Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Задача современного образования состоит не только в сообщении знаний, но и в превращении знаний в инструмент творческого осмысления мира. Происходящие в российском обществе изменения требуют развития новых, более эффективных способов образования, направленных на индивидуальное развитие личности, а именно: творческой инициативы школьников, навыка их самостоятельного движения в информационном пространстве, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и направленности группах, быть открытыми для новых контактов; формирования у них универсального умения ставить задачи для разрешения конкретных проблем.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребенка.

Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение их знаний, умений и навыков. Вне языкового окружения недостаточно насытить урок разнообразными упражнениями, важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка. Опыт работы в начальных классах показывает, что не смотря на новизну предмета, происходит снижение интереса к урокам английского языка. Учебный процесс становится не эффективным. Одним из требований современности является использование на уроках информационно-компьютерных технологий, которые пока мало используются в учебном процессе. Дети сами хотят работать на компьютере, создавать презентации, самостоятельно знакомиться с жизнью своих сверстников из англоязычных стран. Из всего выше сказанного возникает проблема не соответствия требований времени методам и приемам, которые используются на уроках английского языка в начальных классах. Поэтому я остановила свой взгляд на методе проектов в сочетании с информационно-компьютерными технологиями, который отвечает требованиям современности, интересам моих учеников и пожеланиям родителей. Метод проектов сначала привлекает учащихся своей новизной, разными способами представления материала, возможностью проявить себя в различной деятельности, т.е. преобладает внешняя мотивация. Но постепенно ребенок приобретает опыт, знакомиться с алгоритмом проектной деятельности и включается в собственный исследовательский опыт, который уже основывается на внутренней мотивации.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности.

Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.

Метод проектов – один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”. Под методом проектов понимается система обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.

Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. “Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов.

Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.

Основной целью использования метода проектов в обучении иностранному языку является возможность эффективного овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией. В понятие иноязычной коммуникативной компетенции входят:

  • речевая компетенция – создание возможности проявления коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, говорении, письме, чтение, переводе в пределах определенной темы;
  • социокультурная компетенция – формирование представлений о социокультурной специфики стран изучаемого языка;
  • языковая компетенция – овладение учащимися лексическими единицами по теме в качестве необходимой основы для оформления речевых умений;
  • учебно– познавательная компетенция – совершенствование учеьной деятельности по овладению ИЯ;
  • компенсаторная компетенция – формирование умений выходить из трудных положений в условиях дефицита языковых средств.

А также формируется информационная компетенция, которая проявляется в умении самостоятельно работать со справочной литературой, самостоятельно находить необходимую информацию по разным отраслям знаний.

Кроме того, проектное обучение способствует:

  • повышению личной уверенности учащихся;
  • развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
  • обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
  • развивает у учащихся исследовательские умения.

Урок, реализованный методом проектов, может быть как уроком освоения нового материала, так и уроком закрепления и отработки навыков решения учебных задач. Выбор метода научного познания, который будет использован в учебном исследовании, зависит от конкретного содержания урока.

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная Е.С. Полат. Она может быть применена к проектам, используемым в преподавании любой учебной дисциплины. Автор проводит классификацию по следующим типологическим признакам:

1) доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т.п.;

2) предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3) характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

4) характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира); внутренний, или региональный, и международный;

5) количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6) продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

Метод проектов у многих ассоциируется с учащимися среднего и старшего звена, но первый опыт работы показал, что и в начальной школе метод проектов может успешно работать, с учетом особенностей младших школьников. Младшие дети не обладают большим лексическим запасом, не умеют работать со справочной литературой, не могут оформить и представить свои работы, не обладают большим опытом работы в паре и группе. Всему этому их надо научить, поэтому использование метода проектов в начальной школе требует значительной предварительной работы от учителя. На этапе знакомства с проектной деятельностью увеличивается также и время подготовки детей, что окупается впоследствии качеством формируемых знаний, умений и навыков.

