Программа преемственности между дошкольным и начальным образованием

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи:

  • Согласовать цели и задачи дошкольного и школьного начального образования.
  • Создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психофизического развития дошкольника и младшего школьника.
  • Обеспечить условия для реализации плавного, бесстрессового перехода детей от игровой к учебной деятельности.
  • Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.

Пояснительная записка

Школа и детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребёнка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

Модель предшкольного образования “Детский сад с расширенными возможностями”, утвержденная на районной конференции в сентябре 2006 года предусматривает одногодичное (в рамках подготовительной группы детского сада) обучение детей на этапе “предшкольной подготовки” в режиме занятий ДОУ по программе “Развитие” и адаптационных занятий на базе МОУ “Центр образования”.

Организация работы по предшкольному обучению детей старшего дошкольного возраста осуществляется по следующим направлениям:

  • организационно-методическое обеспечение;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями.

Организационно-методическое обеспечение включает:

  • Совместные педагогические советы по вопросам преемственности.
  • Совместные заседания МО по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей ДОУ по подготовке детей к обучению в школе.
  • Семинары-практикумы.
  • Взаимопосещения занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.
  • Разработку и создание единой системы диагностических методик “предшкольного” образования.

Работа с детьми включает:

  • Организацию адаптационных занятий с детьми в ШБП (Школа будущего первоклассника).
  • Совместную работу психологов по отслеживанию развития детей, определению “школьной зрелости”.
  • Совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

Система взаимодействия педагога и родителей включает:

  • Совместное проведение родительских собраний.
  • Проведение дней открытых дверей.
  • Посещение уроков и адаптационных занятий родителями.
  • Открытые занятия педагогов дополнительного образования.
  • Консультации психолога и учителя.
  • Организация экскурсий по школе.
  • Привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Взаимодействие ДОУ и школы в процессе подготовки детей к школьному обучению предполагает создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе на основе единых требований. Значимым направлением работы по преемственности является проведение адаптационных занятий в стенах МОУ “Центр образования”. Адаптационные занятия позволяют преодолеть последствия имеющегося у ребенка негативного опыта общения с социумом и предполагают более легкую адаптацию к условиям школы.

Занятия осуществляются учителями начальной школы, выпускающими 4-й класс, носят интегрированный игровой характер по направлениям:

  • “Родное слово”
  • “Математическая ступенька”
  • “Подготовка к письму”
  • “Здоровье и физическая культура

Ожидаемые результаты

Такая целенаправленная работа по подготовке детей к школе должна способствовать:

  • Созданию и совершенствованию благоприятных условий для обеспечения:
    • личностного развития ребенка;
    • укрепления психического и физического здоровья;
    • целостного восприятия картины окружающего мира;
    • формирования социально-нравственных норм и готовности к школьному обучению;
    • преодоления разноуровневой подготовки.
  • Созданию единой системы диагностических методик за достигнутым уровнем развития детей и дальнейшего прогнозирования его развития.
  • Совершенствованию форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в ДОУ и начальной школе.
  • Обеспечению более успешной адаптации детей к обучению в начальных классах, сохранению желания дошкольников учиться и развиваться
  • Для педагогов организация работы по предшкольному образованию дает возможность лучше понять детей и выстроить свою работу в соответствии с их развитием.

Приложение к программе

Совместный план работы ДОУ “Золотой ключик” и МОУ “Центр образования” г. Певек по реализации проблемы преемственности
(направление: ДОУ – начальная школа)

№ п/п Мероприятия Цель мероприятия Сроки Ответственные
1. Встреча учителей выпускных

4-х классов с воспитателями подготовительных к школе групп ДОУ “Золотой ключик”

1. Скорректировать план совместной работы школы и детского сада.

2. Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике “1 сентября – День Знаний”.

август Зам.директора по УВР Центра образования

Методист ДОУ

2. Праздник “1 сентября – День Знаний”. Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.

2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Сентябрь Зам.директора по УВР Центра образования

Методист ДОУ

3. Взаимопосещение воспитателями д/с уроков в 1-м классе начальной школы и учителей выпускных 4-х классов занятий в детских садах. Познакомить воспитателей д/с с методами и приёмами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы.

