Патриотическое воспитание старших дошкольников на основе творчества П.П. Бажова

Разделы: Работа с дошкольниками


(Приложение 1)

Цель:формировать понятия общечеловеческих ценностей на основе творчества П.П. Бажова:

– приобщать детей к культуре и истории родного края
– прививать любовь и интерес к богатой природе Урала
– воспитывать уважение к людям труда.

Задачи:

  • Познакомить детей с великим сказочником Урала.
  • П.П. Бажовым, через биографические данные вызвать интерес к писателю как личности.
  • Раскрыть творчество П.П. Бажова, дать детям исторические знания.
  • Способствовать передаче духовного опыта предков, который учит добру, щедрости, трудолюбию.
  • Развивать умение воспринимать и понимать сложный художественный текст.
  • Систематизировать знания о волшебных героях сказов.
  • Познакомить детей с уральским говором, историзмами, архаизмами и пословицами
  • Дать знания об уральских самоцветах, их многообразии и прикладном использовании.

Итак: передо мной сложный литературный текст, глобальные цели и задачи. Необходимы образовательные условия реализации, которые постепенно создавались все эти годы.

Условия:

  • Кабинет краеведения
  • Постоянная экспозиция картин по творчеству П.П. Бажова (художника города Нижняя Салда А.А. Долматова)
  • Подборка изданий сказов Бажова, книги биографического содержания, «Бажовская энциклопедия»
  • Портреты писателя
  • Иллюстративный материал
  • Выставка уральских минералов
  • Издания «Камни Урала» В. Семенова: «Малахит», «Родонит», «Агат», «Селенит»
  • Коллекция изделий и украшений из уральских самоцветов
  • Использование исторических и выставочных материалов краеведческого музея города Нижняя Салда
  • Взаимодействие с краеведом Нижней Салды и народным собирателем Радионовой И.В.

Условия реализации созданы. Теперь необходима мощная мотивация, которая заинтересовала бы, захватила воображение детей, подвигла надолго погрузиться в интереснейший литературный материал.

Первый этап знакомства с творчеством П.П. Бажова: Мотивация

  1. Первое знакомство с портретом писателя должно быть необычным, интригующим. Для этого использую прием «Закрытого портрета».
    Дети высказывают свои предположения о поле, возрасте, внешности, костюме писателя. Работают все, решая эту загадку, оживление, ожидание, иногда спор царит в группе. Открываю портрет – удивление, радость, узнавание, смех, всплеск эмоций.
    Называю имя великого уральского сказочника, читаю пару цитат из высказывания его друзей.

  2. Биографические зарисовки о детстве писателя, об удивительных побывальщинах деда Слышко, о воплощении их в сказах через 40 лет.

  3. Детям дошкольникам трудно объяснить течение времени. Поэтому временные понятия, элементарные исторические справки помогла дать мне «Лента времени». С ее помощью знакомлю детей с настоящим и прошлым временем, очень просто объясняю, почему так странно звучит русская речь, люди живут по другому. Дети воочию видят временной отрезок жизни писателя, время жизни героев сказов и их, пока еще такую коротенькую семилетнею линию жизни.

  4. География жизни Бажова. Этот прием предназначен закрепить краеведческие понятия: Урал, Свердловская область, познакомить с городами, где жил наш великий земляк, почувствовать сопричастность к этому человеку.

  5. Красота и многообразие изданий сказов удивляют детей, появляется желание скорей познакомиться с содержанием книг.

  6. Обязательно провожу экскурсию по деревянной, очень уютной улице нашего города имени Бажова. По такой улице бегал босоногий Павлик, в подобном доме жил и работал писатель в Екатеринбурге, где сейчас музей. В каждом уральском городе есть улица имени Бажова, это придает значимость личности Павла Петровича в глазах детей.

  7. Что бы окончательно убедить детей в известности писатели берем интервью у прохожих города, педагогов, родителей. Делаем вывод – писатель известен всем.

  8. Итог первого этапа: ребенок еще не знает творчество писателя, но благодаря каскаду мотивирующих приемов готов к его восприятию.

Второй этап знакомства с творчеством П.П. Бажова

Этап состоит из двух блоков:

Первый блок. Сказы, где главные герои дети.
Второй блок. Сказы о людях труда, о талантливых мастерах, о таинственной силе.

Технология ознакомления со сказом

1. Литературный жанр – сказ.
2. Название сказа отражает имя главного героя – оно необычно и интригующе.
3. Рассмотрение обложки книги, повтор названия сказа.
4. Литературный пересказ, сопровождающийся чтением отдельных отрывков и диалогов, чтобы дети слышали музыка великого мастера слова.
5. Словарная работа в процессе чтения.
6. Демонстрация иллюстраций по ходу чтения.
7. Беседа по содержанию разнообразна, как многоплановы сами сказы.
8. Знакомство с минералами, которые упоминаются в сказе. Это особенно интригующий момент, который как не странно помогает запомнить содержание.
9. Индивидуальные задания для домашнего выполнения.

