Народное творчество на уроке музыки

Разделы: Музыка


Тема полугодия: «Музыка моего народа»

Тема урока:  «Исторические песни» (четвертый класс, первое полугодие)

Цели урока:

  • Познакомить учеников с новым жанром русской народной песни – исторические песни.   
  • Развивать вокальные способности учащихся (работа над дыханием, кантиленой, чистотой интонации).
  • Воспитание любви и уважения к народной музыке.

ХОД УРОКА

Вход: «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» М. П. Мусоргского
Музыкальное приветствие: «Добрый день» Я. Дубравина

Учитель: Вспомните, о музыке какого народа, мы говорим на наших уроках в этом полугодии?
Дети: О музыке русского народа.
– Совершенно верно. Мы живем в России и, конечно,  должны знать историю и культуру нашей Родины, помнить и чтить свои традиции. Но особое внимание мы уделяем русской народной песне. Как вы думаете, почему? Зачем мы учим, исполняем их?
Дети: Чтобы лучше знать, как люди жили, трудились, о чем мечтали.
Учитель: Правильно. Народная песня – это душа народа. Это неиссякаемый источник, из которого мы узнаем о жизни наших предков. История России отражается в песне.

Ты откуда, русская,
Зародилась музыка?
То ли в чистом поле,
То ли в лесе мглистом,
В радости ли? В боли?
Или в птичьем свисте?
Ты скажи, откуда
Грусть в тебе и удаль?
В чьем ты сердце билась
С самого начала?
Как же ты явилась?
Как ты зазвучала?
Прилетели утки –
Уронили дудки.
Пролетели гуси –
Уронили гусли.
Их порою вешней
Нашли, не удивились.
Ну а песня?
С песней
На Руси родились.

Г. Серебряков

Учитель: Перечислите жанры русской народной песни, с которой вы уже знакомы.
Дети: Колыбельные песни.
Учитель: Правильно. Ребенок только родился, а уже слышит ласковый голос матери, которая тихонько напевая, укладывает свое дитя спать. С колыбельной песней человек растет.
Ещё  какой жанр вы знаете?
Дети: Былины.
Учитель: Как раньше называли былины?
Дети: Раньше былины называли старины.
Учитель: Совершенно верно, потому что это мудрость, глубина, предание.
А сегодня вы узнаете еще об одном жанре русской народной песни – это исторические песни.
Они отражают подлинные события, повествуют о подвигах действительно существующих героев.
На уроках мы послушаем и проанализируем несколько произведений, которые стали музыкальным памятником скорбных лет жизни Руси.
1237 год. Огромное войско монголо-татар, под руководством хана Батыя, пошло на Русь. Как смерч, враг прокатился по русской земле, сжигая, убивая, угоняя русский народ в рабство. В разрушенных селениях, казалось, навсегда умолкли звуки жизнерадостных песен, лишь плачи, да причитания слышались порой.

Ветры мои, ветры, вы, буйные ветры!
Не можете ли, ветры, горы раскачати?
Гусли мои, гусли, звончатые гусли,
Не можете ли вы, гусли, вдову взвеселити?
У меня, у вдовушки, четыре кручины,
Четыре кручины, да пятое горе,
Да пятое горе, что нет его боле.
Первая кручина — нет ни дров, ни лучины;
Другая кручина — нет ни хлеба, ни соли;
Третья кручина — молода овдовела;
Четвертая кручина — малых детушек много;
А пятое горе — нет хозяина в доме.

В народе долгие годы из уст в уста передавалась удивительная история о том, как мать встретила в плену дочь. Её,  еще совсем маленькой,  монголо-татары угнали в плен. Прошли годы. Девочка повзрослела и стала женой одного из ханов. Об этом событии повествует историческая песня «Про татарский полон». Сядьте поудобнее, внимательно послушайте, подумайте, какое впечатление она произведет на вас.

Исполнение песни «Про татарский полон».

Как за речкою да за Дарьею
Злы татарове дуван дуванили

На дуваньице доставалася,
Тёще зятю.

Вот повёз тёщу зять во дикую степь,
Во дикую степь к молодой жене:

«Ну и вот, жена те работница,
С Руси русская полоняночка

Ты заставь её три дел делати:
Перво дело – куделю прясть

Второе дело – лебедей стеречь,
А и третье дело – дитю качать».

