Круглый стол "Школа будушего"

Разделы: Внеклассная работа


В работе предложена активная форма организации совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся - круглый стол. В основу многих активных форм работы положен принцип соревнования между группами участников. Соревнования усиливают эмоциональный характер мероприятия, при этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводиться не на личное первенство, а на первенство команд, чтобы члены команды не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. При подготовке круглого стола предполагалось, что участникам не будет дано готовое решение проблемы, они получат собственный продукт.

Во многих играх взят принцип соревнования между группами ребят. Соревнования усиливают эмоциональный характер игр. При этом следует иметь в виду, что лучше, когда соревнование проводиться не на личное первенство, а на первенство команды учащихся, чтобы дети не только сами стремились хорошо выполнить задание, но и побуждали к этому своих товарищей, помогали им. В подготовке и проведении мероприятия активное участие принимали родители. Круглый стол побуждает всех участников образовательного процесса к взаимодействию в группе и, как следствие к выработке единого решения, что в дальнейшем, несомненно, способствует установлению партнерских отношений между указанными категориями. Классные руководители могут адаптировать данную разработку мероприятия к учащимся с различным уровнем подготовки и качества восприятия информации.

Данное внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса я проводила в рамках участия в городском туре конкурса классных руководителей "Самый классный классный".

Целями круглого стола "Школа будущего" являются:

- способствовать формированию активной жизненной позиции,

- способствовать воспитанию товарищества и умению работать в команде,

- способствовать формированию партнерского взаимодействия между учащимися и их родителями.

В мероприятии принимают участие учащиеся, педагоги и родители. Все участники делятся на три группы (участники круглого стола) и аналитическую группу. Каждая из групп в ходе мероприятия должна обозначить свое видение проблем, рассматриваемых в ходе дискуссии. Аналитическая группа фиксирует все высказывания и готовит проект школы будущего, который представляется на последнем этапе мероприятия. Время проведения мероприятия 1,5-2 часа.

До начала мероприятия на доске записываются

  • Тема круглого стола "Школа будущего"
  • Правила ведения дискуссии:
    • Слушать того, кто говорит
    • Говорит только один человек
    • Желающий сказать должен поднять руку
    • Нельзя прерывать того, кто говорит
    • Критикуйте идею, а не человека
    • Надо вовлекать в обсуждение всех

Каждая группа получает по 5 закрытых пронумерованных конвертов с вопросами дискуссии.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово ведущего (классный руководитель)

Собирались ли вы когда-нибудь стать учителем? Нет человека на Земле, который не примерял бы на себе профессию учителя. Учитель у нас перед глазами с детства; пока мы не вырастем, мы никого другого не видим на работе в действии - только учителя. Первый учитель - первая встреча с людьми на работе: И потому каждый определяет своё отношение к этому занятию. Каждый говорит себе: "Я буду учителем" или: "Нет ни за что, я никогда не буду учителем".Чего больше? "Буду" или "не буду" скорее "не буду" Но:Кто знает? Не вы, так кто-то из ваших сверстников, заканчивающих в это году школу или перебравшийся в 5, 6 класс, - кто - то займет это место, прославится, войдет в историю. Сегодня, как никогда, школа и педагогика нуждаются в ваших открытиях. "Сумасшедшие идеи" позволили сделать открытия в химии, физике. А где такие дерзкие открытия в педагогике? Мир ждет их:

То, что имеем мы сейчас в школе: урок, перемену, экзамены, 5 - бальную системы, все это не родилось сразу. Это тоже были идеи. Вот и мы попробуем заглянуть в историю и создать свою школу. Попробуем быть учителями - новаторами с точки зреня родителей учащихся и самих учащихся.

I.

18 век. Время перемен в России. Петр I нуждается в образованных людях, посылает за границу учится. Екатерина II пошла дальше. При встрече с императором Иосифом II попросила помочь ей в деле образования и ей предложили Федора Ивановича Янковича. Его стараниями была введена классно- урочная система (правда несколько ранее она была предложена Ломоносовым) , но она не применялась. Затем он ввел перекличку учащихся и ответ "Здесь", правило "хочешь ответить - подними левую руку". И еще он запретил телесные наказания. Причем, в специальном "Руководстве для учителей" перечислил все виды наказаний, какие только смог придумать, чтобы не оставить и лазейки. Итак отмечены были:

  • ремни, палки, плети, розги
  • пощечины, толчки и кулаки
  • драние за волосы, ставление на колени
  • все посрамления как-то: уши ослиные и тому подобное

сохранились образчики литературного творчества "школьников" и семинаристов тех времен; иные из них посвещены розгам

"Житье в школе не по нас:
В один, день секут сто раз!
О горе! О беда!
Секут нас завсегда
И лозами по бедрам,
И пальцами по щекам.
О горе! О беда!
Придешь в школу не готов,
Не припомнишь разных слов, -
Не с другого слова в рожу,
Со спины сдерут всю кожу,
О горе! О беда!
Секут нас завсегда!"

Конверт№1.

Вопрос:

  • Нужны ли сейчас наказания? Какие?
  • Можно ли обойтись без них?

