Урок внеклассного чтения по русской поэзии второй половины XX века "Судьба поэта"

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Донести до учащихся мысль о трагичности судеб поэтов России; показать обусловленность этой трагедии особой ролью русской литературы в жизни русского народа.
  2. Расширить читательский кругозор учащихся.

Оформление:

  • выставка книг русских поэтов второй половины ХХ века;
  • тексты произведений В.Высоцкого, Н.Коржавина, И.Бродского (на рабочем месте учащихся);
  • электронная презентация, включающая в себя портреты русских поэтов второй половины ХХ века, аудиозапись песен В.Высоцкого, А.Городницкого, В.Долиной.

1. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о русских поэтах второй половины ХХ века, об их стихах и судьбах.

Судьбы поэтов…. В них есть нечто общее, объединяющее. Наша задача – увидеть, понять и объяснить эту общность.

Слайды 2-4. Презентация

Другу Пушкина В. Кюхельбекеру принадлежат такие строки: “Горька судьба поэтов всех племен// Тяжеле всех судьба казнит Россию”. Спустя много лет, уже в начале ХХ века, замечательный поэт М.Волошин напишет:

Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот….

Из этих слов явствует, что во все времена легкой судьбы истинному поэту не было дано. Особенно поэту русскому.

Вспомним историю нашей литературы. В 1837 году был убит Пушкин. Спустя 100 лет М.Цветаева в эссе “Мой Пушкин” напишет:

“Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его ….

Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили.

С тех пор …. я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать – поэта – от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались”.

Слайд 5 (три блока со словами “Судьба поэта”, “Трагедия”, “Поэт в России – больше, чем поэт”, расположенные на экране в определенном порядке)

Цветаеву поразила трагичность судьбы поэта – любого истинного поэта (не только Пушкина!). Между понятиями “судьба” и “трагедия” она фактически ставит знак равенства. Я тоже ставлю этот знак.

Слайд 6 (Формула. Между словами “Судьба поэта” и “Трагедия” появляется знак равенства)

2. Беседа.

1. Согласны ли вы с этим своеобразным знаком равенства? Может быть, трагическая судьба Пушкина является исключением?

  • Судьба Пушкина исключением не является. Лермонтов тоже был убит на дуэли.
  • В Персии погиб Грибоедов, ему было чуть больше тридцати.

Не стала ли судьба русского поэта менее тяжкой в ХХ веке?

  • В ХХ веке стало, может быть, еще тяжелей. Есенин, например, по своей воле ушел из жизни.
  • Точно так же закончила свои дни и М.Цветаева. Сам оборвал свою жизнь Маяковский.

К счастью, не все поэты так страшно и рано уходят из жизни. А.Ахматова, например, прожила достаточно долгую жизнь, но судьба ее была воистину трагической, как и судьбы многих русских поэтов второй половины ХХ века.

2. Стихи каких поэтов периода вы читали?

  • Стихи В.Высоцкого, Ю.Друниной, Н.Коржавина, И.Бродского, Н.Рубцова (называется еще несколько имен).

Что вы знаете о судьбах этих поэтов?

  • Высоцкий умер в 1980 году, ему было 42 года.
  • Друнина добровольно ушла из жизни.
  • Бродский был вынужден эмигрировать из России. Он умер в Америке.
  • Коржавин не по своей воле уехал из нашей страны. Сейчас он живет и работает в США.
  • Рубцов трагически погиб, когда ему было всего 35 лет.

Возникает вопрос: почему жизнь многих русских поэтов так коротка? Поэт, “как беззаконная комета”, врывается в наш мир и гаснет. Почему? Что определяет трагизм его судьбы?

Попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Слайд 7 (Фотография В.Высоцкого. Звучит песня “О поэтах и кликушах”).

3. Все вы узнали голос В.Высоцкого. В чем, на ваш взгляд, он видит трагедию истинного поэта?

  • Наверное, трагедия поэта в том, что он острее видит несправедливость и неправду в жизни. Он пытается открыть глаза на эту несправедливость другим людям, борется своим талантом за правду. Поэт бесстрашен, а несправедливое общество боится поэта и преследует его.
  • Дело не в том, сколько прожил поэт. Главное – как прожил. Поэт проживает трагическую жизнь.

Не могу не напомнить вам строки Евг. Евтушенко: “Поэт в России - больше, чем поэт….”. Поэт в России – воплощение совести и правды. Его миссия – нести свет, спасать человеческие души от лжи и цинизма – прекрасна и трагически тяжела.

Можно ли утверждать, что стихотворение “О поэтах и кликушах” Высоцкий написал и о себе самом?

  • Безусловно.

4. В чем вы видите личную трагедию В. Высоцкого?

  • Высоцкий жил во времена “застоя”, когда в стране было много лжи и лицемерия. Поэт же в своих стихах не лгал никогда и потому “был опасен”. Произведения его не печатались, пластинки почти не выпускались, хотя вся страна пела песни Высоцкого.
  • Высоцкий был, можно сказать, народным поэтом, но официального признания не получил. Это очень больно его ранило.

У нас в России никогда не было легких времен. И застойные семидесятые представляются тяжелым временем – несвободным, лживым, не допускающим инакомыслия. Это время поэта Высоцкого – свободного человека в несвободной стране.

Между поэтом и его народом тогда пытались воздвигнуть непреодолимую стену: отказывались печатать его стихи. Первый сборник Высоцкого, “Нерв”, пришел к читателю только в 1988 году, когда поэта уже не было в живых.

Чтение учащимися стихов В.Высоцкого (“Я не люблю”, “Звезды” и др.).

Высоцкий ушел летом 1980 года. Его ранняя смерть потрясла Россию.

