Фрагменты уроков истории с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"

Разделы: История и обществознание


I. Фрагмент урока “Древняя Спарта” в 5 классе.

1. Территория: Южная Греция, долина реки Еврот, область Лакония.

2. Управление:

  • Совет старейшин
  • Народное собрание
  • Два предводителя (цари)

3. Спартанцы:

  • Отбор детей
  • Семилетний возраст
  • Воспитание: спали на подстилках из тростника, ели скудно, говорили кратко (лаконично), разучивали звуки флейты, стойко переносили лишения, занимались гимнастикой: бег, прыжки, борьба, метание диска и копья.
  • Отношения с илотами

II. Фрагмент урока “Рыцарство: на войне и у себя дома” в 6 классе.

1. Рыцарь:

  • Воспитание: езда верхом, владение оружием, умение охотиться, придворные манеры, пение, танцы.
  • Оруженосец рыцаря
  • Обряд посвящения
  • Вооружение: меч, копье (до 3,5 м).
  • Доспехи: щит, шлем, кольчуга, а с XIV в. сплошной доспех.
  • Герб
  • Досуг: охота, турниры, пиры.

2. Замок:

  • Подъемный мост
  • Нижний двор
  • Конюшня, хлев, амбары.
  • Верхний двор
  • Колодец или резервуар с водой
  • Замковая часовня
  • Жилище хозяина замка
  • Помещение для хранения оружия и доспехов
  • Жилые помещения
  • Донжон

3. Культура:

  • Рыцари-поэты: трубадуры, труверы, миннезингеры.
  • Литература: лирические стихи; эпические поэмы: “Песнь о Роланде”, “Песнь о моем Сиде”, “Песнь о Нибелунгах”; романы.

III. Фрагмент урока “Новгородская республика” в 6 классе.

1. Территория:

  • Центр – Великий Новгород
  • “Пригороды” - Псков, Изборск, Великие Луки, Торжок, Ладога, Юрьев.

2. Занятия:

  • Ремесла
  • Торговля:

Вывоз: мед, воск, льняные ткани, выделанные кожи, смолу, хмель, строевой лес.

Ввоз: сукно, сафьян, металл, вино, предметы роскоши.

3. Население:

  • Ремесленники
  • Купечество
  • Бояре

4. Политические особенности:

  • Республиканская форма правления
  • Верховная власть – вече
  • Символ народовластия – вечевой колокол
  • Высшее должностное лицо – посадник
  • Помощник посадника – тысяцкий
  • Глава церкви – владыка
  • Князя с дружиной приглашало вече

5. Культура:

  • Особенность: простота и доступность.
  • Каменное зодчество
  • Летописание

IV. Фрагмент урока “Художественная культура России в первой половине XIX века” в 8 классе.

 

1. Русская литература:

  • Сентиментализм: Н.М.Карамзин
  • Романтизм: В.А.Жуковский, К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.И.Одоевский.
  • Реализм: “поздний” Пушкин
  • Критический реализм: Н.В.Гоголь

2. Театр:

  • Романтизм: П.С.Мочалов
  • Реализм: М.С.Щепкин, А.Е.Мартынов.

3. Музыка:

  • Композиторы: А.Е.Варламов, А.А.Алябьев, А.Л.Гурилев, А.Н.Верстовский (романтизм), М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский.

4. Живопись:

  • Классицизм: К.П.Брюллов
  • Романтизм: О.А.Кипренский, В.А.Тропинин.
  • Критический реализм: П.А.Федотов

5. Архитектура:

  • Ампир: А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, К.И.Росси, О.И.Бове, Д.И.Жилярди.
  • “Русско-византийский стиль”: К.А.Тон

Синквейны учеников.

Геракл,

Сильный, умный,

Победил, прославился, отомстил.

Имея смекалку, совершил подвиги.

Богочеловек.

Настя Молокова, 5 класс.

Спартанцы,

Выносливые, сильные,

Терпели, занимались, состязались.

Принадлежали не родителям, а государству.

Воины.

Саша Антипов, 5 класс.

Рыцарь,

Храбрый, сильный,

Защищает, отстаивает, побеждает.

Не пожалеет своей жизни в бою.

Герой.

Настя Молокова, 6 класс.

Рыцарь,

Смелый, жестокий,

Служит, грабит, убивает.

Верный кодексу рыцарской чести.

Воин.

Даша Бизякина, 6 класс.

Рыцарь,

Обходительный, влюбленный,

Обещает, клянется, служит.

Защищает честь дамы сердца.

Обольститель.

Вика Антипова, 6 класс.

Замок,

Каменный, неприступный,

Возвышается, препятствует, защищает.

Служит хорошим укрытием для феодала.

Спасение.

Настя Молокова, 6 класс.

Александр,

Двуличный, властолюбивый,

Преобразует, отказывается, боится.

Пытается изменить будущее России.

Неудачник.

Ксюша Маслова, 8 класс.

Владимир,

Смелый, мудрый,

Завоевал, принял, крестил.

Делал все ради Руси.

Правитель.

Вика Антипова, 6 класс.