Сочиняем сказки вместе с детьми

Разделы: Работа с дошкольниками


В условиях проживания в городе, большая часть населения которого, трудится на промышленных предприятиях с вредными условиями труд остро встает вопрос о формировании экологической культуры, как средства профилактики и сохранения здоровья. Образовательные учреждения, в данном случае, являются основными источниками и инициаторами экологического просвещения. Общеизвестно, что детский сад является первой и самой важной ступенью лестницы, ведущей к взрослой жизни.

Педагоги-дошкольники стоят у истоков формирования личности и, от них во многом зависит, каким в будущем сформируется человек Экология наука всеобъемлющая. Мы свою работу построили на двух ее составляющих :духовной экологии и экологии пространства, которое нас окружает. В современных условиях духовная экология является одним из актуальных направлений педагогической и психологической наук. Развитие общества не возможно без решения проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребенка. Формирование экологической духовности не возможно без обогащения таких понятий, как край, где я живу; мой родной дом; “Я”, как важная и нужная часть большого “общего”. С раннего возраста ребенок впитывает культуру своего народа: быта, взаимоотношений людей, традиции, отношение к месту проживания, природе. Духовность, как личное образование, включает себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность за свои поступки. Большую роль в формировании эмоционально насыщенного отношения к природе родного края играют легенды, сказки, игры, обычаи и традиции. Мы живем в чудесном краю – Сибири, главными природными богатствами которой, являются озеро Байкал, реки, тайга с ее обитателями, природные ископаемые. Задача всех живущих в этом сказочном краю – сохранить его для настоящих и будущих поколений. В работе с детьми по данному направлению, педагоги нашего детского сада используют различные формы работы, наиболее интересными, на наш взгляд, являются сочинение сказок детьми совместно с родителями, педагогами на тему сказаний, легенд о местных обычаях. обрядах, о природных явлениях, о животных сибирской тайги, о людях Прибайкалья. Сочинение сказок увлекло нас, и мы орган4зовали творческую группу, в которую вошли родители воспитанников и творческие педагоги. Разработали проект “ Расскажи о своем крае”.

Цель проекта: Пропаганда нравственно-духовных ценностей через осознание себя в единстве с окружающей природой.

Задачи:

  • прививать любовь и бережное отношение к природе родного края;
  • познакомить детей старшего дошкольного возраста с основами экологической культуры, как частью национальной культуры;
  • обогатить впечатления детей знаниями о быте, традициях, природе, о людях окружающего мира;
  • развивать связную речь через составление коротких сказок;
  • познакомить детей с основами книгоиздательской деятельности.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: 5–7 лет.

Направленность развития детей, в рамках которой проводится работа по проекту: комплексная (разные виды детской деятельности, совместной со взрослыми). Обязательным условием является продуктивная деятельность в виде авторских книжек, альбомов с рисунками детей и взрослых, мини-гербарии, фото выставки, поделки и многое другое по желанию ребенка.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, педаго-психолог, учителя-логопеды, учитель Монтессори.

Руководитель проекта: заместитель заведующего по воспитательной методической работе

Цель – результат: – осознанное отношение всех участников проекта к себе и окружающему миру; изготовление авторских альбомов и книг; музыкально-театрализованное представление; книжная ярмарка. Проект долгосрочный.

На основе главного проекта были разработаны вспомогательные:

– Город у соли. (Усолье-сибирское, город, в котором мы живем).

– Легенды о Байкале.

– Секреты долголетия из старого сундука (сказки про Сарму).

– Игры, в которые играли наши предки.

– Животный и растительный мир Прибайкалья.

– Сочиняем сказки сами.

– Изготовление книжек своими руками.

Примерные темы интегрированных занятий.

  1. Как в Сибирь зима пришла. (Изодеятельность, словотворчество, музыкально-театрализованная деятельность, продуктивная: изготовление общей книги сказок с иллюстрациями детей.)
  2. Иркутская история. (Познавательно-речевая, музыкально-театрализованная,конструктивно-продуктивная деятельность: изготовление макета реки Ангары с каскадом ГЭС.)
  3. Знакомая незнакомка. Что мы знаем о соли. (Эксперименты и опыты с природным минералом, изготовление альбома с рисунками и аппликациями детей о вреде и пользе соли.)

Сказки, сочиненные детьми подготовительной к школе группы муниципального дошкольного учреждения “ Детский сад комбинированного вида № 25” города Усолье-Сибирское Иркутской области. Сказки записаны воспитателем группы Видякиной Викторией Поликарповной, высшая квалификационная категория.

Зверята-смельчаки.

Жила-была прекрасная принцесса. Она очень любила рано утром гулять по лесу, слушая пение певчих птиц. В один из таких дней вдруг налетел ураган и подхватил принцессу силой ветра. Принцесса попала в замок к злому духу гор и оказалась в заточении. Но дома ее ждали друзья-зверушки: зайчик, соболек, бельчонок и нерпочка. Пошли они сквозь лесные заросли, победили злого духа и спасли принцессу. Все вместе вернулись домой, а злой дух превратился в большую скалу. Ни одного деревца на ней не растет. Вот сколько злости накопил, что один остался.