Исходя из опыта использования данного метода, целесообразно начинать постепенное внедрение некоторых элементов проектного обучения, поэтапного ознакомления с проектной деятельностью и развития навыков презентации до реализации долгосрочных проектов.

Первые проекты мы начинаем делать во втором классе. Тема “My favourite animal” лучше всего подходит для начала проектной деятельности. Учащиеся выбирают любимое животное, рисуют его и рассказывают о нем. При этом они узнают о правилах оформления проекта: наличие заголовка, автора проекта, класс, аккуратное оформление. Первые проекты учащиеся выполняют на альбомных листах формата А4. На предварительном уроке учитель рассказывает ребятам о предстоящей работе, обязательно показывает работы ребят предыдущих классов. Вместе обсуждаются достоинства и недостатки работ, даются рекомендации по оформлению. На уроке прорабатывается грамматический материал, повторяется лексика, которая используется в проекте. На следующем уроке устраивается выставка, и ребята представляют свои работы: читают или рассказывают о своем любимом животном. В конце урока учитель отмечает положительные стороны каждого проекта и дает советы над, чем можно поработать. На этом проект “Мое любимое животное” не заканчивается. Поскольку мы изучаем новые грамматические структуры, учащиеся постепенно добавляют новые предложения, и в результате в конце года получается полноценный рассказ, который мы можем оформить в небольшую книгу собственного изготовления.

Во втором классе содержится несколько тем, где проектная работа может начинаться с одного листка и заканчиваться целой книгой. Например, такие темы как “My mother”, “My birthday”, “My friend”, “Favourite food”, “My jobs” . Постепенно накапливается целая библиотека книг, собственного изготовления. Мы назвали ее “Wonderland of projects” (“Чудесный остров проектов”). Ребята очень гордятся своими работами. Мы проводим выставку для родителей и одноклассников. Материал таких книжек является прекрасным пособием для чтения других детей. Причем читают обычно такие рассказы с большим увлечением, чем обычно. Ценность представленного опыта заключается в том, что детские работы используются много раз не только в данном, но и в других классах.

Следует отметить, что проекты во 2 классе являются в основном краткосрочными. Они длятся 1-2 недели. И требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Начальный этап работы с проектами показал необходимость разработки критериев оценки. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были разработаны критерии оценки. Ребята пользуются этими критериями при оценке товарищей.

Критерии оценки проекта (2 класс)

№ п\п

Критерии оценки

Баллы

1.

Критерии оценки оформления проекта (5 баллов):

  • Формат А4
  • Название
  • Автор
  • Наличие картинки (рисунка)
  • Аккуратность
 

2.

Критерии оценки содержания проекта (4 баллов):

  • Соответствие теме проекта
  • Наличие оригинальных находок
  • Полнота
  • Логичное изложение материала
 

3.

Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов):

  • Фонетическая правильность речи
  • Грамматическая правильности речи
  • Лексическая правильность речи
  • Степень владения материалом
  • Эмоциональность в представлении
 
 

Итого:

12-14 баллов – “5”
9-11 баллов – “4”
6-8 баллов – “3”

Итоговая отметка:

 

В 3-м классе проекты усложняются по форме и по содержанию. Длительность проекта не превышает одного месяца и ограничивается рамками изучения одной лексической темы (4-6 уроков). Например, проект “День рождения” начинается с составления приглашений (а также ответов на подобные приглашения), выбор подарка, изготовления открытки и написания поздравления. Оформление материалов проектной деятельности проходит при помощи информационно-компьютерных технологий (Microsoft Word, Paint и Draw, Microsoft Excel). Ребята учатся печатать текст, используя разные шрифты, размеры, цвет. Выделяют заголовок, вставляют картинку или фотографию. Учатся составлять таблицы, например таблица семейных дней рождений. Далее ребята пишут сценарий, составляют меню. И в результате проектной деятельности по теме “День рождения” выступает урок-праздник. В 3 классе защита большинства проектов проходит в групповой форме. Это может быть проведение праздника, подготовка сценки, газеты, брошюры. Почти каждая тема может быть предметом проектной деятельности: Пойдем в кино; Мой дом; Мировые достопримечательности; Занятия спортом и др. Выполнение групповой проектной работы способствует созданию доброжелательной атмосферы и духа сотрудничества в коллективе участников проекта. Критерии оценки проектов в 3 классе усложняются.

