Кожа человека (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель: познакомить учащихся с понятием “ кожа человека” и функциями кожи.

Задачи:

  1. Формировать знания учащихся о коже и её функциях.
  2. Развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное в полученной информации и применять на практике полученные знания.
  3. Воспитывать навыки коллективного труда, бережного отношения к своему здоровью.

Оборудование.

  1. Увеличительное стекло, зеркала.
  2. Таблицы на каждую парту “результаты исследования”, “правила оказания первой помощи”
  3. Карточки-опоры: “Кожа человека”,“эпидермис, дерма, подкожный жир, клетчатка”, “ рана”, “ушиб”, “ожог”, “обмораживание”, источники информации.
  4. Энциклопедия
  5. Медиапроектор, ноутбук, медиадиск.
  6. Учебник

Ход урока

1. Организация класса

Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Меня зовут Татьяна Александровна. На прошлом уроке окружающего мира вы говорили о том, как человек воспринимает окружающий мир

Давайте проверим, на сколько хорошо вы усвоили материал предыдущих уроков.

2. Повторение изученного материала. (Создание ситуации успеха). Мини-тест.

Ребята, у каждого из вас на столе лежит карточка. В ней 7 рядов. В каждом ряду по 3 слова. Каждый ряд соответствует номеру вопроса. Итак, я задаю вам 1 вопрос, а вы в первом ряду красным маркером заштриховываете верные ответы. Верных ответов в ряду может быть 2.

Итак, начнём.

1. К органам пищеварительной системы относятся: в карточке заштрихуйте верные ответы.

1 сердце желудок кишечник
2 кишечник лёгкие Желудок
2 печень мозг Желудок
4 лёгкие Уши Нос
5 Чувствует запахи Чувствует прикосновения Различает вкус
6 Глаз нос Уши
7 печень Головной мозг нервы

2. Органами дыхания являются:

3. Какой орган управляет деятельностью всего организма?

4. Органами чувств являются…

5. Благодаря языку человек….

6. Органом слуха является…

7. Нервная система состоит….

Ребята, посмотрите на карточку, что у вас получилось? (пятёрки). Поднимите вверх карточку те, у кого получились пятёрки.

Молодцы! Значит, вы все справились с заданием.

3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучать организм человека. А какова тема нашего урока вы узнаете, отгадав загадку.

Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу. (Кожа)

Совершенно верно. Сегодня на уроке мы будем говорить о коже.

“Кожа”. (Вывешивается плакат на доску)

Кожа равномерно покрывает всё тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган с многими функциями, о которых мы будем сегодня говорить на уроке.

4. Работа в парах

Давайте проведём небольшое исследование. Работать будем в парах. Результаты исследования каждая пара будет вносить в таблицу, которая лежит у вас на столах.

Сравните свои наблюдения и выводы с приведёнными ниже утверждениями. Обведите “ДА” или “НЕТ”.

1. На ощупь кожа мягкая и упругая

Да

Нет

2. На стекле осталось пятно жира.

Значит, кожа выделяет жир

Да

Нет

3. На поверхности кожи видны волоски и поры.

Через поры выделяется жир и пот.

Да

Нет

Начнём наше самонаблюдение с рассматривания кожи своей руки. Попробуйте на ощупь. Сделай те вывод, какая она? (Мягкая упругая).Сравните своё наблюдение с утверждением в таблице. Если вы согласны, то обводите “ДА”, если не согласны, то “НЕТ”.

2. Посмотрите в зеркало, проведите пальцем по лбу. Затем приложите палец к зеркалу. Что осталось на поверхности зеркала? (Пятно) А что это за пятно? Как вы думаете? (Наверное, это жир). Заполните таблицу.

3. Рассмотрите кожу через лупу. Что вы видите? Кто увидел маленькие отверстия? А как они называются? (Поры). А как думаете, для чего они нужны? А ещё что вы увидели? (ВОЛОСКИ). Заполните таблицу.

Таким образом, опираясь на нашу таблицу, давайте сделаем вывод:

На ощупь кожа, какая? (Мягкая и упругая)

Что выделяет кожа? (Кожа выделяет жир)

Для чего нужны поры? (На поверхности кожи видны волоски и поры. Через поры выделяется жир и пот)

А теперь, ребята, предлагаю вам рассмотреть, как устроена наша кожа под микроскопом. Для этого мы воспользуемся медиадиском со специальной программой. Внимание на интерактивную доску. Посмотрим медиафрагмент (включатся медиадиск под названием “ Моё тело”).