Куклин Никита, 6 лет.

Снежинка.

Однажды с чистого голубого неба, упала волшебная снежинка. Она приземлилась на землю и прошептала, что никогда не видела такой красоты. Она летала по красивому осеннему лесу и восхищалась красотою сибирской природы. Вдруг недалеко она услышала, что кто-то плачет. Это плакала белочка. Снежинка подлетела к ней и узнала, что лиса украла бельчат. “ Не переживай, белочка! Я помогу тебе их найти “ – сказала снежинка и полетела, сказав белочке следовать за ней. Через некоторое время снежинка и белочка увидели лису, которая забавно играла с бельчатами и кормила их кедровыми орешками, да ягодой брусникой. При виде белочки, лиса поняла, что поступила плохо. Нельзя чужих малышей уводить, даже если хочется с ними просто поиграть. Белочка попросила лису не пугать ее больше, просто приходить к бельчатам в гости. Белочка и бельчата благополучно вернулись домой, а снежинка полетела дальше на Север. Ей еще рано было совсем оставаться в лесу, зима все еще спала высоко в горах Саянах.

Лыткина Лера , 6 лет.

Приключения нерпенка.

Жила-была нерпа .Звали ее Тито. Мамочка Тито уплыла за пищей. Очень захотела она своего сыночка побаловать свежим байкальским омулем. Нерпенок расшалился без мамочки и заплыл далеко. А тут как тут, браконьеры на быстрых лодках – моторках. Увидели они Тито и за ним быстро-быстро поплыли. Вспомнил тогда нерпенок, что при опасности нужно скорей под воду нырять. Нырнул поглубже, браконьеры его и потеряли из виду. Увидел священный Шаман, что браконьеры на озере вытворяют, и нагнал на них самые свирепые ветры Байкала. Куда после этого браконьеры подевались, никто не знает. Того, кто природе вред приносит, никто не любит. Приплыл испуганный Тито домой в бухты острова Ольхон и больше никогда один не уплывал, пока не вырос.

В лесу появился враг. Он был страшный, потому что он был невидимкой. В лесу стали пропадать маленькие птички и большие; и мышки, и серые зайцы. Даже сам мишка медведь пропал. Никто не знал, кто этот таинственный разбойник: зверь ли, птица или человек злой? Маленькие и большие звери, которые родились весной и летом не знали, что каждую зиму, когда приходят стужа и мороз, птицы улетают в теплые края, медведи ложатся спать в теплой берлоге, зайцы меняют серые шубки на белые. Вот и стали происходить у лесных жителей превращения. Весной звери собрались на лесной поляне и поняли, что тот страшный враг-невидимка, был просто холод и мороз. Вот как зима над малышами-зверятами подшутила!

Ушаков Илья, 6 лет.

Как в Сибирь зима пришла. Давным-давно это было. Тогда Сибирь не знала холодов, и вся тайга цвела яркими цветами круглый год: ярко-красными саранками, золотистыми купавницами и огненными жарками; пронзительно синел Байкал, и изумрудом отливала тайга. Хозяин сибирской тайги однажды заболел, и его перестали радовать яркие краски Сибири. Он набросил на разноцветье Сибири белое покрывало. Оно закрыло яркие солнечные лучи, и Сибирь стала холодной и бесцветной. Даже огонь в печи сибиряков потерял свой озорной и веселый нрав. Опечалились жители тайги и пошли к Художнику, чтобы он вернул краски природы. Ничего им не ответил Художник, только печально покачал головой. Тогда птички попытались разрисовать белое покрывало, оставляя на нем веточки следов; рысь оставила пятна от прыжков, даже мороз разрисовал окна домов ледяными узорами. Но не радовались сибиряки, и не радовался Художник. Тогда пришли дети. Сели они к бесцветному огню печи и стали рисовать яркие, красочные картины, но только ни красками, и увидеть их было нельзя, но услышать и почувствовать можно. Стали дети рассказывать сказки, да рассказы о красоте и богатстве родного края. Послушали сибиряки словесные картины детей, и захотелось им поглядеть в окно, а там… стоит волшебный бархатный олень и на его больших золотых рогах сверкает и переливается огненный шар солнца. В тот же миг тайга вновь ожила красками. Проснулся Хозяин тайги и говорит: “ Ладно, убедили вы меня, пусть тайга сверкает красками три времени года – весной, летом, осенью! Но зима пусть останется только белой и холодной”. Но Художник тайно от Хозяина оставил зимней тайге зеленый цвет хвои кедра, да сосен с елями; синь льда и неба Байкала; алые гроздья рябин и яркий цвет зари. Когда заря занимается над Байкалом, крутыми вершинами Саянских гор, могучей тайгой – белое покрывало начинает сверкать всеми цветами радуги и, кажется, что кто-то на снегу рассыпал золотые огоньки. Ничего нет на свете дороже и роднее места, где ты родился!

Автор сказки Мотылькова Татьяна Юрьевна.