Полоняночка, с Руси русская,
Она глазками лебедей стережёт,

А ручками кудель пряжёт,
А ножками колыбель колышет

Ох, качает дитя, прибаюкивает:
«Ты, баю, баю, боярский сын!

Ты по батюшке зол татарчоночек,
А по матушке ты русёночек,

Ведь твоя-то мать мне родная дочь,
Семи лет она во полон взята…

Мне бить тебя – так грех будет;
А дитёй назвать – мне вера не та!»

Услыхали то девки сенные,
Прибежали они к своей барыне…

Дочка к матери повалилася,
Повалилася во резвы ноги:

«Государыня моя матушка!
Не спознала я тебя родную!

Ты бери ключи, ключи золоты,
Отпирай ларцы, ларцы кованы.

Ты бери казны, сколько надобно,
Ты ступай-ка, мать, во конюшенку,

Ты бери коня что ни лучшего,
Ты беги, беги, мать, на святую Русь!»

«Не поеду я на святую Русь,
Я с тобой, дитя не расстануся!»

Учитель: Вам понравилась песня «Про татарский полон»? Что, вы, чувствовали, когда звучала музыка?
Дети: Грусть, тоску, печаль, жалость, горечь…
Учитель: Что же произошло между матерью и дочерью?

Выслушать ответы детей.

Учитель: Какая мелодия у этой песни?
Дети: Широкая, раздольная, напевная, мелодичная.
Учитель: Да, ребята. Ведь характерными чертами русской народной песни, являются мелодичность, протяжность, напевность, распевы. Как я исполняла эту песню с аккомпанементом или без него? Как называется такое исполнение песни?
Дети: А капелла.
Учитель: Давайте разучим и исполним эту песню. Но, чтобы наши голоса звучали красиво необходимо распеться. Сядьте красиво, выпрямите спины, руки свободно положите на колени.

Распевание.

Учитель: А теперь возьмите тексты в руки, послушайте еще раз фрагмент песни «Про татарский полон», внимательно следите за текстом. (Следует обратить внимание детей на непонятные слова в тексте, пояснить их смысл.)
При разучивании песни следить за правильной осанкой и дыханием, добиваться чистоты интонации.
Учитель: С какой же исторической песней мы познакомились?
Дети: «Про татарский полон».
Учитель: О событиях какого времени повествует эта песня?
Дети: О времени монголо-татарского ига.
Учитель: Я хочу сказать, что таких случаев было много. Эта песня не простая история девушки, которая попала в плен. Песня «Про татарский полон» – музыкальный памятник, который повествует о нескольких поколениях жизни  русичей.
Более двухсот лет страдала русская земля под гнетом Золотой Орды. (Пояснить значение названия.) За малейшее неповиновение, за невыплаченную вовремя дань, ханы грабили русские города, села, угоняли в рабство людей.

С князей брал по сту рублев,
С бояр по пятидесят,
С крестьян по пяти рублев;
У которого денег нет,
У того дитя возьмет;
У которого дитя нет,
У того жену возьмет;
У которого жены-то нет,
Того самого головой возьмет...

Лишь в 1480 году, татары увидели перед собой могучего противника – сильное, окрепшее войско Московского государства. Несколько месяцев простояли на реке Угре враги, так и не решившись вступить в сражение, бесславно ушли они в свои земли. Золотая Орда распалась на несколько ханств. Два из них – Казанское и Астраханское – оказались ближайшими  соседями Руси. (Для наглядности использовать карту Древней Руси).
Страна вступила в пору обновления. Молодое крепнущее государство расширяло свои границы. Многие исторические русские народные песни тех лет повествуют о военных походах царя Ивана Грозного (Рисунок 1) на Казань. Она закрывала для Московского государства удобный торговый путь по Волге на восток, кроме того, татары не раз совершали разгромные набеги на пограничные русские земли, угоняя в неволю тысячи мирных жителей. Я хочу познакомить вас с исторической песней «Взятие Казанского царства». Она рассказывает о последнем штурме города русскими войсками. Второго октября 1552 года, на рассвете, раздался взрыв, и пали белокаменные стены города Казани. Послушайте внимательно эту песню. Подумайте, какая она по характеру?

Исполнение песни учителем.

