Создание условий для развития исследовательских способностей обучающихся в общеобразовательной школе

Разделы: Внеклассная работа


Общество, находящееся в условиях формационного сдвига, предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. Это определяется изменением структуры спроса на профессиональную подготовку кадров, изменением взглядов на понятие “образованный человек”. Помимо этого, образование испытывает влияние, связанное с мощным нарастанием совокупных знаний человечества, что требует ограничения и отбора материала, включаемого в образовательную программу общего образования. Российское образование соответствует единым государственным стандартам, вследствие чего школа дает усредненные знания, рассчитанные на среднего ученика. Но уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен. Именно поэтому традиционная система обучения не всегда отвечает интересам обучающихся и их родителей. Да и обществу сегодня нужны способные люди.

В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин “способные дети”. Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с детьми, у которых способности разные. Под способностями понимаются индивидуальные особенности личности, проявляющиеся и развивающиеся в деятельности положительной, успешной, вызывающей благоприятный эмоциональный настрой. Как показывает практика, способности могут быть развиты, но могут и преждевременно угаснуть или деформироваться.

Осознавая это, администрация школы активизирует свою деятельность по работе со способными детьми. Психологическая и социологическая службы проводят опросы, которые показывают, что педагоги, учащиеся и их родители отмечают значимость проблем, связанных с развитием способных детей. Важным, по мнению 94% респондентов, является необходимость создания в школе системы поддержки и развития способных детей.

Таким образом, приоритетным направлением работы педагогического коллектива школы становится создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию и реализации способностей детей. Для реализации данного направления необходимо решать актуальные задачи: каким должно быть школьное пространство, не сводимое только к классно-урочной системе и дающее возможность развития и реализации детских способностей, и как это пространство в условиях массовой школы организовать.

Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объема учебного материала, что сегодня и предлагается способным ученикам, можно осуществлять до определенного предела. А вот дальнейшее развитие возможностей обучающегося может проходить в рамках включения его в исследовательскую работу по выбранному им направлению. Именно поэтому первым шагом в решении выше обозначенных задач является создание в школе научного общества учащихся (далее – НОУ).

В эпоху, когда личность стоит на первом месте как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации.

Вместе с тем современные социальные условия, изменившие цели обучения, требуют от нас, педагогов, реализации идеи индивидуального подхода в условиях массового образования. Именно поэтому поиски достижения специалистов способствуют открытию новых идей. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний.

Дети уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самых разных исследовательских делах. Особенно характерно это для одаренных детей. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы жизнедеятельности.

Жажда открытия, стремления проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, поэтому, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в разных областях знаний.

Учебная исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью.

предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Для этого в нашей школе и создано научное общество учащихся (НОУ) начальных классов. Цель НОУ “Познание” определили исходя из цели развития школы, потребностей времени, возрастных особенностей учащихся младших школьников и обозначили се так: создание условий для формирования и развития исследовательских умений учащихся. Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности с учетом индивидуальных способностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в учебно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка.

Считаю, что работу НОУ целесообразно начинать с учащимися с 3-го класса, когда у детей уже сформировались на житейском и научном уровне первоначальные представления о природе, взаимосвязях в ней, роли человека в природе. При организации работы НОУ следует иметь в виду, что его название должно быть эмоционально привлекательным для школьников, поэтому в его выборе должны принимать участие сами дети. Формируемые в обществе понятия, представления и значения связаны с теми, которые школьники получают на уроках. Работа в НОУ может опережать или продолжать учебную. При этом широта и глубина знаний школьников могут существенно превышать полученные на уроке. Это обусловлено не только тем, что исследовательская работа позволяет выйти за рамки учебной, но прежде всего тем, что главным принципом ее организации является опора на интересы детей. Интерес – мощный стимул активности учащихся. Разработанный мною план работы НОУ для учащихся 3–4-х классов имеет ряд особенностей: каждое занятие включает работу по формированию новых природоведческих, природоохранительных и нравственных знаний и умений, игровые и занимательные моменты; на занятиях вводятся элементы исследовательской работы, самостоятельных наблюдений. Тематика занятий самая разнообразная. Например. “Лес – наше богатство”, “Лесные жители. Кто они такие?”. “Звери и птицы зимой”, “Мы – друзья птиц” и другие.

