Развитие образа зла в "Эпизоде фашистского нашествия" из "Ленинградской" симфонии Д.Шостаковича и "Болеро" М.Равеля (7-й класс)

Разделы: Музыка

Класс: 7


Цель: Сравнить два разных по образу произведения и найти драматургическое и образное единство.

Ход урока

Учитель: Мы продолжаем разговор о музыкальной драматургии. В начале урока предлагаю вам сравнить уже знакомые нам художественные образы:

  • К.Васильев. “Нашествие”
  • С.Дали. “Предчувствие Гражданской войны”

(Учащиеся называют картины и их авторов.)

Учитель. Какой образ объединяет эти картины? (Образ зла, разрушения, войны.)
– Вспомните, какую музыку мы с вами слушали на последних уроках?
– Какая из этих картин наиболее созвучна “Эпизоду фашистского нашествия” из 7-й симфонии Д.Шостаковича? Почему?

(Послушать фрагмент “Эпизода” (тема и первые вариации) на фоне картины К.Васильева.)

Обсуждение

– Что общего? (Маршевостъ, постоянно развивающийся образ зла, опущение документальности в картине К.Васильева – подражание черно-белой фотографии.)

– Какими средствами представлен образ разрушителей в картине и музыке? (У Васильева – это контраст между светом и тьмой, это бесчисленное войско из одинаковых фигур, среди них нет людей, это единый все разрушающий механизм. Тема фашистского нашествия Шостаковича также лишена человечности, она механистична, бесчеловечна.)

– Можно ли 7-ю симфонию Д.Шостаковича назвать музыкально-историческим документом? Почему? (Создание симфонии в блокадном Ленинграде.)

– Неслучайно Д.Кабалевский писал, что музыка Д.Шостаковича – это исповедь великого художника, сильная своей откровенностью и беспощадной правдивостью; и в то же время – это страстный призыв против жестокости, насилия, несправедливости.

(Выделенные слова написаны на доске.)

– Как развивается тема нашествия? (Разрастается, становится более зловещей.)
– В каком музыкальном произведении мы уже встречались с подобным развитием? (В “Болеро” М.Равеля.)
– Давайте сравним эти произведения. (На доске пишем названия произведений в двух колонках, ниже уже написаны вопросы для сравнения.)

Д.Шостакович. “Эпизод фашистского нашествия” из 7-й симфонии М.Равель. “Болеро”
  1. Время создания
  2. Творческий замысел
  3. Исполнительский состав
  4. Музыкальная форма
  5. Музыкальный образ и его развитие
  6. Средства музыкальной выразительности
  7. Итог развития музыкальных образов

– Предлагаю то, что будет общим, записывать посередине таблицы. Мы уже вспомнили начало “Эпизода фашистского нашествия” Шостаковича, теперь сравним его с началом “Болеро” Равеля.

(Слушаем 2 темы и начало 1 вариации “Болеро” Равеля па фоне картины Матисса “Танец”.)

– Какая картина сопровождала музыку Равеля? Художественные образы не случайны, они помогут вам ответить на вопрос о творческом замысле композиторов.

Итак, давайте проверим, на какие вопросы вы уже смогли ответить.

1. Время создания
2. Творческий замысел
5. Исполнительский состав
6. Музыкальная форма
7. Музыкальный образ и его развитие

– Действительно, развитие в этих произведениях направлено на нарастание звучности, своеобразное эмоциональное крещендо. Какие средства музыкальной выразительности используют для этого оба композитора? (Динамическое крещендо, постепенное добавление инструментов, не меняя ритма, темпа, мелодии.)

– К чему все это приводит?

(Слушаем окончание “Эпизода фашистского нашествия”.)

Отвечаем на 7-й вопрос – итог развития музыкальных образов.

(Затем – окончание “Болеро”.)

– К чему приводит развитие образа в Болеро? Есть ли что-то общее с музыкой Шостаковича? (Да, темы в конце достигают своего апофеоза, оба произведения обрываются в момент кульминации, и там происходит трансформация образа.)

– В чем проявляется трансформация в эпизоде нашествия?

– А в “Болеро”?

(Послушать повторно последнюю вариацию на фоне картин К.Васильева и С.Дали.)

– Какой можно сделать вывод из нашей сравнительной таблицы? (Действительно, несмотря на различия, мы встретились практически с одинаковым драматургическим развитием.)

– Случайно ли это? Что побудило двух разных композиторов обратиться к вариационному развитию, к трансформации образа? Может быть, причиной является единство музыкальных образов, развивающихся в произведениях? Так ли это?

– Как могло случиться, что образ испанского танца стал созвучен картине фашистского нашествия?

Чтобы ответить на эти вопросы, еще раз обратимся к фактам из биографии Равеля.

– Как откликнулся Равель на Первую мировую войну? (Он просится на фронт, работает на грузовичке, получает ранение в голову.)

А еще в 1914 г. он начинает, а в 1917 г. заканчивает фортепианную сюиту, которую посвящает памяти друзей, погибших за родину. Затем появится концерт для левой руки, который Равель написал для немецкого пианиста, потерявшего на войне правую руку. Больше он никогда не вернется к теме войны, слишком тяжело, к тому же ранение будет с каждым годом напоминать ему о себе: “Я больше не в силах выносить этот жестокий, непрерывный кошмар”, – так он отзывается о войне.

– Как вы думаете, о чем мечтал Равель, создавая “Болеро”?

– А еще Равель мечтал, чтобы этот танец был исполнен на главной площади в Мадриде, когда испанский народ будет праздновать победу. Эта мечта сбылась, только уже после смерти композитора. Он не увидел ужасов, второй мировой войны, но современники услышали в его грандиозном танце предупреждение и негодование. Испанский критик Стюарес писал: “Болеро – это звуковой образ зла, которое, быть может, мучило Равеля в течение всей его жизни и таким страшным таким жестоким, после того как овладело его мозгом стало хозяином его тела”. Российский поэт Николай Заболоцкий посвящает “Болеро” такие строки:

Но жив народ, и песнь его жива.
Танцуй, Равель, свой исполинский танец,
Танцуй, Равель, не унывай испанец,
Вращай истории литые жернова,
Будя мельничихой в грозный час прибоя.
О! Болеро! Священный танец боя!

– Конечно, любой музыкальный образ – это тайна. Каждый из вас воспринимает это произведение по-своему. Но все-таки, мне кажется, что Равель, как и Шостакович выполнил свой гражданский долг. Ведь Шостакович не просто описывал то, что увидел в блокадном Ленинграде, он запечатлел войну, диктатуру, разрушение, которые несут собой силы зла. Равель, может быть, сам того не осознавая, запечатлел надвигающуюся над миром угрозу...

– Так что же объединило два этих произведения, написанные в разных странах, в разное время? (Развитие образа зла и насилия.)

– С единством образов связано и единство музыкальной драматургии. Дали, Матисс, Равель пишут свои шедевры перед войной, Шостакович во время войны, Васильев после. Но, я думаю, вы согласитесь, что слова, сказанные Кабалевским (...страстный призыв против жестокости, насилия, несправедливости) можно отнести и к этим произведениям.

(Исполнение песни “Бухенвальдский набат”.)