«Взятие Казанского царства»

Среди было Казанского царства,
Что стояли белокаменны палаты...
А из сильного Московского царства
Подымался великий князь московский,
А Иван сударь Васильевич, прозритель,
Со теми ли пехотными полками,
Что со старыми славными казаками.
Подходили под Казанское царство за пятнадцать верст,
Становились они подкопью под Булат-реку,
Подходили под другую под реку под Казанку;
С черным порохом бочки закатали,
А и под гору их становили,
Подводили под Казанское царство;
Воску ярого свечу становили,
А другую ведь на поле в лагере:
Еще на поле свеча та сгорела,
А в земле-то идет свеча тишее.
Догорела в земле свеча воску ярого
До тоя-то бочки с черным порохом;
Принималися бочки с черным порохом,
Подымало высокую гору,
Разбросало белокаменные палаты...

Учитель:  Интересная песня, каков ее характер?
Дети: Веселая, радостная, быстрая, победная…
Учитель: Она похожа по характеру на песню «Про татарский полон»?
Дети: Нет, совсем не похожа.
Учитель: Почему? Объясните!

Выслушать ответы детей.

Учитель: А какая мелодия у песни «Взятие Казанского царства»?
Дети: Напевная, плавная, мелодичная, мягкая, много распевов.
Учитель: Совершенно верно! Я еще раз хочу обратить ваше внимание, что эти черты присутствуют в каждой русской народной песне.
В честь  победы над Казанью, а позже и над Астраханью, Иван Грозный, велел соорудить на Красной площади в Москве собор. Назвали его Покровский, более известный как храм Василия Блаженного. (Рисунок 2). Мастеров, способных воплотить царский замысел, искали по всей стране. И вот нашлись такие умельцы. Поэтому вопросу исторические источники расходятся во мнениях. В одних говорится об одном человеке – это Посник Яковлев из города Пскова по прозвищу Барма. В других источниках речь идет о двух зодчих, одного звали Барма, а другого Посник. О том, как сооружали храм Василия Блаженного, рассказывает великолепная баллада Дмитрия Кедрина «Зодчие». (Поясняю детям смысл слова «зодчие»). Послушайте ее.

(Читаю поэму Д. Кедрина «Зодчие». В конце звенят колокола!)

В рассвете спит еще столица,
Мерцают звезды далеки,
Густой седой туман клубится
Меж берегов Москва-реки.
И Русь, доступная когда-то
Вторженьям варваров-врагов,
Теперь сама крепка, богата
Сильна единством городов.
И то, что создано руками
И сердцем русских мастеров,
Живет и будет жить веками
Среди сокровищ всех миров.

Вот так отблагодарил зодчих Иван Грозный за великолепное творение. Тем не менее Покровский собор, задуманный, как символ царских побед, до сих пор является замечательным памятником простым русским воинам, сложившим головы за эти победы.

Учитель: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Дети: Познакомились с новым жанром – исторические песни.
Учитель: Какие исторические песни мы послушали и исполнили.
Дети: «Про татарский полон», «Взятие Казанского царства»
Учитель: О каком времени повествуют эти песни?
Дети: О времени монголо-татарского ига.
Учитель: О каких событиях и героях рассказывают исторические песни, о подлинных или выдуманных.?
Дети: Исторические песни рассказывают о подлинных событиях и настоящих героях.
Учитель: Совершенно верно! История России отражается в русской песне. Сегодня мы только приоткрыли страничку этой истории. На следующих занятиях мы продолжим разговор о русской музыке, в которой отражаются подлинные события прошлых лет. Я благодарю вас за отличную работу на уроке, и, чтобы он запомнился,  хочу вручить на память вот такие свитки.
(Разворачиваю специально изготовленный свиток). Но здесь вы не увидите названия тех музыкальных произведений, которые мы слушали и исполняли на уроке. Вы сами  впишите их названия. (Рисунок 3). Это будет вашим домашним заданием.

Под музыку «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского из оперы «Хованщина», вручаю детям свитки.

Учитель: Я хочу, чтобы русская музыка всегда звучала в вашей душе. И в заключение урока предлагаю исполнить песню: «Красно солнышко».

Дети исполняют песню «Красно солнышко» П. Аедоницкого.
Выход из класса под музыку песни «Красно солнышко».