Одной из задач НОУ является расширение объема интереса младших школьников к природе, к охране природной среды. При этом доступные средства формирования интереса к природе: прогулки в природу, фенологические наблюдения; изучение загадочных явлений природы; деятельность по оказанию помощи природе; чтение книг и просмотр кино- видеофильмов о природе.

План работы НОУ строится таким образом, что в процессе экологического воспитания осуществляется комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка, т.е. предполагает наличие таких блоков:

  • познавательный;

  • познаватетельно-развлекательный;

  • исследовательский;

  • блок практических мероприятий.

Содержание познавательного блока занятий НОУ составляют сведения о природе, ее компонентах, взаимосвязях между ними, взаимосвязях между человеком и природой, о способах сохранения и улучшения природы, о культуре поведения в природе, об охраняемых видах животных и растений, заповедных территориях родного края, об отношении человека к природе. Занятия с детьми строятся таким образом, что природоохранные знания детей расширяются и углубляются от темы к теме. Природа изучается как носительница эстетических, материальных качеств, как среда обитания. Наряд) с природоохранными дети приобретают пропедевтические знания по зоологии, географии и ботанике, которые помогут им в дальнейшем при изучении курса естествознания. Кроме того, у детей формируются нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. В связи с этим значительный воспитательный эффект дает включение в беседы с детьми такого материала, который заставляет детей чувствовать себя непосредственными защитниками природы, принимать те или иные решения, способствует проявлению их эмоционально-волевых качеств.

Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обусловливается необходимость использования на занятиях стихов, несен, загадок, игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу.

Для того чтобы занятия научного общества были интересны и не утомляли детей, целесообразно предусмотрена и смена видов деятельности: познавательная, игровая, творческая, трудовая, исследовательская и др. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: занятие в рабочей комнате продолжаются экскурсиями в музеи и в природу; коллективные творческие дела завершают выставки, встречи с интересными людьми, викторины, праздники, устные журналы. В практике школы часто используются заочные путешествия, прогулки по экологической тропинке. Был разработан и реализован проект “Мой край родной”. Считаю, что в ходе занятий изучение теоретического материала должно сменяться творческой деятельностью

детей, игрой. Такая работа дает возможность привлекать младших школьников к проведению исследовательской деятельности в природе.

Один из важнейших принципов организации НОУ – краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные, региональные и глобальные экологические проблемы. В связи с этим в содержание бесед, экскурсий полезно включать информацию о состоянии природы области, родного села. На занятиях создаются благоприятные условия для “соединения деятельности рук и головы”, позволяющие школьникам творчески применять на практике полученные знания, оказывая непосредственную помощь природе.

Успех работы общества в значительной степени зависит от умелого использования на занятиях в качестве средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений виднейших мастеров кисти и пера, гениальных творений композиторов, воспевающих и прославляющих родную природу. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия для организации исследовательской деятельности с учащимися начальных классов.

Самым начальным этапом работы учащихся является выбор темы исследования, далее с помощью учителя ребенок ставит цель – чего он должен достичь в процессе своей исследовательской работы. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, добровольно-обязательное мероприятие. В этих условиях и думать нечего о том, чтобы увлечь его содержанием или процессом исследования. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Предложить ребенку ту идею, в реализации которой он раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки. Задача сложная, но без ее решения эта работа теряет смысл.

На первый взгляд может показаться, что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема учебного исследования – результат, находящийся на грани между первым и вторым правилами. Искусство педагога при проведении этой работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он бы считал своим выбором. Учитывая интересы детей, стараюсь держаться ближе к той сфере, в которой сама лучше всего разбираюсь, в которой чувствую себя одаренной. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Эта мысль всем хорошо известна и доказательств не требует. О ней не стоит забывать при разработке тематики детских исследований.

Тема, как отмечено выше, зависит в первую очередь от интересов ребенка, но. двигаясь навстречу этим интересам, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя как “рыба в воде”.

Нами разработана тематика исследований.

  • Они могут исчезнуть.

  • Природные явления и от чего это зависит?

  • По заповедным тропинкам.

  • Мы в ответе за тех, кого приручили.

  • Речь школьника.

  • Как мы говорим.

  • Разные кошки – разные характеры

  • Трусишка – зайка серенький.....

