Образовательная программа "Золотые россыпи Сибири"

Разделы: Общепедагогические технологии


Программа развития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение XXI: развитие человеческого потенциала» (Приложение 1)

Направление: технология культурной политики

Тема программы (метафорическая): Золотые россыпи Сибири

Тема программы содержательная:

Исследование культурных истоков регионов на материале традиций и особенностей культуры, быта и нравов народностей проживающих на территории районов Красноярского края.
Реализуется в летний период в палаточном лагере

Авторы:

Прусакова Людмила Павловна заместитель директора школы по воспитательной работе
Бондарец Любовь Фёдоровна руководитель школьного краеведческого музея и школьного музея Боевой славы, учитель истории и обществознания
Терешкова Вера Викторовна руководитель объединения дополнительного образования «Юный исследователь», учитель истории и обществознания

Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение «Крутоярская средняя общеобразовательная школа» п. Красная Сопка, Назаровский район Красноярского края

1. Пояснительная записка

Россия, каждый её регион, имеет богатейшее культурное прошлое, свои духовные ценности и столетние корни. Современный мир очень быстро меняется. Сегодня менее 20% населения края проживает в сельской местности – это то место, где ещё сохранились истоки подлинной культуры народов Сибири. Понимать и уважать прошлое, заботиться о сохранении и передачи духовных ценностей – долг и обязанность нынешнего поколения сибиряков – потомков старожилов и переселенцев. Данная программа направлена на привлечение молодого поколения к исследованию истоков материальной и духовной культуры Сибири.
Участниками данной программы будут дети из семей с активной жизненной позицией, увлечённых творчеством, и дети, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию, дети сироты, опекаемые, дети из «группы риска». Совместное проживание, индивидуальная и коллективная творческая исследовательская деятельность помогут всем участникам осознать себя представителями сибирского субэтноса, помогут самоопределиться в собственном мировидении.
В ходе проведения этнографических исследований у школьников будет формироваться умение осмысливать и постигать содержание своей деятельности – понимание. Данная компетентность будет специфична, но овладение ею даст возможность школьнику применять её в других видах деятельности.
В ходе постижения материальной и духовной культуры сибирского субэтноса участники программы будут включены в процесс мышления, что позволит углубить уровень логичности мышления. Это будет способствовать развитию интеллекта детей.
В условиях совместного проживания, совместной деятельности, экспедиций, исследований, творчества школьников из разных территорий, разных целевых групп будет происходить общение и развитие коммуникативных толерантных навыков. Данная компетентность является одной из важных в данном возрасте. Её развитие будет способствовать открытости, контактности и терпимости школьников.
Программа летнего модуля будет разворачиваться на территории южных районов Красноярского края. Данная территория на сегодняшний день является одним из культурных центров Красноярья. Там сохранились традиционные виды ремёсел и промыслов. В п. Шушенское располагается государственный историко-этнографический музей – заповедник. Материалы музея помогут участникам программы создать общую картину материальной и духовной культуры нашего края. Работники музея смогут оказать научно-методическую помощь.
Реализация модулей 2009-2010 гг. осеннего, зимнего и весеннего предполагается на территории западной группы районов края. Данная программа не ограничивается рамками одного года. В течение 4-х лет предполагается охватить все регионы края.

2. Цель программы: формирование общего представления у участников образовательной программы о ценностях материальной и духовной культуры народов Сибири, о способах её сохранения и передачи через организацию исследовательской деятельности.

Задачи программы:

  • формирование представлений, понимания, уважительного отношения к материальным и духовным ценностям сибирского субэтноса;
  • развитие навыков проектной и исследовательской деятельности через организацию различных форм коллективной и индивидуальной творческой деятельности;
  • знакомство с различными профессиями, как прошлого, так и настоящего края;
  • развитие коммуникативных навыков у участников программы;
  • обеспечение условий для физического и нравственного оздоровления детей в условиях палаточного лагеря.
  • воспитание толерантности к культуре и обычаям народностей, проживающих на территории западной группы районов Красноярского края;

Целевые группы:

  • Учащиеся общеобразовательных школ в возрасте 14-16 лет, как обладающие навыками исследовательской деятельности, так и не обладающие.
  • Члены объединений доп. образования направлений: художественно-эстетического и социально-педагогического.
  • Дети в возрасте 14-16 лет, попавшие в тяжёлую жизненную ситуацию (опекаемые, сироты, дети «группы риска»)

Ожидаемые результаты: в процессе реализации программы школьники

  • которые обладают опытом исследовательской деятельности усовершенствуют навыки в данной области;
  • не имеющие опыта исследовательской деятельности, приобретут её основы;
  • получат образцы культурного взаимодействия с окружающей действительностью прошлого и настоящего;
  • расширят знания о материальной и духовной культуре;
  • получат инструменты для сознательного использования материальной и духовной культуры;
  • разовьют коммуникативные навыки на нравственной и гуманистической основе;
  • смогут выявить индивидуальные и личностные особенности, самоопределиться в выборе дальнейшей профессиональной деятельности;
  • научатся работать коллективно, в команде, проявлять свои индивидуальные качества;
  • смогут осмыслить себя как часть субэтноса, самоопределиться и самореализовать свои возможности в дальнейшей учебной и практической деятельности;
  • получат навыки создания социальных проектов, мультимедиа презентаций, статей, репортажей для СМИ, учебных текстов, научно-исследовательских работ, рефератов, сообщений и др.

