Игра "Счастливый случай" по книгам Смыкаловой Е.В.

Разделы: Математика


Цель: повторить материал по книгам Смыкаловой Е. В. " Математика . Дополнительные главы 5-7 классы " в игровой форме .

Весь класс делится на 5 команд ( по 5-6 человек ). Деление класса можно провести с помощью жребия или заранее составить списки команд. Игру проводит учитель, а ученик старшего класса записывает баллы на доске и наблюдает за тем, кто быстрее поднимет руку, чтобы ответить на вопрос. Давать ответ может только капитан команды.

Ход мероприятия

1 тур

В первом туре игрокам надо будет отвечать на вопросы по теории. Вопросы и ответы заранее должны быть записаны на маленьких листочках. Перед игрой надо все листы сложить пополам. Учитель показывает детям, что он кладет все вопросы в коробку и, доставая листок, он не знает, какой сложности вопрос достанется той или иной команде. Можно сказать пару фраз о вероятности того, какой вопрос выпадет команде, то есть напомнить им недавно пройденную тему 7 класса . Вопросы задаются по очереди каждой команде, начиная с первой. Если команда неправильно ответила на вопрос, то право ответа предоставляется тому капитану, который быстрее поднимет руку. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

  ВОПРОСЫ ОТВЕТЫ

1.

Что такое система счисления? Способ записи чисел

2.

Где возникла современная десятичная позиционная система счисления? В Индии
3. Из каких элементов состоит пустое множество? Оно не содержит элементов
4. Кто основал теорию множеств? Георг Кантор
5. Какие множества называются непересекающимися ? Которые не имеют общих элементов
6. Разность между множеством и его подмножеством называется ... Дополнение
7. Как называется набор точек, некоторые из которых соединены линиями? Граф
8. Как называется число ребер, выходящих из вершины графа? Степень вершины
9. Что называется циклом? Замкнутый путь
10. Связный граф, не имеющий циклов –это … Дерево
11. Фигура, которую можно построить, не отрывая карандаша от листа и не проводя одну и ту же линию дважды, называется … Уникурсальная
12. Какой английский математик первый стал использовать слово граф? Джеймс Дж. Сильвестр
13. О мостах какого города решал задачу Эйлер? Кенигсберга
14. Что такое факториал ? Произведение всех натуральных чисел от 1 до n
15. В каком принципе часто "мучают" кроликов? Принцип Дирихле
16. Какие существуют алгоритмы Евклида для нахождения НОД чисел ? С вычитанием и с делением
17. Как называются два натуральных числа, которые имеют одинаковые остатки при делении на третье число? Сравнимые по модулю
18. Логическая сумма двух высказываний – это … Дизъюнкция
19. Логическое произведение двух высказываний – это … Конъюнкция
20. Какое слово в переводе означает "наведение"? Индукция
21. Справедливость доказываемого утверждения для единицы называют … Основание или база индукции
22. Перечислите 6 основных задач комбинаторики. Перестановки, сочетания, размещения с повторениями и без повторений
23. Какая из задач комбинаторики задается формулой Pn=n! Перестановки без повторений
24. События, которые при одних и тех же условиях могут произойти, а могут и не произойти называются … Случайные события
25. Статистическая, классическая, геометрическая … о чем идет речь? Об определениях вероятности
26. Что показывает абсолютная частота? Сколько раз в серии экспериментов наблюдалось данное событие
27. Как называется значение в выборке, которое встречается наиболее часто? Мода
28. Как называются уравнения с 2 и более переменными неизвестными ? Неопределенные
29. В честь какого известного древнегреческого математика называют неопределенные уравнения? Диофант
30. Как называется таблица из коэффициентов при неизвестных данной системы уравнений? Матрица

2 тур

Во втором туре игроки должны решить ряд задач. Команда, которая первая даст правильное решение получает 10 баллов, а остальные за правильное решение получают по 5 баллов. Затем игрокам выдается новая задача.

№ 1. Докажите, что п3+2п делится на 3 при любом натуральном п.

Решение. Число п может давать при делении на 3 один из трех остатков: 0, 1, 2.

Если п дает остаток 0, то и п3 и 2п делятся на 3 и поэтому п3+2п также делится на 3.

Если п дает остаток 1, то п3 дает остаток 1, 2п - остаток 2, а 1+2 делится на 3.

Если п дает остаток 2, то п2 дает остаток 1, п3 - остаток 2, 2п - остаток 1, а 2+1 делится на 3.

=> п3+2п делится на 3 при любом натуральном п.

№ 2. В хвойном лесу растут 800000 елей. На каждой ели - не более 500000 иголок. Доказать, что существуют хотя бы две ели с одинаковым числом иголок.

Решение. Предположим противное, то есть, предположим, что в этом лесу не существуют две ели с одинаковым числом иголок. Тогда существует не более одной ели (одна ель или ни одной), имеющей одну иголку. Аналогичным образом, существует не более одной ели с двумя иголками и т.д., не более одной ели с 499999 иголками, не более одной ели с 500000 иголками. Таким образом, не более 500000 елей обладают числом иголок от 1 до 500000. Поскольку всего растут 800000 елей, и каждая ель имеет не долее 500000 иголок, следует, что найдутся хотя бы две ели с одинаковым числом иголок.

№ 3. За круглым столом сидят восемь человек, каждый из которых либо лжец (всегда лжет), либо рыцарь (всегда говорит правду). Каждый из них сказал: “Мои соседи – лжец и рыцарь”. Сколько рыцарей сидело за столом?

Решение. Пусть за столом сидит хотя бы один рыцарь. Тогда по разные стороны от него сидят лжец и еще один рыцарь. У нового рыцаря уже есть один сосед-рыцарь, поэтому по другую сторону от него сидит лжец. Продолжая двигаться по кругу, мы однозначно восстанавливаем 7 человек. Но на восьмом место мы не можем посадить ни рыцаря (поскольку тогда у него будут два соседа-лжеца), ни лжеца (поскольку тогда у его соседей-лжецов по одну сторону будет сидеть лжец, а по другую – рыцари). Пришли к противоречию. Мы предполагали, что за столом сидит хотя бы один рыцарь. Следовательно, рыцарей за столом нет. Эта ситуация удовлетворяет условиям задачи.

№ 4. Существует ли треугольник, длины сторон которого выражаются числами 128, 1116 и 110112? 

Решение.

128 = 1×81+ 2×80 = 10
1116 = 1×161+1×160 = 17
110112 = 1×24+ 1×23+ 0×22+ 1×21+ 1×20 = 16 + 8 + 0 + 2 + 1 = 27

Не существует треугольника c такими сторонами, так как не выполняется неравенство треугольника 27 < 10 + 17

№ 5. Сколько диагоналей имеет правильный 23-угольник?

Решение. (23 × 20): 2 = 230

3 тур

В третьем туре игрокам надо определить, какие из фигур являются уникурсальными. Команда, которая справится с заданием первой получает 10 баллов, остальные команды – 5 баллов.

Ответы: 1) да; 2) да; 3) да; 4) нет; 5) да; 6) да; 7) да; 8) нет; 9) нет; 10) да .

После третьего тура подводится подсчет баллов и объявляется порядок мест, которые заняли команды. Что получит в качестве приза команда-победитель, зависит только от фантазии.