  • Такие разные фантики....

Следующий этап – подбор материала по своей теме, который происходит не без помощи учителя.

Но следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с информацией, кем-то уже добытой. Главный смысл любого исследования школьника – добыть знания самостоятельно.

В процессе исследовательской деятельности учащиеся НОУ используют методы и приемы работы:

  • изучение теоретических источников;

  • наблюдение;

  • описание;

  • анкетирование;

  • интервью.

Главным этапом является этап представления результатов исследования. Он позволяет решить несколько задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной деятельности, возможность продемонстрировать свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования. Любое балльное выражение оценки результатов исследовательской деятельности в начальных классах школы не должно иметь место в силу следующих причин:

  • учащиеся должны чувствовать себя успешными;

  • учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперед;

  • исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели.

Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.

Но подобные положения вовсе не означают бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь младший школьник в силу своего возраста не обладает самокритичностью, не имеет достаточно базы для оценки полноты исследования, практичности используемых методов. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники собрания могут высказывать оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета.

Результаты наших исследований представляем в форме: конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории; презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников; выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся других классов. Так, результатом проведенных исследований, явилась конференция для учащихся начальных классов по теме “Первые шаги в исследовательскую деятельность. Мы за здоровый образ жизни”. На ней были представлены работы учащихся по разным направлениям.

НОУ “Познание” существует третий год, но результаты нас уже радуют. В 2006/2007 году на базе нашей школы был проведен районный семинар для руководителей М/О учителей начальных классов. Для участников семинара было дано открытое занятие. Члены НОУ продемонстрировали свои умения по проведению коллективных исследований по теме: “Мы за них в ответе”. Исследовательская работа по теме “Компьютер: его польза и вред” была представлена на VI научно-практическую конференцию школьников Шимановского района. Работа учащего 3-го класса Ахметханова Родиона отмечена грамотой Управления по образованию и работе с молодежью администрации Шимановского района (I место).

“Мы за них в ответе”

Цели:

  • создать условия для исследовательской деятельности учащихся при изучении нового материала;

  • развивать интеллектуальные умения: анализировать, обобщать, систематизировать; практические умения: работа с книгой, таблицей;

  • развивать память, внимание, речь учащихся;

  • воспитывать доверительные и бережные отношение к животным.

Оборудование:

  • выставка книг (справочной литературы), фотовыставка,

  • мультимедиа, дневник юного исследователя, атлас – определитель “От земли до неба”,

  • хрестоматия по географии Амурской области, карточки с заданиями.

Данное занятие НОУ учащихся начальных классов по теме “Мы за них в ответе” является продолжением предыдущих занятий, на которых учащиеся учились работать со справочной литературой.

I. Вводное слово руководителя НОУ “Познание”. Сегодня продолжим работу НОУ учащихся начальных классов. Но заседание у нас необычное – у нас сегодня гости. Поприветствуем их. Продолжим работу над развитием интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать. В процессе занятий мне нужна ваша помощь и поддержка. Сегодня так необходимы ваши знания и умения добывать новые знания. Учитель. Отгадайте загадку.

Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод, знай –
Скинет шубу с плеч долой.
– Это, конечно, лес.

Ученица:

Здравствуй, лес
дремучий лес,
полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
ночью темной, грозовою.
что нам шепчешь на заре
весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
ты же видишь, мы свои.

Учитель. Ребята! Нам с вами просто повезло. Мы живем в замечательном месте, где много леса, ярко выражены все четыре времени года. Мы можем наблюдать красоту леса весной и летом, осенью и зимой. Нам уже известно, что лес полон неожиданностей, так как в нем обитают разные животные. На прошлом занятии мы рассматривали вопрос “Лесные жители. Кто они такие?”. Вам было дано задание. Пересмотреть домашнюю библиотеку и принести литературу о жизни животных и птиц. Я вами довольно, что к этому занятию вы отнеслись творчески и серьезно. В результате у нас сегодня получилась очень большая выставка книг, которая нам будет необходима при проведении исследовательской работы.

Ученик. На одном из занятий НОУ учащихся начальных классов наш руководитель принес свой фотоальбом с фотографиями дикого животного, который некоторое время жил у них. Мы все ознакомились с содержанием фотоснимков. Это животное выглядело так. Сегодня мы предлагаем с содержанием альбома познакомиться вам.