Обсуждение в группах - 3-5 мин

Представление мнения группы - 3 минуты

II

Реформы, которые начала Екатерина II вскоре прекратились. Как это учить без розги? Новая школа вызывала опасения. Никто не хочет посылать детей в старшие классы. Державин в Тамбове сгонял детей в школу с помощью полицейских. "Всякий знает, что для снискания места в гражданской службе нужно одно чистописание". Зачем же тогда учиться дальше. Когда мы говорим "просвещенный Запад", не надо думать, будто Россия времен Екатерины была единственной в Европе темной страной. В 18 веке соседи наши тоже не могли похвастаться: народное образование было у них поставлено ненамного лучше, чем у нас.

Историк описывает немецкую школу конца 18 века в таких выражениях: "Учителя жили в жалких лачугах: Нередко обучением детей занимались отставные солдаты, уволенные за различные проступки, сельские писцы, мелкие чиновники, портные, сапожники, ткачи, переплетчики". В Австрии (как и в Пруссии к тому времени) было введено обязательное обучение, такое же обязательное для всех детей, как у нас во времена Петра - для детей дворянских под угрозой штрафа и наказания.

В нашей стране обучение стало обязательным только век с лишним спустя, после Октябрьской революции.

Конверт №2.

Вопрос:

  • Необходимо ли образование, может быть достаточно начальной школы (читать, писать, считать)?
  • Какое оно должно быть платное или бесплатное?

Обсуждение в группах - 3-5 мин

Представление мнения группы - 3 минуты

III

Как вы думаете, а было ли проявление недовольства в школе?

Конечно, да! Известен случай в Педагогическом институте, когда два студента, войдя в сговор с портным, сшили себе мундиры неуставного покроя (наверное, расклешили или, наоборот, заузили панталоны). Из этого вышла целая история и последовало наказание.

Николай I был основательней своих предшественников. В рескрипте 1826 года царь писал об учебных заведениях: "Я с сожалением вижу, что не существует в них должного и необходимого однообразия, на коем должно быть основано как воспитание, так и учение". Была введена единая форма для гимназистов - блестящий мундир с громадными стоячими воротниками. И даже когда инженерам-путейцам высочайшим разрешением "дали усы", т.е. позволили их не сбривать - это казалось великой милостью со стороны императора.

Конверт №3.

Вопрос:

  • Нужна ли форма? Какая?

Обсуждение в группах - 3-5 мин

Представление мнения группы - 3 минуты

IV

Современная школа открывает перед учащимися столько дорог: гимназии, колледжи, школы с уклонами. Какой должна быть программа? Сколько надо задавать на дом? Предположим, вы учитесь сейчас в 8 классе, что примерно соответствует 6 классу гимназии. Значит, у вас в неделю 6 уроков латинского (каждый день!), 6 уроков древнегреческого (каждый день!) и ещё каждый день немецкий или французский. И каждый день готовить переводы по 3 языкам - с русского на латынь, с греческого - на русский, с немецкого, с французского. Древние языки занимали 41% - почти половину! - всего учебного времени.

Конверт №4.

Вопрос:

  • Устраивает ли вас расписание уроков?
  • Какие предметы необходимы?
  • Какие бы вы исключили из расписания?
  • Какие бы ввели?

Обсуждение в группах - 3-5 мин

Представление мнения группы - 3 минуты

V

Древние языки делали свое дело. Получить аттестат зрелости было неимоверно трудно. Около половины всех учеников оставались на второй и третий год. Гимназию в ту пору заканчивали в 19 - 20 лет, а четверть всех учеников была 21 года и старше. В 1873 году в Ярославской гимназии держали выпускные экзамены 17 человек, аттестат же получили лишь 5 из них, остальные срезались на древних языках. Для учеников 1 класса шансы окончить гимназию и поступить в университет составляли один к девяти! С 1892 года директор гимназии стал получать темы для сочинений и тексты для переводов в особом конверте, на котором было написано: "Вскрывать в присутствии членов комиссии и учеников перед самым началом письменного испытания по предмету". Экзамены были кошмаром для гимназистов. "Сотни и тысячи гимназистов служат молебны, ставят свечи и многие молятся с горючими слезами:" - пишет журнал "Образование".

Конверт №5.

Вопросы:

  • Необходима ли строгость и требовательность в получении серьезных и прочих знаний?
  • Как вы относитесь к экзаменам?
  • Как проверить прочность знаний?

Обсуждение в группа - 3-5 мин

Представление мнения группы - 3 минуты

Выступление аналитической группы (5мин)

Подведение итогов (ведущий)

Но что бы новое ни было изобретено, какие бы открытия ни совершались, пусть хранится у каждого уважение к школе, к её добрым традициям, к самому простому, основному: к учителю, к ученику!!!

В конце концов, какие бы методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс - пусть доску с мелом, пусть киноаппарат или телевизор, пусть даже обучающую машину, - главным, вечным и неизменным остается в школе учитель.

Рефлексия

На листе ватмана каждый из участников прикрепляет жетон :

  • Красный - понравилось, актуально
  • Зеленый - получил информацию к размышлению
  • Синий - безразлично

Классные руководители очень часто встречаются с трудностью найти связующее звено, которое сможет соединить школу и семью. Родители и учителя практически всегда воспринимают одного и того же ребенка по-разному. Не всегда получается организовать эффективное взаимодействие педагога, родителя и ребенка в решении вопросов, связанных с учебной деятельностью, организацией досуга учащихся.

Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе должен обратить внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения учащихся класса. Совместный круглый стол учащихся и родителей позволяет активизировать их деятельность, что непременно скажется на успеваемости, взаимоотношении с друзьями, одноклассниками, родителями и в целом на их мировоззрении, подготовит их к активным формам организации совместной деятельности.