Обучение грамоте (чтения). УМК "Школа России" В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин. Тема: "Буквы" Ш, ш", обозначение согласный звук [ш]"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с новыми буквами и звуком, особенностями согласного звука[ш];
  • Формировать навыки слогового, правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
  • Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, развивать фонематический слух, речь. Продолжить формировать умение учащихся работать в группах, парах.

Оборудование: азбука, карточки с заданиями для индивидуальной работы и работы в группах, карточки со словами "согласный". "твёрдыё", "глухой", "парный", ИКТ.

Ход урока

1. Организационный момент .

Звенит звонок, зовёт звонок И в классе начинается урок.

У: Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных букв. Затем сядут те, чьё имя начинается с согласного твёрдого звука, затем - с согласного мягкого звука.

II. Актуализация полученных знаний.

1. Фонематическая разминка (логопедические упражнения)

Учитель: чтобы наша речь была чистой и понятной, сделаем несколько упражнений: " Прогулка", " Качели" , " Улыбка".

2. Игра " Составь слово" Слайд №2

Презентация 1.

(Пять, семь)

У: Чем отличаются звуки от букв?

-Сравните сколько в этих словах букв, сколько звуков?

-Почему звуков меньше?

-Приведите примеры слов, где звуков больше, чем букв.

-Какие буквы и когда обозначают два звука?

II. Работа по теме урока. Формирование новых знаний , умений и навыков.

1. Инсценировка фрагмента рассказа В.Драгунского"Заколдованная буква".Звучит небольшой фрагмент песни "В лесу родилась ёлочка" В класс вбегают дети.

Сергей. Недавно мы гуляли во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом.!

Алёна. (Подходит к ёлке, рассматривает её). Смотрите! На ёлке сыски висят.

Максим. Ха-ха-ха! Ой, умру от смеха! Сыски! Ха- ха- ха! Ах, мне плохо. Сыски! Ой, сыски! Умру от смеха.

Сергей. Ха-ха-ха! Девчонке пять лет, скоро замуж выдавать! А она - сыски!

Алёна. Я правильно сказала! Просто у меня зуб вывалился и свистит, Я хочу сказать " сыски", а получается " сыски"

Максим. Подумаешь зуб у не вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются, а я всё равно говорю правильно. Вот послушай: хыхки! Ну что?! Правда, здорово- хыхки! Я даже могу петь:

Ой , хыхечка зелёная,
Боюсь уколюсь я.

Алёна. (подпрыгивая от радости).Неправильно! Ура! Ты говоришь "хыхки", а надо "сыски"!

Максим. Нет не "сыски", " хыхки".

Алёна. Сыски!

Максим! Хыхки!

Алёна. Сыски!

Максим! Хыхки!

Сергей Вот чудаки, чего спорите? Ведь вы оба не правы. Не какие не хыхки! А фыфки! Вот и всё.

2. Постановка темы и цели урока.

У: Ребята, а вы догадались, какой звук никак не удалось произнести детям?

Назовите его. С каким звуком будем сегодня работать? Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

Д: Ш-ш-ш

У: Что вы можете сказать о звуке [ш]?

Д: Этот звук согласный, глухой.

У: Докажите.

На доске вывешивается таблички с словами

У: Имеет ли он звонкую пару?

3. Слого-звуковой анализ слов.

а) Игра "Доскажи словечко"

Слышит мишка краем уха,
Как жужжит над ухом муха.
Мишка лапой муху хвать!
Мухи слыхом не слыхать!
Но понять не может мишка,
Отчего над ухом... (шишка)

У: Какие слова встретились в тексте с новым звуком?

Какая шишка над ухом у мишки?

Слого-звуковой анализ слов: шишки, мишка.

У: Назовите как можно больше признаков сходства и различия слов: шишки, мишка.

У: Какой звук [ш] , твёрдый или мягкий?

Попробуйте подобрать такие слова, где бы звук [ш] звучал мягко?

Получилось?

Какой из этого можно сделать вывод?

Д: Согласный звук [ш] бывает только твёрдым и никогда не бывает мягким.

У: Назовите звуки в слове шишка.

Д: [шышка]

У: Посмотрите как написано это слово. У кого какие мысли по этому поводу?

Сочетание "ши" в русском языке всегда пишется с буквой "и"

а) Придумайте слова с новым звуком.

б) Организуется игра "Живые звуки" со словом "шишки". (Один из учеников является звуком (ш), демонстрируя у доски синий квадрат, что означает "твёрдый согласный звук", другой - гласный звук "и", показывая красный квадрат, третий - твёрдый согласный звук (ш), четвертый - мягкий согласный звук "к", пятый - гласный звук (и)).

4. Знакомство с новыми буквами. Слайд №3, №4

Посмотри на букву Ш-
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.