1 фильм …

2 фильм …

(Фрагмент 2 с объяснением и с карточками на доску)

Эпидермис

дерма

жировая клетчатка

Наша кожа состоит из трёх слоёв. Первый слой-эпидермис или наружная оболочка, которая предохраняет кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.

Второй слой называется дерма, или сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает Её более мягкой. Потовые железы расположены по всей поверхность дермы. Пот испаряется и кожа охлаждается. И здесь располагаются кровеносные сосуды и нервы, поэтому кожа очень чувствительна.

И третий слой - подкожная клетчатка. Этот слой предохраняет от ушибов и сохраняет тепло.

Давайте подведём итог. Из каких слоёв состоит кожа? Перечислите.

Какой слой предохраняет от повреждений?

Какой слой сохраняет тепло?

Всё верно. Кожа является внешним покровом тела человека. Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. Ребята, но оказывается, что кожа выполняет и другие функции. О них нам расскажет докладчик. (Специально подготовленный ученик рассказывает о функциях кожи)

Функции кожи.

Кожа - не просто покрытие человека. Это активный орган с разнообразными функциями. Кожа водонепроницаема, так что человек не высыхает в жару и не тает во время дождя.

Кожа защищает человека от солнечной радиации.

Она достаточно прочна, чтобы защитить от повреждений, в то же время достаточно мягка и упруга, что позволяет человеку совершать движения.

Она сохраняет тепло, охлаждает тело, поддерживая постоянную температуру внутри него.

С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. НА коже начинают размножаться микробы. На 1см - находится до 40 тысяч микробов. Поэтому кожа должна быть всегда чистой.

Спасибо. Очень интересное сообщение. Ты обобщил всё, что мы сказали. Каким источником информации ты воспользовался когда готовил это сообщение. (Детской энциклопедией). Давай покажем её ребятам.

Ребята, мы сказали, что за чистотой кожи нужно всегда следить. А вы соблюдаете гигиену? Давайте на нашей физкультминутке покажем как это нужно делать.

5. Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок
Хомка - серенький бочок
Моет лапки, шейку трёт,
С мылом ушки промывает
Про мочалку не забывает
И всё сделав по порядку
Чистым делает зарядку:
Раз, два - выше голова.
Три, четыре руки шире
Пять шесть - тихо сесть.

6. Продолжение изучения нового материала

А кто нам теперь может рассказать правила гигиены?

Ребята, дома я вам предлагаю выполнить творческое задание. Вот на таком листочке вы можете написать памятку “МОЙДОДЫРА” по уходу за кожей, пользуясь различными источниками информации: учебником, энциклопедией, “интернет”…по желанию. Либо выполняете задание в учебнике стр. 137-139.

Работа по учебнику.

Но в жизни важно не только ухаживать за кожей, но важно ещё уметь вовремя оказать первую медицинскую помощь при повреждениях кожи.

Какие повреждения вам знакомы? (РАНЫ, УШИБЫ, ожоги, обморожения)

Предлагаю поработать с важнейшим источником информации – учебником. Работать будем группами. Каждой группе достанется один из видов повреждения кожи. А группа пользуясь учебником на странице 138 напишет в специальных таблицах правила оказания первой помощи, которые у вас лежат нам столах.

Давайте посмотрим, что у вас получилось. Выслушаем каждую группу и заполним таблицу.

На доске:

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ КОЖИ

Вид повреждения Первая помощь
Ранка

Промыть рану чистой водой.

Смазать вокруг раны йодом или зелёнкой

Перевязать чистым бинтом.

Ушиб Приложить грелку с холодной водой
Ожог Полить обожженное место холодной водой

7. Итог урока

Молодцы, вы отлично потрудились. А теперь давайте ещё раз вспомним так о чем мы говорили весь урок. О коже. Какую роль выполняет кожа?

Какие источники информации мы использовали в течение урока. Назовите их.

Рассказ учителя

Учебник

Энциклопедия

Медиадиск

Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Я чувствовала вашу поддержку. Спасибо вам большое. У меня есть для вас подарок. Я хочу подарить вам на память медиадиски, из которых вы сможете получить много дополнительной информации.