В 4 классе проект “ Все обо мне” долгосрочный. Проект длится весь учебный год и объединяет все рассказы, диалоги, стихи, письма, презентации, выступления, составленные ребенком в течение года.

Темы проекта: Мои каникулы, Успехи в школе (письмо другу по переписке), Секрет моего имени, Книга дней рождений, Мой прошлый день рождения, Город моей мечты, Мой любимый фильм, Семейные рекорды, Любимые животные, Мое будущее, Когда мне было шесть, Моя страна, Воображаемое путешествие, Мои приключения. Кроме проектов предложенных в рамках урока, ребята начинают свои собственные исследования. В 2008 году к юбилею Канавинского района г. Нижний Новгород был подготовлен проект “Что объединяет Диснейленд и Канавинский район?!”. Оказывается, это детская мечта о тематическом парке “Kanavinodreamland”. В рамках проекта были изучены тематические парки мира, составлена карта собственного парка и предложены варианты наполнения парка мечты. В 2009 году ребята стали призерами конкурса эссе “Santa Goes Global”.

В качестве представления результатов проектной деятельности учащиеся 4-х классов чаще всего используют мультимедийные презентации (Приложение1). Поэтому были разработаны специальные критерии оценивания мультимедийных проектов.

Критерии оценки мультимедийных проектов (4 класс)

№ п\п

Критерии оценки

Баллы

1.

Критерии оценки презентации (5 баллов):

  • Объем презентации (5 слайдов)
  • Наличие разнообразного наглядного материала (фото, рисунки, картинки, карты, таблицы, диаграммы)
  • Техническая грамотность выполнения презентации (формат, объем текста не более 40 слов, шрифт)
  • Уместность использования анимации (звуков, эффектов, музыки)
  • Эстетичный вид презентации (цвет, соразмерность картинок, шрифтов)
 

2.

Критерии оценки содержания проекта (5 баллов):

  • Соответствие между темой и содержанием
  • Актуальность, новизна
  • Информативная насыщенность проекта
  • Наличие оригинальных находок, собственных суждений
  • Логичное изложение материала
 

3.

Критерии оценки защиты проекта (5 баллов):

  • Точное следование регламенту (2-3 мин.)
  • Языковая правильность речи (грамматическая, лексическая, фонетическая)
  • Степень владения материалом (свободное – без опоры, несвободное – с опорой)
  • Умение привлечь внимание аудитории (вступление, концовка)
  • Самостоятельное управление слайдами презентации
 
 

Итого:

13-15 баллов – “5”

10-12 баллов – “4”

7-9 баллов – “3”

Итоговая отметка:

 

Кроме отметок и оценки товарищей, мы обычно вводим специальные номинации для оценивания: “оригинальность”, “научность”, “актуальность”. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

В результате проектной деятельности у каждого ребенка формируется банк творческих работ, который мы назвали “ Мой языковой портфолио”. Ребята в шутку его называют “My bridge to Cambridge” (“Мост в Кэмбридж”). Собранный материал не только показывает, какой учебный путь прошел ребенок, но и обеспечивает комфортный переход на следующий этап обучения английского языка.

