Мир тысячного солнца

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Способствовать развитию фантазии и воображения.
  • Научить использовать и гармонично сочетать различные материалы.
  • Закрепить навыки работы в технике коллажа.

Материальное обеспечение: Интерактивная доска.

Материал к уроку: листы формата А3 с подготовленным фоном, клей, ножницы, фольга, перламутровая, бархатная цветная бумага и бумага с неравномерной окраской, самоклейка, пайетки, блестки и стразы, клейкие растворы блесток различных цветов.

Ход урока

Организационный момент.

В сентябре этого года состоялось открытие выставки Уральского художника Яроцкого Василия Федоровича "Мир солнца - звездные пейзажи". Выставка проходила в кинотеатре имени Гагарина. Многие из вас ее посетили. Чтобы обновить впечатления от выставки предлагаю к просмотру фотоматериалы с выставки.

(Идет показ слайд-шоу) приложение 1

Выставка вводит нас в нереальный, фантастический мир художника. А знаете ли вы что наше солнце, которое светит нам каждый день, это звезда? Только звезды могут светиться и излучать живительное тепло. Земля, Венера, Марс и другие планеты этого делать не могут, поэтому их не видно из далекого космоса!

Чистыми летними ночами мы иногда смотрим в бездонное, звездное небо. Миллиарды точек сияют в вышине разными цветами. Некоторые из них едва видны, пульсируют периодично. Другие притягивают взор ровным, холодным светом. И каждая из этих точек это чье-то солнце, которое дает свет и тело невидимым для нас планетам!

Среди такого колоссального количества звезд, неужели нет, хотя бы отдаленно, похожей на нашу? Такой планеты, на которой была бы хоть какая-то жизнь! А какая она могла бы быть?

Космические пейзажи (закреплены на простой доске)

Фантазеры: художники и писатели пытаются себе это представить и описать в своих работах. Каждое существо, созданное природой, причудливо и в то же время совершенно! Но привычные для нас животные могут выглядеть на других планетах совсем иначе. Белые и пушистые оказаться коварными хищниками, а рогатые чудики милыми домашними животными.

Сообщение темы и целей урока.

Великий путешественник, профессор Селезнев (Мультфильм "Тайна третьей планеты"), прошедший все галактики, от альфы до омеги центавра, везде описывал и собирал животных. Для изучения их в галактических зоопарках.

Кадры из мультфильма "Тайна третьей планеты" приложение 2

Представим себя помощниками профессора Селезнева, собирающими уникальных животных по всей галактике. Это, безусловно, увлекательно и в то же время очень опасно!

 

Просмотр детских работ

Мы отправляемся в мир тысячного солнца!!!

Закрепляю на магнитной доске заранее отпечатанную тему урока

Сейчас нам предстоит беспрецедентное путешествие вглубь неисследованной планеты - Центрины, на небосклоне которой 4 солнца и 2 луны, и конечно посетим ближние планеты: Юнону с 5ю спутниками, и Сатурн-3. При общении с туземцами выяснились названия некоторых экзотических и даже реликтовых животных, именно их мы и будем искать и по возможности, отлавливать, описывать и обязательно зарисовывать!

(Целесообразно разрешить ребятам, в виде исключения, несколько занятий седеть "кто с кем хочет", давая при этом небольшое групповое задание. Класс, таким образом разделиться на небольшие группы ненасильственным методом, выделится лидер или группу объединит дух сотрудничества. Сильным ребятам можно предложить индивидуальную работу.)

Группой из 4 человек - "фоновиками" в составе Сабины, Лены, Эли, Сандугаш при соблюдении абсолютной секретности, во внеурочное время, были выполнены фоны для работ на формате А3, в различной технике.

Мы уже разбились на мобильные поисковые группы и готовы получить задание на поиск того или иного существа в ареале его обитания в пределах галактики тысячного солнца. Специалисты - ассы по повадкам и поведению "монстроведы" и одинокие рейнджеры получают задание на поиск удивительных существ (и фон А3). Отпечатанное задание скреплено скрепкой с фоном. Ребята выбирают лист, не видя ни задания, ни фона. (Для гостей урока можно высветить задания на интерактивной доске или закрепить на простой.)