Продуктом программы должно стать создание этнографической карты, альманах и видеофильм «Золотые россыпи Сибири».

3. Технологическое устройство программы:

Программа «Золотые россыпи Сибири» является круглогодичной, рассчитана на 4-х летний период, ежегодно состоит из 4-х модулей. Каждый модуль имеет свою тему, циклично замкнут, имеет логическое продолжение.

Летний модуль «Золотые россыпи Сибири» – (июнь –июль 2009г. ) продолжительность 10 дней.

Задачи:

  • Показать образцы духовной и материальной культуры, особенностей быта и нравов народов Сибири через организацию исследовательской деятельности;
  • Вооружить ребёнка инструментарием, позволяющим ему самостоятельно заниматься творчеством в русле народной культуры.

Летний модуль осуществляется в три этапа:

1 этап Подготовительный

а) Методическое сопровождение. При подготовке к реализации летнего модуля образовательной программы подбирается и обрабатывается необходимый комплект методической литературы, проводится дополнительная экспертиза и уточнение программы каждого дня, создаётся дидактический материал;
б) Подготовка тьютеров. Проводятся занятия с тьютерами, на которых они знакомятся с программой, с обязанностями тьютера, с особенностями работы;
в) Материально – техническое обеспечение. Приобретается и подготавливается оборудование для палаточного лагеря. Приготавливаются и комплектуются расходные материалы для реализации программы. Проверяется качество приобретённых материалов;
г) Подготовка учащихся. Проводятся занятия с группой учащихся, на которых они знакомятся с условиями проживания в палаточном лагере, с техникой безопасности, с особенностями деятельности программы;
д) Организация реализации программы. Подбирается кадровый состав, согласовывается ряд действий с научным экспертом, устанавливается взаимосвязь с сотрудниками Шушенского музея, с администрацией посёлка Шушенское для осуществления деятельности палаточного лагеря на их территории.

2 этап Реализация программы

Данный этап программы связан с выездом участников программы на окраину п.Шушенское ( согласно договору с администрацией), обустройством палаточного лагеря со всеми санитарно – гигиеническими нормами, реализацией образовательной программы.
Длительность работы лагеря 10 дней.
– Первый день посвящён заезду участников. Через коллективно творческое дело участников программы создаётся эмблема, гимн палаточного лагеря, составляется «Кодекса жизни палаточного лагеря», где отражена, будет как исследовательская деятельность, так и спортивно-оздоровительные и культурно-массовые мероприятия. Избирается актив лагеря, «Учёный совет», пресс-центр, которые в течении всего периода деятельности лагеря будут проводить съёмку и монтаж фильма из отснятого материала; будут заниматься обобщением материала: составят альманах «Золотые россыпи Сибири» и этнографическую карту.
– Следующие два дня проходят под девизом «Знания приобретёшь – свой верный путь найдёшь». Происходит погружение в содержание программы. Произвольно разделённые на 4 группы участники программы, первый день погружаются в содержание 2-х тем модуля (Ремёсла, Промыслы). Второй день погружаются в две другие темы модуля (Праздники и традиции, Устное народное творчество). После чего вечером второго дня происходит самоопределение участников программы и формирование групп по интересам.
– Шесть последующих дней посвящены погружению в основы исследовательской деятельности каждого участника программы и проходят под девизом «Познание разум украшает». Каждый день начинается с вводной лекции, где участники программы знакомятся с одним из элементов исследовательской деятельности. Затем каждый разрабатывает свой индивидуальный маршрут на один день, работая в рамках темы группы. Исследовательская деятельность участников программы проходит через организацию этнографических экспедиций, походов, мастер-классов, изучение источников, сопровождается тьютерами и научными консультантами. Каждый день завершается презентацией деятельности дня на общем сборе «У костра». Шестой день посвящён презентациям исследовательских работ участников программы на торжественном мероприятии «Посвящение в ЗолотоИскатели».
– Последний день пребывания в палаточном лагере будет проведён в виде форума «Я себя не мыслю без Сибири без своих родных сибиряков», где будет проводиться рефлексия, презентация фильма и альманаха, демонстрация карты, награждение участников программы и планирование работы на межмодульный период.