Рамки урока не позволяют вместить все возможности проектной деятельности, поэтому со стороны родителей было выдвинуто предложение об организации кружка “Праздники в проекте”. Была разработана программа дополнительного образования для учащихся 3-4 классов. Программа основана на использовании проектной методики и информационно-компьютерных технологий. Как известно, огромное влияние на развитие языка какого-либо народа оказывает его культура. Поэтому, выбирая темы для проектной деятельности на кружке, мы остановились на страноведческом материале – праздниках и фестивалях Великобритании. А использование ИКТ в работе кружка позволяет расширить информационное пространство за счет использования Электронных словарей, книг, Интернет-ресурсов, а также представить работу ребенка в компактном современном виде. Занятия в кружке ведутся один раз в неделю в специально оборудованных современных классах или в информационном центре. Первоначальный этап работы кружка посвящен знакомству с методом проектов.

В начальной школе мы используем данную схему работы над проектом. Она предусматривает несколько этапов:

  1. Этап планирования. Здесь осуществляется коллективное обсуждение проблемы (праздника), с последующим делением ее на подтемы (легенды, традиции, игры, поздравления, стихи, песни и т.д.). Учащиеся выбирают подтемы в соответствии со своими интересами. На данном этапе сразу оговариваются сроки работы над проектом, поэтому проект не может растянуться и длится строго определенное время.
  2. Аналитический этап – этап работы с информацией, ее анализ и обработка. Это самый сложный этап для учащихся и требует значительной предварительной проработки со стороны руководителя кружка. Потому что ученики начальной школы не обладают большим лексическим запасом, а также навыками поиска информации.
  3. Этап обобщения информации предполагает структурирование полученной информации.
  4. Презентация. На данном этапе ребята осмысливают полученные данные и готовят итоговое представление результатов своей работы. Демонстрация результатов работы.

Презентация проектной деятельности возможна в разных вариантах. Это зависит от темы, цели и количества участников проекта. Демонстрация результатов может быть индивидуальной в виде рассказа, стихотворения, газеты, электронной презентации, реферата, а может быть групповой, например, концерт для родителей, праздник для учащихся младших классов. Если работа оформляется в виде реферата, то конечный вид проекта должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.

Следующий этап работы кружка это знакомство с информационно-компьютерным технологиям, на базе которых учащиеся в дальнейшем будем основывать свою проектную работу. Знакомство с текстовым редактором Microsoft Word, графическими редакторами Paint и Draw, использованием электронных таблиц Microsoft Excel и мультимедийной программой Microsoft Power Point происходит на языковом материале. Учитель разрабатывает несколько заданий в каждом редакторе, чтобы у ребенка с первых занятий было право выбора. При работе с текстом предлагается написать письмо Рождественскому Деду, рассказ о маме (папе) или составить календарь семейных дней рождений. При этом ребята знакомятся с использование разных шрифтов, размеров, цвета и вставки объектов в их работу. В графических редакторах ребята учатся рисовать на английскую марку или знак, который можно использовать в дальнейшей работе. При работе с электронными таблицами ребята проводят опрос одноклассников и составляют таблицы, графики и диаграммы, на основе полученных данных. Знакомство с мультимедийной программой происходит на основе создания презентации каждого ребенка, куда дети включают информацию о себе и своих увлечениях. Программа модульная. Каждый модуль имеет свое наполнение. Заранее обговаривается тема занятия и начинается работа над проектом.

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятся успешными и востребованными в проектной деятельности. Без принуждения учащиеся многократно повторяют лексический и грамматический материал, воспринимая проектную работу не за учебное задание, а как награду. В период выполнения проектов развиваются многие учебные, специальные и коммуникативные навыки. Уже в начальной школе ребята учатся работать со словарями, справочной литературой, составляют сообщения, продумывают способ презентации, и конечно учатся оформлять свои работы. Проектная деятельность в начальной школе готовит учащихся к более сложной исследовательской работе в среднем звене. Метод проектов изменяет отношение ребенка к компьютеру: из игрового объекта компьютер превращается в источник информации и один из способов презентации материала.

Презентация