Слайд 8 (Фотографии А.Городникого, памятника В.Высоцкому. Звучит песня А.Городницкого “Памяти В.Высоцкого”).

На Ваганькове горят сухие листья,
Купола блестят на солнце – больно глазу.
Приходи сюда и молча помолись ты ни разу,
Даже если не молился ты ни разу.
Облаков плывет небесная отара
Над сторожкой милицейскою унылой,
И застыла одинокая гитара,
Как собака над хозяйскою могилой.
Ветки черные раскачивает ветер
Над прозрачной неподвижною водою,
И ушедшие безвременно поэты
Улыбаются улыбкой молодою.
Их земля теперь связала воедино,
Опоила их, как водкою дурманом.
Запах вянущих цветов и запах дыма –
Все проходит в этом мире безымянном.
На Ваганькове горят сухие листья,
За стеной звенит трамвай из дальней дали.
Приходи сюда и молча помолись ты….
Эта осень наступает не твоя ли?

(А.Городницкий, “Памяти В.Высоцкого”)

5. Высоцкий лежит на Ваганькове, как и Есенин. Поэт лег в родную землю. Это слабое утешение, и все же: слава Богу, что он не познал горечи изгнания. Поэт – пророк (так считал Пушкин!). Но, как известно, нет пророка в своем Отечестве. Не так уж редко официальная Россия отторгала своих поэтов, выталкивала за пределы: в Нью-Йорк, в Бостон, в Париж....

Слайд 9.

Однажды В.Долину спросили, о ком эта песня. Она ответила: “О Русском Художнике…. Можно привести не одно имя”.

Чье имя привели бы вы? Кого Россия отпустила? Кто окончил свои дни на чужбине? Кто живет вдали от родной земли?

  • И.Бродский, Н. Коржавин.

6. Очень хочется, чтобы вы познакомились со стихами Наума Коржавина. К Сожалению, этот замечательный поэт мало знаком широкому кругу читателей.

Слайд 10.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о судьбе Н.Коржавина.

Н.Коржавин родился в 1925 году в Киеве. В 1944 году приехал в Москву и поступил в Литературный институт. Через 3 года его арестовали, 8 месяцев он провел на Лубянке, а потом жил на поселении в Сибири. Арестовали его незаконно, как арестовывали многих других при Сталине.

В 1963 году вышла его первая и единственная книга на родине – “Годы”.

Коржавин всегда выступал против культа личности, против несвободы. Поэтому в СССР его не печатали и в 70-ые годы вынудили эмигрировать. Сейчас Коржавин живет и работает в Бостоне (США).

Чтение учащимися стихов Н.Коржавина (“Зависть”, “Мне без тебя так трудно жить….” и др.).

Как видим, Коржавин писал прекрасные лирические стихи о любви. Но не только эта вечная тема волновала поэта. Были у него и другие стихи: о России, о человеческой судьбе, о “трудных временах”, в которые выпало жить.

Чтение стихотворения “В наши трудные времена….”.

Какими эпитетами Коржавин определяет свое время?

  • “Трудные”, “подлые”.

Официально эти времена назывались по-другому: светлые, великие времена построения социализма. На самом деле они были действительно трудными.

Что необходимо человеку, чтобы выжить в эти “подлые” времена в своей стране? Найдите ключевые слова в стихотворении.

  • Жена, дом, дети, душа, совесть, друг, быть свободным.

Вот она, основа счастья! Счастья, которого, по мнению поэта, на родине дождаться нельзя: в России не было главного – свободы. Коржавин, призывавший ее в своих стихах “был опасен” для определенного круга, и в 1973 году его вытолкнули в эмиграцию.

То свет, то тень,
То ночь в моем окне.
Я каждый день
Встаю в чужой стране.

В чужую близь,
В чужую даль гляжу,
В чужую жизнь
По лестнице схожу.
…..

Я знаю сам:
Здесь тоже небо есть.
Но умер там
И не воскресну здесь.

То свет, то тень.
Я не гнию на дне.
Я каждый день
Встаю в чужой стране.

Вот она, трагедия: поэта лишили родины, родина лишилась поэта.

Н. Коржавин дважды приезжал в Россию, но насовсем не вернулся.

Никогда не вернется в свой город на Неве и гениальный поэт И.Бродский.

Слайд 11.

Он умер в Нью-Йорке, похоронен в Венеции. Осталось невыполненным его юношеское обещание:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду,
Между выцветших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет под мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
- До свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой, к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
- словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.

(“Стансы”, 1962 год)

“Равнодушная отчизна” (потрясающий образ!) несла поэту страдание. Здесь, на родине, Бродского судили и приговорили к ссылке якобы за тунеядство. Между тем он непрестанно и неустанно работал – писал гениальные стихи.

Бродский был вынужден покинуть страну, уже за ее пределами он нашел широкое признание, став пятым русским литератором, получившим Нобелевскую премию. Мир признал его гений, но от этого судьба поэта не стала менее трагичной. Ведь читают Бродского – в России, где поэт, как известно, “больше, чем поэт”….

Заключительное слово учителя.

Российские поэты…. Они впускают в свою душу все наше счастье, все наши боли, они несут в мир свет веры, любви и надежды. Таково их предназначение, такова их судьба….

Судьба российского Поэта почти всегда являет собой трагедию. Почему? Думается, сегодня мы сумели ответить на этот вопрос. Может быть, наш ответ и есть своеобразная формула судьбы российского Поэта:

Слайды 12-13 (Формула. Между фразами “Судьба поэта = Трагедия” и “Поэт в России – больше, чем поэт” появляются слова “потому что”)