  • Маляка зведчатая
  • Глазастик карликовый
  • Нырза переливчатая
  • Рикабор игольчатый
  • Бракс перламутровый
  • Вуншила пятнистая
  • Шракура водянистая
  • Лямука огненная
  • Зюзюмрик ручейный
  • Каруна лесная
  • Кулеля рукокрылая
  • Бальпан радужный
  • Дролик лапчатый
  • Чеклок бескрылый

С обратной стороны листа обязательно подписать! Указав, как обычно, класс, литеру и сегодня - состав поисковой группы.

Повторение пройденного материала.

При составлении композиции необходимо помнить общие композиционные правила, о которых мы говорим на каждом занятии.

Фронтальный опрос.

Что надо учитывать при построении композиции?

  • Выбор формата.
  • Вход в картину. Поясните.
  • Композиция должна быть уравновешенной. Поясните.
  • Композиция должна быть единой. Поясните.
  • Необходимо построить многоплановую композицию.
  • При построении многоплановой композиции необходимо учитывать перспективные искажения. Поясните.

Внимание! - задание:

Проникнуть в джунгли, опуститься на морское дно, переплыть ядовитые океаны, пресечь ледяные пустоши. Преодолеть все трудности! Найти, изучить, поймать и зарисовать удивительное животное!

Награда на группу:

  • Сертификат на 5 в четверти - 5 шт.
  • Удостоверение на 5 в журнал - 10 шт.
  • Почетная грамота на право похвальной записи в дневник - 5шт.

Выполнение работы

Группы и одинокие рейнджеры приступают к работе. А тем временем:

"Фоновики" раскрывают свои секреты.

Леночка

Вот такие фоны, мы выполняли в технике "напыление". Можно воспользоваться жесткой кисточкой или зубной щеткой, которая конечно, после этого не годится для чистки зубов. Здесь главное угадать консистенцию краски. Слишком жидкая даст светлый, невыразительный цвет и крупные капли-кляксы.

В магазинах сейчас есть вот такие баллоны, предназначенные для более тонкого распыления красящих веществ. При их помощи получили вот такие фоны, а если использовать прилагающиеся трафареты, нам досталась бабочка, можно создать простенький рисунок

Сандугаш

У меня в руках фон, выполненный в технике "печать листьями". Для работы потребуются фактурные, ребристые, выпуклые листья. Такие как листочки хризантемы. Покрываем их с нижней стороны гуашевой краской и аккуратно прикладываем к поверхности листа. На листе остается отпечаток со всеми прожилками - очень красивый.

Сабиночка

Я расскажу о "пузырьковой технике". В небольшую чашечку, мы брали кейсе и чайную, берем немного гуашевой краски и добавляем несколько капель "Ферри". Надо добавить немного воды, совсем чуть-чуть. Перемешать. Теперь при помощи соломинки для коктейля выдуваем пузыри. Их нужно много, они должны подниматься шапкой, выше посуды. Осторожно накрываем пузыри листом бумаги, стараясь не задеть чашку, опять дуем в трубочку и снова накрываем. Можно добавить другой краски и изменить цвет, согласно спектру. Нам больше понравились отпечатки мелких пузырей.

Эля

Для этого фона мы использовали большое стекло на учительском столе, оно должно быть немного больше листа, и гуашевые краски. Краску наносили на стекло в хаотичном порядке, стараясь брать красивые сочетания. Сырую краску накрывали чистым листом. Оттиск получается один, его повторить не удастся, поэтому эта техника называется "монотипия". Моно переводится как один, единственный. Типус - отпечаток

Заключительная часть

На рабочей доске закрепляем законченные работы и работы близкие к завершению.

 Вы оказались достойными продолжателями дела профессора Селезнева. Мы собрали для галактического зоопарка потрясающих воображение, доселе невиданных зверей. За проявленную смекалку, воображение и находчивость награждаются:

  • Почетной грамотой с правом похвальной записи в дневник:.
  • Удостоверением на 5 в журнал:::::::::::::..
  • Сертификатом на 5 в четверти:::::::::::::..

Сегодня на уроке мы составили композицию из различных материалов. Мы использовали фольгу, перламутровую, бархатную цветную бумагу и бумагу с неравномерной окраской, самоклейку, пайетки, блестки и стразы для маникюра, клейкие растворы блесток различных цветов. Таким образом, закрепили навыки работы в технике коллажа. Продемонстрировали возможности смешанной техники при работе нетрадиционными изобразительными средствами. Получили эффектные работы, подтвердив тем самым, что творчество не имеет границ и при желании можно рисовать чем угодно и на чем угодно!