слово проговаривается совместно и каждым ребёнком в отдельности. Ребёнок, предложивший слово, получает указку и пишет его на таблице, а при необходимости, с помощью педагога.

4. Упражнение «Братики-сестрички»

Педагог подводит детей к столу с кубиками.
«Незнайке очень понравилось и он хочет ещё поиграть с кубикам. У кубиков есть братики.  У больших – маленькие (младшие), а у маленьких – большие (старшие). Но у нас они все перемешались. Давайте найдём старших и младших братиков и поставим их рядом». Педагог выставляет на полку кубик  СЮ-СЁ-СЯ-СЕ-СИ-СЬ стороной СЮ.
«Помогите Незнайке найти для этого кубика старшего братика СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-С». После того как дети нашли, получается пара СУ-СЮ, она прочитывается несколько раз. Далее продолжается поиск ещё нескольких пар. Когда все пары выставлены на полке, они прочитываются.

4. Игра «Лото» (работа со складовыми карточками)

Педагог обращается к детям: «А вы знаете, что в городе цветов, где живёт Незнайка, все жители занимаются своим делом, кто-то красит дома, кто-то ремонтирует машины, кто-то выращивает овощи, а кто-то лечит людей. Для этого им нужны разные инструменты. Незнайка принёс их с собой и хочет вам показать».  Педагог предъявляет по одной  складовой  карточке лицевой стороной: «Прочитайте, что это?  Кисть! Молодцы, КИ под ударением. А здесь что написано?  Мотыга! ТЫ выделено чёрным цветом, потому что этот склад находится под ударением». т.д.» После того, как все карточки были просмотрены и прочитаны, педагог делит детей на две команды, для каждой раскладывает на столах одинаковое количество карточек картинками вниз. «Переворачивать и подглядывать, что нарисован на картинках нельзя». Педагог вынимает из мешочка маленькую карточку и объявляет: «Лопата». Дети осматривают свои карточки в поисках «лопаты», чтобы закрыть её квадратом-меткой. Игра продолжается до тех пор, пока не закончатся маленькие карточки.
После окончания игры каждая команда совместно складывает названия инструментов из кубиков.

После того, как дети сложили слова и прочитали их, педагог просит детей отвернуться и припомнить в каких словах встречались кубики  СУ-СО-СА-СЭ-СЫ-С и СЮ-СЁ-СЯ-СЕ-СИ-СЬ.
После угадывания, дети поворачиваются, проверяют правильность ответов, поётся песенка каждого кубика.

5. Алфавитные «песенки» (работа с таблицей, использование ТСО)

Педагог приглашает детей подойти к таблице на стене.
«В городе Цветов есть коротышка,  по имени Гусля. Он очень замечательный музыкант и передал с Незнайкой свою любимую музыку. Давайте споём  под неё нашу песню». Дети встают лицом к таблице и педагогу.  «Следите за указкой.  Я буду показывать склады и петь их, а вы мне помогайте». Педагог передвигает указку слева направо пропевая склады на мотив «В траве сидел кузнечик…»

6. Подведение итогов занятия

«Незнайке пора возвращаться в свой Цветочный город. Он многое увидел на нашем занятии и многое понял: если хочешь чему-нибудь научиться, то надо потрудиться».
Затем педагог задаёт вопросы детям.
«Кто сегодня был у нас в гостях? Незнайка.
Какие картинки принёс нам Незнайка?»  Лопату, барабан, кисть, шприц, совок,
Как,  всё что изображено на картинках,  можно назвать одним словом? Инструменты.
Какие инструменты понадобятся  коротышкам: Винтику, Пилюлькину, Гусле?
Что понравилось на занятии сегодня, что было трудно?»

Список литературы:

  1. Приключения Незнайки и его друзей. Н. Носов
  2. Пальчиковые игры. Пименова Е.П.
  3. Кубики Зайцева. Учебник для родителей, воспитателей, учителей. Н.А. Зайцев
  4. Учимся читать с удовольствием! Н.В. Ахмылова