Вход в Личный кабинет

Управление учебным процессом в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе 8-го вида через деятельность Службы компенсирующего обучения

Разделы: Администрирование школы


Служба Компенсирующего обучения действует в Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе с 2000-2001 учебного года в соответствии с программой развития школы, положением о службе и программой службы.

Цель Службы: создание коррекционно-развивающей среды для развития личности ребенка с общей интеллектуальной недостаточностью через организацию учебной деятельности, приведение системы обучения в школе в состояние адекватное потребностям социума и отдельной личности ребенка с проблемами в развитии.

Задачи:

  • Расширение школьной сети вариативного образования за счет предметов школьного компонента.
  • Совершенствование учебного плана.
  • Расширение и совершенствование форм обучения.
  • Создание творческих и проблемных групп учителей.
  • Повышение педагогического мастерства педагогов через программу "Учитель-мастер".
  • Внедрение в практику научно проработанных учебных программ, учебных и методических пособий, методов и средств обучения.
  • Разработка диагностического инструментария СКО.

Этапы реализации программы службы:

  • I этап -организационный (2000-2002 гг.)
  • II этап - внедренческий (2002-2008 гг.)
  • III этап - аналитический (2008-2009гг.)

Ожидаемые конечные результаты.

  • достижение заданного качества образования;
  • обновление содержания и технологий обучения с учетом современных требований к ним;
  • дифференциация и индивидуализация обучения;
  • практическая направленность обучения;
  • повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников на рынке труда;
  • максимальный учет дефекта учащихся для успешной его коррекции; повышения квалификации каждого педагога.

Организационный этап (2000-2002 гг.)

На этом этапе, исходя из цели коррекционного учреждения, была проанализирована организация учебной деятельности и выявлен ряд проблем:

  • несоответствие существующего регионального базисного учебного плана для Специальной (коррекционной) школы современным требованиям к социальному заказу выпускника специальной школы;
  • отсутствие творческих и проблемных групп учителей по изучению и применению современных педагогических технологий;
  • недостаточное количество форм обучения;
  • отсутствие вариативности образования;
  • отсутствие механизма мониторинга учебной деятельности;
  • нехватка педагогических кадров: дефектологов, психологов, социальных педагогов.

После изучения специальной литературы, статей периодической печати, имеющегося опыта по данной теме, было разработано Положение "О службе компенсирующего обучения", Программа СКО, составлен план деятельности, разработан диагностический инструментарий. Педагогами школы были скорректированы учебные программы для детей с проблемами в развитии на основе программ для общеобразовательных школ:

  • "Детская риторика";
  • "Самосовершенствование личности";
  • "Полезные привычки";
  • "ЛФК";
  • "Этика"

II. Внедренческий этап (2002-2008 гг.)

Нововведения в учебном процессе мы начали в нескольких направлениях:

1. Адаптивная предметная деятельность.

- Выбранный школой с 2002-2003 уч. года II вариант учебного плана позволил расширить круг предметов инварианта и вариативной части:

  • введены часы психологической коррекции по скорректированной программе Селевко В.Г. "Самосовершенствование личности (2001-2002 уч.г.), которые представлены курсами:
    • 7 кл. - " Научи себя учиться";
    • 8 кл. - "Учимся общению";
    • 9 кл. - "Учимся общению", "Психология семейных отношений".

Данные курсы являются продолжением коррекционных занятий по психологии в 1-4 классах;

  • с целью преодоления речевых нарушений, наряду с традиционными логопедическими занятиями, введён курс "Речь. Культура общения" (2002-2003 уч.г.);
  • новый пропедевтический курс "Мир истории" (2002-2003 уч.г.) в 6-х классах позволяет уточнить и обобщить имеющиеся у учащихся представления о себе, ближнем социальном окружении;
  • формированию нравственного самосознания обучающихся подросткового возраста, развитию у школьников с проблемами в развитии навыков социального поведения способствует предмет "Этика" (2002-2003 уч.г.);
  • с целью коррекции опорно-двигательной сферы в 2004-2005 уч.г. в среднем звене введён предмет ЛФК.

Принципиальным новообразованием является введение вариативности образования. С 2002-2003 уч.г. детям впервые были предложены предметы по выбору ( факультативные занятия), которые расширяют и углубляют знания , умения и навыки, получаемые учащимися на предметах различных образовательных областей и способствуют более успешной социализации школьников.

- Наряду с традиционными в Специальной (коррекционной) школе формами проверки ЗУН учащихся по предметам введено тестирование.

- С целью допрофессионой подготовки внедрены новые профили трудового обучения:

  • берестяное дело (2001-2002гг.);
  • художественная обработка швейных изделий (2003-2004гг.);
  • обработка кожи (2003-2004гг.);
  • декоративно-прикладное искусство (2004-2005гг.)

2. Образовательная коррекционно-развивающая деятельность.

Специальная школа сегодня вышла за рамки узкоспецифичных форм обучения и воспитания. Основная задача школы. Направленная на социализацию и адаптацию личности школьника с проблемами в развитии, требует использования современных педагогических технологий, нацеленных на развитие творческих способностей учащихся и в полной мере использования компенсаторных возможностей школьников.

Для этого в школе созданы творческие группы учителей по изучению и применению современных педагогических технологий, в системе проводятся семинарские занятия в рамках программы "Учитель-мастер".

3. Индивидуальная коррекционная деятельность.

- Учитывая принцип личностно-ориентированного подхода, как основной, процесс обучения в школе с 2002-2003 уч.г. организован по нескольким формам:

  • стационарное обучение - традиционная урочная система в школе;
  • домашнее обучение - В 2002 году было разработано школьное "Положение о домашнем обучении", согласно которому ребёнок, обучающийся на домашнем обучении. Является активным участником образовательного процесса (участвует в различных школьных мероприятиях, проходит диагностическое обследование специалистов, имеет возможность получать своевременную квалифицированную помощь психолога, психиатра, логопеда, по возможности посещают уроки ТО).
  • консультативное (индивидуальное) обучение организовано на основе Положения "Об условиях обучения учащихся по индивидуальным планам" Главного УО. Эта форма не является статичной и позволяет гибко подходить к возможностям ребёнка в системе специального образования.
  • опережающее обучение - для детей с наиболее сохранным интеллектом. Данная форма обучения возможна благодаря особенности распределения программного материала по годам обучения (повторение с усложнением), заинтересованности родителей в дальнейшем образовании ребёнка.

- Для правильного определения формы обучения, программы с учётом уровня трудности в 2004-2005 уч.г. разработана и запущена система мониторинга, которая включает в себя изучение зоны ближайшего развития каждого ребёнка, уровня обучаемости.

С 2005 года в школе действует проект "Особый ребенок", в рамках которого созданы классы (группы) для воспитанников, имеющих сложную степень дефекта.

В 2006-2007 учебном году в соответствии с действующим Положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении мы организовали 10 класс, в котором учащиеся по желанию родителей получили возможность дальнейшего пролонгированного обучения с усилением социокультурной и трудовой подготовки.

III. Аналитический этап (2008-2010 гг.)

С 2008 года по настоящий момент в рамках деятельности службы ведется сопоставление полученных результатов ожидаемым, анализируются и оцениваются приобретенные учащимися их достижения за время учебы и в первый год после окончания школы

НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

I. Изменение учебного плана

1. Вариативность (введение предметов по выбору)

2. Обновление школьного компонента

II. Успеваемость и качество

 

III. Учебная мотивация

 

IV. Интеграция учащихся в образовательное пространство города (участие в городски образовательных проектах)