3 этап Заключительный

По окончанию летнего модуля авторы программы, научные консультанты, научный эксперт и тьютеры проводят рефлексию, планируют работу на межмодульные периоды, с учетом возможных рисков. Составляется финансовый отчёт об использованных средствах, полученных на реализацию программы. Готовится анализ и публичный отчёт о реализации программы для социума.

  • Осенний модуль « Бабушкин сундучок» (ноябрь 2009 г.) продолжительность 4 дня, проводится на территории западной группы районов края.
  • Обобщение и систематизация собранного и наработанного материала по сибирским промыслам на основе материалов музеев: «Сибирская игрушка» (п. Красная Поляна Назаровский район), Назаровский краеведческий музей;
  • Консультирование остальных участников программы;
  • Зимний модуль «Рождественские встречи» (январь 2009 г.) продолжительность 4 дня, проводится на территории западной группы районов края.
  • Обобщение и систематизация собранного и наработанного материала о праздниках, традициях, устном народном творчестве в виде рождественских народных гуляний.
  • Консультирование остальных участников программы.
  • Весенний модуль « В дедушкиной мастерской» (март 2009 г.) продолжительность 4 дня, проводится на территории западной группы районов.
  • Обобщение и систематизация собранного и наработанного материала по народным ремёслам на базе Краеведческого музея Ингольской школы Шарыповского района;
  • Консультирование остальных участников программы.

В ходе реализации 3-х модулей образовательной программы дети будут работать над своей исследовательской работой, полностью её завершат и представят на районных научно-практических конференциях, пополнят экспозиции своих школьных музеев, создадут вторую часть видеофильма и альманаха «Золотые россыпи Сибири», усовершенствуют этнографическую карту.
Результаты творчества детей через средства массовой информации станут достоянием социума.

4. Программно-тематическое устройство летнего образовательного модуля

День

Тема дня

Продукт

1 Костёр дружбы Вечер знакомств, эмблема, гимн, кодекс жизни палаточного лагеря «Золотоискатели».
2 Промысел – золотой кормилец Ремеслу везде почет Творческий вечер.
3 Обычай и традиции крепче закона Сердце сердцу весть несёт… Творческий вечер
Самоопределение участников программы
4 Выбор темы и постановка проблемы Выбор и определение темы и проблемы исследования каждым участником.
5 Актуализация проблемы. Гипотеза Выбор и определение актуальности исследования каждым участником.
6 Методы исследования. Источники информации Выбор и определение методов исследования и источников информации каждым участником.
7 Проведение исследования Исследовательская работа
8 Проведение исследования Исследовательская работа
9 Публичная презентация Рефлексия своей деятельности
10 Я себя не мыслю без Сибири, без моих родных сибиряков Видеофильм, альманах, этнографическая карта.
Проекты будущих встреч.

5. Программа модуля «Золотые россыпи Сибири» (Приложение 2)

6. Методическое обеспечение программы

  1. Авторская программа летнего модуля «Золотые россыпи Сибири».
  2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса – М., 1983.
  3. Быт и культура русского населения Восточной Сибири – Новосибирск, 1971.
  4. Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири – Новосибирск, 1975.
  5. Открытая модель дополнительного образования региона / Науч. Ред. А.А. Попов, И.Д. Проскуровская – Красноярск, 2004.
  6. От 15-ти и старше: Новое поколение образовательных технологий / под общей ред. А.В. Султановой – М., 2006.
  7. Программа развития системы дополнительного образования Красноярского края «Поколение – XXI: развитие человеческого потенциала».
  8. Педагогика самоопределения и проблемный поиск свободы: Открытый корпоративный университет «Школа гуманитарного образования», изд. Стратег, 2006.
  9. Педагогика самоопределения и гуманитарные практики: Открытый корпоративный университет «Школа гуманитарного образования», изд. Стратег, 2006.
  10. Поколенческий дискурс в практиках самоопределения: сборник научных трудов. – Томск, изд. Томского государственного педагогического университета, 2002.
  11. Попов А.А. Проскуровская И.Д. «Возможности поколения и индивидуальные шансы: модульная организация открытого гуманитарно-управленческого образования молодёжи» – Томск, Дельтоплан, 2003.
  12. Кондаков И.В. Культура России – М., 1999.
  13. Копылов А.Н. Очерки культурной жизни Сибири – Новосибирск, 1977.
  14. Культурно-бытовые процессы у русских Сибири – Новосибирск, 1985.
  15. Миненко Н.А. Живая старина: будни и праздники сибирской деревни – Новосибирск, 1989.
  16. Русские Сибири: культура, традиции, обряды. – Новосибирск, 1988.
  17. Так в Сибири говорят: пословицы и поговорки народов Сибири – Красноярск, 1964.
  18. Этнические культуры Сибири. Проблемы эволюции и контактов – Новосибирск, 1985.
  19. Программа «Фольклор и декоративно – прикладное творчество в общеобразовательной школе» – Красноярск, 2000.
  20. Л. И. Шаповалова «Открыть красоту: художественная культура Красноярского края», Красноярск 2006 год.
  21. Е.Володина Хранитель культуры – провинция ( О выдающемся певце П.И.Словцове, именем которого названа улица в Красноярске). Вечерний Красноярск 1 августа 1997год
  22. Н.И.Каплан, Т.Б. Митлянская. Народные художественные промыслы, Москва, «Высшая школа» , 1980год.