Последовательность знакомства со сказами

Первый блок

1. «Серебряное копытце».
Адресую сказ девочкам. Он о доброте к детям сиротам, о любви к животным, о прекрасных качествах шестилетнего ребенка: смелость, трудолюбие, рассудительность, неуемное любопытство. Начинаю знакомить с минералами, которые летят из-под копытца волшебного козлика.

2. «Огневушка – Поскакушка».
Впервые акцентирую внимание на уральском говоре. Беседуем о бескорыстие и оптимизме героя, о необычном знаке на золото - огненной девочки.

3. «Голубая змейка».
Адресую сказ мальчикам. Главный акцент на крепкой дружбе мальчишек, которые даже дерутся оберегая друг друга от беды.

4. «Таюткино зеркальце».
Бедность и горе, тяжелая работа не озлобляют человека, а усиливают любовь Гаврилы к своей бойкой, озорной выдумщице, веселой любопытной Таютке, которой не зря уделяет внимание сама Малахитница.

Вывод: все дети в сказах Бажова добры, веселы, трудолюбивы, не жадничают, ужасно любопытны и любознательны. Провожу аналогию – и мы такие же, не смотря на разделяющие нас века.

Второй блок.

1. «Медной горы хозяйка».

Знакомимся с главной героиней сказов – хозяйкой огромных, подземных богатств Урала. Это опасная, могучая сила «худому с ней встретиться горе и доброму радости мало», - говорит о ней писатель. Здесь впервые говорим о великой силе любви.

2. «Малахитовая шкатулка».

Это продолжение первого сказа. Главное произведение Бажова, которое стало символом Урала. Танюшка необычайно красивая, строгая девушка, мастерица – вышивальщица, отмечена знаком Малахитница. Драгоценности, таинственные события завораживают воображение детей, будят фантазию.
Знакомство с коллекцией украшений из уральских самоцветов.

3. «Синюшкин колодец».

Говорим об уральской природе, нашем болотистом крае, об уважении к памяти родных, о бедности горняков, об отношении людей труда к богатству.

4. «Каменный цветок».

Тема талантливых уральских камнерезов, красота уральской природы, которую нельзя воплотить в камне, даже самым знаменитым мастерам.
Знакомство с поделками из камня.

5. «Горный мастер».

Верность любви помогает преодолеть любые преграды, завоевать уважение даже могучей тайной силы.

Вывод: этот блок знакомит нас со сложными человеческими отношениями, талантливыми горными мастерами, славит человека труда, что является актуальнейшей задачей нашего времени.

Приемы и методы закрепления – это самая интересная, увлекательная деятельность детей: они играют, показывают свои знания, радуются маленьким победам своей памяти, здесь присутствует элемент соревнований.

  • Узнай сказ по: обложке, имени героя, отрывку, диалогу, предмету, слову, звуку
  • «Словесные ключики» подразумевают работу над художественно-выразительными средствами: историзмами, архаизмами, уменьшительно-ласкательными словами, пословицами.
  • «Придумай счастливый конец сказа»
  • Игровые приемы:
    • прочитай имя по кругограмме
    • разгадывание кроссвордов
    • игра «Самоцветы»
    • игра «Горный мастер».

Формы итоговых занятий

Кульминацией погружения в творчество уральского сказочника является праздник «Мы и творчество Бажова», где идет сравнение двух эпох, в разных аспектах, это праздник всего детского сада. Он включает выставки, драматизации, музыкальные номера, беседу.

  • Литературные викторины:
  • «Умники и умницы»
  • «Путешествие по сказам Бажова»
  • Развлечение «Посиделки у бабушки Лукерьи»
  • Тематический выпуск газеты детского сада «Первые шаги»

Взаимодействие с родителями

Нельзя представить эту огромную работу без помощи коллег и родителей.

  • Вернисаж творчества родителей, детей и педагогов
  • Индивидуальные выставки
  • Тематические проекты родитель – ребенок «Сказы Бажова»
  • Создание визитной карточки любимого героя сказа
  • Совместная подготовка к итоговым мероприятиям
  • Взаимодействие с родителями по обеспечению литературой, для дополнительного чтения дома

Итоги

Сказы П.П. Бажова универсальны, они хорошо воспринимаются и взрослыми, и дошкольниками. Результаты своей работы вижу в следующем:

  1. Через символические образы сказов дети узнают свой родной край: малахитовая шкатулка, Серебряное копытце, каменный цветок – это символы могучего Урала.
  2. Через сказы великого земляка увидели убедительный образ уральского мастера, изделия которого - гордость России.
  3. Полюбили необычных героев сказов, «тайную силу», хранителей земельных богатств Урала.
  4. Узнали истинные общечеловеческие ценности: трудолюбие, щедрость, любовь, любознательность, творчество.
  5. Дети бесконечно могут рассматривать, играть самоцветами, видеть красоту и разнообразие богатств Урала.
  6. Услышали красоту, выразительность, мелодичность, точность уральского говора.
  7. Сумела донести до детских душ нашу причастность к родной уральской земле, что немаловажно для формирования патриотических чувств дошкольника.

(Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4)