II. Работа с атласом-определителем.

– Скажите, вам знакома эта книга? Кто автор этого учебного пособия? Как она называется?

Читает один ученик Атлас-определитель.

Учитель. Значит, что можно делать по этой книге? Как вы думаете, автор почему дал ему такое название? (Можно узнать все.)

– Не заглядывая в книгу, все-таки скажите, что можно интересного узнать?

Я обращаюсь к ребятам постарше (например, к учащимся 3-го класса).

– Вам знакомо это пособие? (Да.)

– Где вы уже им пользовались? (На уроках “Мир вокруг нас”.)

– Что делали? (Определяли название птиц, животных.)

Учитель. По атласу-определителю, автором которого является Плешаков, давайте прочитаем об этом животном. (Прочитать на с. 193. Самостоятельное чтение.) Ответим на вопросы:

  1. Дайте название животному!

  2. Где обитает животное?

  3. Какое это животное?

Учитель. Достаточно ли для вас этой информации? (Нет.)

Учитель. Хотите продолжить работу дальше? (Да.)

– Итак, тему нашего занятия обозначим так: “Мы за них в ответе”. И сегодня речь конкретно пойдет о косуле. Работать будем в группах.

Задание 1-й группе

Прочитай внимательно с. 314–315 в хрестоматии “Я познаю мир”, с.125 – в хрестоматии по географии Амурской области и подготовь ответ по плану.

Ответьте на вопросы (работа над внешним видом косули):

  1. На кого похожа косуля?

  2. Как ее по-другому называют охотники?

  3. Где она распространена?

  4. По внешнему виду самки и самцы похожи друг на друга? Чем отличаются?

Задание 2-й группе. Работа по таблице

Прочитай внимательно с. 314–315 в хрестоматии “Я познаю мир”, с. 125 – в хрестоматии по географии Амурской области и заполни таблицу.

№ п/п

Содержание задания

Ответ

1

Название животного

 

2

Длина взрослого животного

 

3

Высота взрослого животного

 

4

Длина хвоста

 

5

Длина прыжка взрослого животного

 

Задание 3-й группе

Прочитай внимательно с. 314–315 в хрестоматии “Я познаю мир”, с. 125 – в хрестоматии по географии Амурской области и выполните задания, используя, материал, который есть в указанных учебных пособиях, сравните фотографии.

Работа с фотографиями

  1. Рассмотрите фотографии.

  2. По фотографиям определите:

– Какова окраска шерсти косули зимой и летом?

Задание 4-й группе

Прочитать страницу в детской книге “Лесные жители”, нарисовать косулю. Подумать: чем отличается детеныш дикой козы от своих родителей?

Индивидуальная работа – перечитать отрывок из лирической повести “На Амуре”. Подготовить рассказ о том, как могут вести себя взрослые животные.

После выполнения работы каждая группа отчитывается. Отчет каждой группы о проделанной работе сопровождается слайдами.

Учитель. В жизни животных, как и в жизни людей, случаются забавные истории.

Ученик. Однажды на уроке природоведения учитель поведал интересную историю. Это случилось в конце лета. Мы всей семьей собирали в лесу грибы и случайно наткнулись на детеныша дикой косули. Он лежат в траве беспомощный, и от голода уже не мог даже издавать звуки. Мамы козы рядом не было, возможно с ней что-то случилось. Раздумывать было некогда, хотя мы очень хорошо понимали, что, даже пообщавшись с человеком, этот козленок не сможет находиться со своими сородичами, т.к. то него будет пахнуть человеком. Завернув в куртку, привезли домой. Но ведь его нужно было кормить? Налив молока в бутылку с соской, попытались напоить его, но ему попало несколько капель, сосать соску он не мог. В результате многоразовых попыток Яша (так мы назвали козленка) научился пить молочко из бутылочки и даже узнавал, когда хозяйка идет доить корову, чтобы полакомиться теплым молочком. Постепенно животное подрастало, и все

чаще находили его то в палисаднике среди цветов, в траве, то в огороде. Ручной был козленок, собак не боялся, наоборот собаки его боялись. Бывая в лесу, мы собирали и привозили ему веточки, которые он с большим удовольствием объедал. Привязались мы очень к Яше и считали его полноправным членом семьи. Кушал буквально все. Сам подходил к обеденному столу и “попрошайничал”, то кусочек сада, то конфетку, а от и борща не отказывался. В результате из крошечного козленка вырос он и стал статным красивым козлом. Прожил он у нас один год. Весной пришлось по определенным причинам отдать в другие руки. При расставании было много слез. Очень мы все к нему привязались и полюбили.