Познакомить учителей с методами и приёмами, применяемыми на занятиях в детских садах.

Определить возможное адаптированное применение “школьных методов” и приёмов на занятиях в детском саду.

Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании первоклассников.

В течение года Зам.директора по УВР Центра образования

Методист ДОУ

Учителя начальной школы

Воспитатели ДОУ

4. Совместное заседание МО

Общие понимания и требования готовности ребенка к школе

1.Выработать педагогами ДОУ и школы общее понимание и требования к готовности ребенка к школе. Ноябрь Руководитель МО Центра образования

Руководитель МО ДОУ

5. Изучение воспитателями подготовительных групп программ 1-го класса нач. школы, планируемых к открытию на будущий учебный год. Показать разнообразие программ в начальной школе.

Повысить уровень подготовки к обучению в школе, базируясь на программах школы.

Сентябрь - апрель Руководитель МО ДОУ

Методист ДОУ

6. Праздник “Мы теперь – ученики”. Выявить возможность и место участия выпускников подготовительных групп в празднике “Мы теперь – ученики”.

Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе.

Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Ноябрь Руководитель МО Центра образования
7. Работа Школы будущего первоклассника “Ступени”(проведение адаптационных занятий с воспитанниками ДОУ) 1.Создание условий для личностного развития ребенка.

2. Обеспечение успешной адаптации к обучению в школе, желания учиться и развиваться

Октябрь - апрель Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

8. Проведение совместного педагогического совета “ Преемственность в речевом развитии детей дошкольного и младшего школьного возраста” Выявить особенности программ по речевому развитию

Подготовить к школе воспитанников д/с согласно программным требованиям ДОУ и школы.

Декабрь-

февраль

Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

Методист ДОУ

9. Проведение тестирования по определению школьной зрелости при поступлении в школу. Выявить уровень школьной зрелости у воспитанников подготовительных групп.

Наметить пути формирования развития школьнозначимых функций для тех воспитанников подготовительных групп, у которых низкий и пониженный уровень школьной зрелости.

Выявить воспитанников подготовительных групп со средним и повышенным уровнем школьной зрелости и наметить пути его повышения и поддержания уровня школьной мотивации.

Апрель-май Психологическая служба ДОУ и Центра образования
10. Проведение совместного родительского собрания “Подготовка к школе в системе “детский сад – семья – школа” Привлечь родителей к обучению детей в школе своего района.

Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе.

Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников детских садов к обучению в школе.

Март Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

Методист ДОУ

11. Экскурсии воспитанников детских садов в школу в рамках Дня открытых дверей в МОУ “Центр образования” Познакомить воспитанников детских садов со зданием школы, учебными классами, физкультурным залом, библиотекой.

Создать для будущих первоклассников условия возникновения желания учиться в школе.

март Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

12. Организация тематической творческой выставки: “Вот что я умею!” 1. Выявить творческий потенциал детей предшкольного и школьного возраста. Апрель  
13. Консультации для родителей будущих первоклассников “Как правильно организовать свободное время ребёнка” Помощь родителям в решении педагогических проблем. Март - май Учителя начальной школы

Воспитатели ДОУ

14. “День открытых дверей” (по отдельному плану) Показать с помощью компьютерной техники презентацию школы.

Обозначить для родителей будущих первоклассников программные требования для выпускников ДОУ.

Довести до каждого родителя программу, учебные пособия, планируемые на будущий учебный год в школе.

Март Зам. Директора по УВР Центра образования

Учителя начальной школы

15. Праздник “Прощай, Азбука!” 1 Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе, уметь читать.

2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником.

Март Учителя начальной школы

Воспитатели ДОУ

16. Круглый стол “Вопросы преемственности ДОУ и школы Составить примерный план совместной работы школы и д/с на будущий учебный год.

Подвести итоги совместной работы школы и д/с по решению проблемы преемственности.

Апрель-май Руководитель МО Центра образования

Руководитель МО ДОУ

Зам. Директора по УВР Центра образования

Методист ДОУ

17. Участие первоклассников в празднике “До свидания, детский сад!” Создать для будущего выпускника д/с условия возникновения желания учиться в школе. Май Учителя начальной школы