а) Игра " Моя Вообразилия" Слайд №5

У: А вам, что напоминает буква ш ? (гребешок, ковш экскаватора, вилы)

-На что похожа буква ш?
На зубья этого ковша.
-Шура сено ворошил,
Зубья в сене позабыл.

б) Чтение слогов-слияний, слов. Слайд №6, №7

в) Сочинение чистоговорок. Слайд №8

5. Физкультминутка Слайд №9

Фонетическая зарядка + физминутка

А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте. Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели) Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

III. Первичное закрепление с. 140-141.

а) Составление рассказа по иллюстрации с. 140-141. Анализ одного- двух предложений. Слайд №10

Рассмотри-ка все внимательно.
Поразмысли не спеша.
И отыщешь обязательно
Все слова на букву Ш.

(Шуты, Шамаханская царица, шатер, чаша, груша, кувшин, шаровары, подушка, шапка)

У: Из какой сказки Шамаханская царица ?

Кто автор этой сказки? (учитель зачитывает отрывок из "Сказки о золотом петушке А.С.Пушкина) Слайд №11

...Вдруг шатёр
Распахнулся....и девица,
Шамаханская царица.
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
И она перед Додоном
Улыбнулась- и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатёр свой увела.
Там за стол его сажала.
Всяким яством угощала.

б) Чтение слов и текста с.140-141

1. Чтение про себя.

2.Чтение вслух с комментированием.

3. Чтение в парах.

Анализ прочитанного.

У: О каком времени года говорится в тексте? Слайд №12-15

- Куда пошли дети?

- Что они видели в лесу?

- Что собирали ребята?

- Придумайте заглавие к рассказу.

- Распространите предложения первого абзаца.

- Сравните предложения в учебнике с тем , что придумали вы? Какое из них интереснее?

- Как понимаете слово, горели? ( Алели, краснели, пылали)

- Найдите основы предложений в этом тексте?

- О какой шишке мы сегодня с вами говорили?

- О каких шишках говорится в рассказе?

Слово "шишки" имеет несколько значений. Составьте предложения. употребив слово "шишки" в разных значениях.

4. Индивидуальная работа по группам..(все задания разделены на группы в соответствии с уровнем овладения учениками навыка чтения)

1-я группа.

Зачеркни букву, отличающуюся от остальных.

Ш Ш Ш Ц Ш Ш Ш

2. Прочитай.

Шаг шаль шанс шар шум шумок шумит шут шутка шутник шалаш камыш ландыш лошадь кошка Мишка штора Маша шапка шашка Даша

Обведи в кружок все буквы ш. Расставь ударение в словах. С данными словами составь предложения.

2-я группа.

Прочитай

Даша и Паша пошли в лес. По дороге они встретили мышонка и лягушонка. Кругом тишина. Малыши набрали в лукошко грибов и помидоров. Даша нарвала ромашек. Отличная прогулка!

  • Найди и подчеркни лишнее слово.
  • Начерти схему первого предложения.
  • Озаглавь текст.

3-я группа.

Прочитай.

Воздушные шары.

За много лет до первой движущейся машины- парохода- люди придумали воздушный шар, который плавал по воздуху почти также, как, корабль по воде.

Громадный шелковый мешок наполняли горячим воздухом, который шёл от такого же громадного костра. Шар поднимался сам и поднимал подвешенную к нему корзину с людьми.

Шар летел только в ту сторону, куда дул ветер, а когда в нём остывал воздух, шар падал на землю там, где придётся. И на таких шарах люди хотели лететь на Луну!

Сейчас, когда есть самолеты, летающие на Луну ракеты, воздушные шары запускают уже без людей с разными приборами. По их показаниям можно узнать , какая будет завтра погода.

  • Какие виды транспорта ты знаешь?
  • На какие группы можно разделить виды транспорта?
  • Подчеркните четырёхсложные слова.

5. Работа в группах

Разгадайте кроссворд.

1. Она потеряла хрустальный башмачок. (Золушка)

2. Кличка собаки из Простоквашино. (Шарик)

3.

Растут в поле сестрички,
Жёлтых глазок, белые реснички. (Ромашки)

4. Зимний головной убор. (Шапка)

Проверяем задание на слайде № 16.

У: Разделите слова на группы.

Назовите как можно больше признаков сходства и различия этих слов.

IV. Подведение итогов учебного занятия.

- Наш урок подошёл к концу.

- Вы хорошо потрудились на уроке. Я рада, что вы сегодня старались внимательно выслушивать ответы друг друга, хорошо размышляли и анализировали.

- Вернёмся к целям нашего урока.

- С чем вы сегодня познакомились?

буквой "Ш, ш ", обозначающей согласный звук [ш])

- Какими знаниями вы сегодня поделитесь с родителями?

Презентация 2.