Ученица. Интересную историю поведала мне мама.

Я была еще совсем маленькая, такая же, как ты, моя доченька. В забытой всеми отдаленной от села Мухино деревушке Беловеж жили мои бабушка и дедушка. И вот однажды они в лесу нашли маленькую дикую козочку. Она была настолько мала, что первое время пришлось отпаивать с соски. Очень быстро она к нам привыкла, ходила на пастбище с коровами, любила прыгать и резвиться, чем нас всех удивляла. Ела с рук у ребятишек, которые приезжали на нее посмотреть, сфотографироваться с ней. Был в Беловеже и корреспондент из города Благовещенска. Снимали фильм и этот фильм затем показывали по Амурскому телевидению под рубрикой “Забытые деревни” Но время шло и наша косуля выросла и превратилась в большое красивое животное. Наступила осень. А осень для животных – это сезон свадеб. Козочка ушла и долго ее не было. Дедушка нам исчезновение козы истолковал так: Осенью у животных начитается гон. Самцы особенно возбуждены в этот период и настолько теряют обычную осторожность, что известны случаи даже нападения их на человека. По вот однажды козочка вновь появилась около нашего двора. Радости нашей не было предела! Так повторялось несколько раз. Дедушка говорил: “Наша козочка нашла себе друга в лесу”. Дикие животные не могут жить в неволе. Им нужен лес, как и нам необходимо общение с людьми. Вскоре дедушка и бабушка решились на переезд. Но, что случилось дальше с козочкой, мы не знаем. Охотники утверждали, что видели однажды необычное животное, которое приходило несколько раз на территорию бывшей усадьбы. Она была уже ни одна, а со своим козленком. А что было дальше, я не знаю.

Учитель. Приведенные примеры выше о чем нам свидетельствуют?

Ученик (вариант ответа). Приведенные выше примеры еще раз нам подтверждают, что именно в детском возрасте это животное легко и быстро станет ручным, чего нельзя сказать о взрослом. Но вот со взрослой косулей будет много хлопот.

Вывод: Сегодня мы работали со справочной литературой и достаточно много узнали о таком забавном животном как косуля. Численность косули в Амурской области самая высокая среди остальных районов Дальнего Востока. Она обитает на большей части территории области, кроме высокогорной тайги. На зиму откочевывает в южные районы. Косуля не любит захламленных лесов, избегает и сплошных лесных массивов , предпочитая разреженные леса с хорошо развитым подлеском, зарастающие вырубки, островные леса и перелески среди посевов. Добыча косули должна производится строго по лицензии. С 1995 года снижается поголовье косули. Отстрел косули по лицензии из года в год сокращается, но еще быстрее уменьшается количество животных в природе. Основная причина этого – браконьерство и пожары.

– Скажите, что можно сделать, чтобы каким- то образом улучшит ситуацию? (Высказывания детей.)

К сожалению, в области недостаточно четко поставлена работа по охране зверей. Необходимо наладить учет зверя, промысел вести на основе среднегодового прироста и естественной убыли, наиболее типичные, традиционные места обитания и размножения

взять под строгую охрану и наладить воспроизводство. Оберегая природу и животных нужно следовать правилу:

Охраняй, разумно используя.
Рационально используй, охраняя.

Итог занятия. Стихотворение читает ученица.

Косуля

У косули маленькие рожки
И большие грустные глаза.
Верба клонит к ней свои сережки.
Серебрит копытца ей роса.
У косули маленькие рожки,
А во взгляде столько доброты!..
Тянут к ней свои листочки,
А лужайки дарят ей цветы.
(Т.Белозеров)

В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацелены не только на результат, но и на сам процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Проведение исследовательской деятельности на всех этапах позволяет раскрыть индивидуальные особенности учеников и дает возможность попробовать свои силы, развивать познавательный интерес.