7. Материально-техническое обеспечение программы

№ п.п. Наименование Количество
1 Аудиоаппаратура 1
2 Ватман 30
3 Цифровая видеокамера 1
4 Видеоаппаратура 1
5 Цифровой фотоаппарат 5
6 Ноутбук 2
7 Канцелярские товары (простой карандаш, шариковая ручка, гуашь, кисти, блокнот и др.) По кол-ву участников
8 Палатка туристическая По 6-15 чел.
9 Спальные мешки 90
10 Костровые наборы 4
11 Расходные материалы для организации питания и проживания.
12 Средства связи

8. Позиционный состав педагогической команды

№ п.п. Ф.И.О. Место работы, должность Позиция, обязанности. Опыт
1 Пантиков Виталий Александрович Доцент кафедры музыкально-художественной культуры КГПУ им. Астафьева В.П., член союза журналистов России, преподаватель на кафедре ИЗО в ИПКУ г. Красноярска. Научный руководитель. Экспертное сопровождение программы. Автор программ по народному творчеству.
2 Прусакова Людмила Павловна Зам. директора по воспитательной работе. МОУ «Крутоярская СОШ» Руководитель программы.
Организация деятельности лагеря и реализации программы.
Эксперт. Организация теоретических занятий.
Организация пришкольного лагеря.
3 Загирова Фарида Нурхидовна Учитель ИЗО, педагог ДО. МОУ «Крутоярская СОШ» Эксперт. Организация теоретических занятий, сопровождение экспедиций. Участие в программе «Сибирская игрушка»
4 Бондарец Любовь Фёдоровна Учитель истории, педагог ДО. МОУ «Крутоярская СОШ» Эксперт. Организация теоретических занятий, сопровождение экспедиций. Организация исследовательской и проектной деятельности
5 Терешкова Вера Викторовна Учитель истории, педагог ДО Координатор программы. Организация реализации программы.
Эксперт. Организация теоретических занятий, сопровождение экспедиций.
Организация исследовательской и проектной деятельности. Участие в программе «Школа гуманитарного образования»

Программа предусматривает тьютерское сопровождение. В качестве тьютеров будут работать учителя МОУ «Крутоярская СОШ», которые имеют опыт работы по сопровождению детей в программах. Деятельность тьютора будет состоять из сопровождения индивидуальных маршрутов участников программы и оказание помощи в обработке материала, организации досуга и совместного проживания. Предусматривается работа психолога, мед. сестры, педагогов-организаторов, повара. Финансирование тьюторов, мед. сестры, повара, педагогов-организаторов, психолога будет осуществляться за счёт бюджета МОУ «Крутоярская СОШ».

9. Краткое рекламно-информационное описание образовательной программы.

Летняя детская образовательная программа «Золотые россыпи Сибири» рассчитана на подростков 14-16 лет. Программа будет реализована в летний период (июль 2009г.) на базе палаточного лагеря, на территории Шушенского района продолжительностью 10 дней. Предполагается продолжение программы на территории других районов края (осенний, зимний, весенний модули). Программа рассчитана на 4 года.
Основной задачей программы является исследование культурных истоков региона через материальную и духовную культуру народов Сибири. В программе могут принять участие школьники из разных территорий край.

Желаешь ли к истокам прислониться
Узнать, как жили и росли,
Как хлеб растили, пели песни
Ремёсла знали, берегли,
Железо молотом ковали,
Одежду шили, сапоги,
Дома искусно возводили,
Полотна ткали, хлеб пекли,
Работали самозабвенно
И отдыхали от души,
Всё это – золото Сибири
Для нас с тобою берегли.
Тебя мы в гости приглашаем
Успехов в творчестве желаем!!!

Контактная информация: e-mail: tereshkova-vera@mail.ru,телефон: 8 (39155) 95306

10. Место проведения лагеря

662225. Красноярский край, Назаровский район, п. Красная Сопка,ул. Центральная – 1, МОУ «Крутоярская СОШ».