Урок литературного чтения во 2-м классе (УМК "Перспективная начальная школа") В.Берестов сказка "Как найти дорожку"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • образовательные: познакомить учащихся с новыми произведениями, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста нового произведения;
  • развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала; продолжать формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
  • воспитательные: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» Н. Чуракова; хрестоматия; мультимедийный проектор; костюмы героев сказки; декорации; смайлики; любая книга ученика.

Предварительная работа: подготовка инсценировки сказки.

Ход урока

1. Орг. момент, эмоциональный настрой.

По тропинке к вам школьной спешила.
Любовалась, как жизнь хороша.
Солнце ласково в небе сияло,
И моя улыбалась душа.

– Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и скажите: "Сегодня на уроке я желаю тебе...".

2. Постановка темы и цели урока.

– Сегодня продолжим выяснять, каким способом можно посмотреть на мир по-новому, познакомимся  еще с одним произведением Валентина Берестова.

3. Дыхательная гимнастика.

– Начнем урок с дыхательной гимнастики. Упражнение «Задуй свечу». 

– Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.

4. Подготовительная работа. Жужжащее чтение.

– Открыли свою книгу.  Начинаем читать вполголоса, чтобы я слышала каждого (через минуту-чтение «пчелкой»).

5. Проверка домашнего задания.

– Давайте вспомним, с какими способами мы уже познакомились, чтобы увидеть мир по-новому (каждому ряду было задано выучить  стихотворение из учебника «Окно», «Лужица», «Цветные стекла»).

6. Объяснение нового материала.

– Посмотрите на доску, прочитайте имя автора и название произведения. (Берестов «Как найти дорожку»).

Антиципация

– Выскажите свое предположение, о чем это произведение.

7. Физминутка с применением мультимедийного проектора.

– Сейчас мы отдохнем, а затем проверим, чье предположение оказалось верным. Ребята нашего класса подготовили инсценировку этого произведения.

8. Инсценировка произведения.

9. Работа по содержанию.

Выяснение, чье предположение оказалось верным.

Итак, какой жанр литературы мы сейчас увидели? (сказку)

– Как догадались, что это сказка? (животные разговаривают)

– А все ли здесь сказочно? (нет, прогулка детей, повадки животных)

– Как называются такие сказки, в которых есть не только олицетворение, но и правда? (сказка-несказка)

– А элементы какого вида сочетает в себе сказка В. Берестова? (сказка-цепочка, дети встречают разных животных)

– Все ли животные знают, где находится  сторожка дедушки? (да, они все указывают путь)

– И белочка, и заяц, и улитка, и пчелы говорят об одном и том же месте? (да)

– Почему же их советы так отличаются? (каждый предлагает действовать со своей точки зрения: белка – предлагает прыгать, заяц – нюхать, улитка – ползти)

– Почему дети смогли воспользоваться только советом пчел? (пчелы предложили идти за ними, дали совет с точки зрения человека)

– Почему дети сами не смогли найти дедушкину сторожку? (заблудились, тропинка пропала)

– Можно ли животных назвать помощниками наших героев? (да, все они хотели помочь, но каждый со своей точки зрения)

10. Подготовительная работа перед чтением сказки. Логические упражнения.

– Глазами смотрим на вертикальную линию и стараемся прочитать слова:

А) про себя, глазами;

Б) про себя, шевеля губами;

В) шепотом;

Г) вслух, хором.

схема1

– Что объединяет эти слова? (все слова – названия предметов)

– Какое слово лишнее? (лесник отвечает на вопрос кто? – одушевленное)

11. Чтение текста из хрестоматии учащимися по цепочке.

12. Последующая работа.

– Какими еще способами можно посмотреть на мир по-другому, по-новому? (с помощью движения, органов чувств)

13. Рефлексия.

– Наш урок подходит к концу. Я хотела бы узнать, у кого появилось желание нарисовать иллюстрацию к этой сказке, перечитать сказку еще раз, сыграть одну из ролей? Поднимите, тот смайлик, который отражает  ваше настроение, ощущение от урока. Благодарность за работу на уроке.

14. Домашнее задание: подготовить чтение по ролям.