Оценивание информационной компетентности учащихся на уроках информатики и ИКТ

Разделы: Информатика


Становление информационного общества, эволюционирующего в общество знаний, привело не просто к изменениям в современной системе образования, а потребовало смены самой его модели или парадигмы. Характер принципиальных изменений, происходящих в системе образования, отражается в понятии «новая парадигма образования», то есть, своего рода стратегия "образования для будущего".

В чем же отличие новой парадигмы образования от старой?

Если сущность старой парадигмы образования выражалась в лозунге «Образование – на всю жизнь», то лозунг новой образовательной парадигмы – «Образование в течение всей жизни»

Новая парадигма образования непрерывно связана с понятием ключевых компетенций, введенных в научный оборот Международной организации труда. Связь эта очевидна: без знаний нет компетентности. Нетрудно заметить, что в новой парадигме образования значительное место занимает «информационная составляющая». Действительно, в последние годы во всем мире серьезное внимание стали уделять информационной подготовке личности. Сейчас это является необходимостью, так как без специальной подготовки к жизни в информационном обществе и обществе знаний человеку не обойтись.

Для подготовки учащихся к жизни в современном информационном обществе необходимо развивать логическое и алгоритмическое мышление, способности к анализу и синтезу. Все это с успехом можно формировать на уроках информатики.

Специфическая особенность курса информатики – его направленность на подготовку учащихся к последующему использованию компьютера в практической деятельности, формирование информационной компетентности учащихся.

Одним из существенных элементов процесса обучения является проверка знаний, умений, и навыков, приобретаемых учащимися. Разработка оперативной системы контроля, позволяющей объективно оценивать знания учащихся, выявляя имеющиеся пробелы и определяя способы их ликвидации, - одно из условий совершенствования процесса обучения.

Дифференциация контроля обусловлена необходимостью учитывать различие в способностях учащихся при восприятии и усвоении учебного материала. Дифференцированный подход реализуется путем создания многоуровневой системы контроля и разработки критериев оценки результатов обученности для каждого уровня. Один из аспектов гуманистического взгляда на диффе­ренцированный контроль заключается в том, что задания могут быть всем предложены одинаковые, а степень помощи учителя при их выполнении — различная.

Система контроля должна использовать адекватные и разнообразные формы и методы с учетом возрастных особенностей обучаемых, специфики изучаемого мате­риала и других особенностей учебного процесса.

Целесообразное и разумное сочетание форм и методов обеспечит продуктивность и эффективность системы контроля.

Большую роль в настоящее время играет способность учащегося самостоя­тельно оценивать свои знания и умения, корректировать их в соответствии с требованиями к уровню подготовки. Разумное сочетание контроля и самокон­троля усилит эффективность проводимых контролирующих мероприятий.

Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый и самоконтроль.

Назначение текущего контроля – проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала. Наиболее часто встречающимся недостатком является сосредоточение внимания учителя на отстающих учениках.

Периодический контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится обычно в сочетании с текущей проверкой.

Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача – зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала.

Еще одна разновидность контроля – самоконтроль. Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания. Четкая формулировка требований к знаниям и критериев их оценки воспитывает сознательное отношение школьников к учению, способствует осознанию и правильной оценке учащимися уровня своей учебной подготовки.

Существуют и используются различные методы проверки знаний: наблюдение, пользование книгой, устный контроль, письменная проверка, практическая работа, дидактические тесты.

Актуальным направлением современной организации контроля является тестирование. В связи с информационной насыщенностью учебного процесса тестовая форма контроля знаний значительно экономит учебное время и позволяет его корректировать. Тесты помогают во многих случаях преодолеть субъективизм выставления оценок, тем самым повышая мотивационную сторону обучения.

К тестам предъявляют определённые требования:

  • валидность( адекватность, обоснованность);
  • определенность(общепонятность);
  • надёжность;
  • практичность,
  • простота в использовании;
  • прогностическая ценность.

При составлении тестов должны учитываться также следующие требования:

  • строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;
  • простота - каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;
  • однозначность - формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу.

При выборе критериев оценки тестов также учитываются и мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

Информационные навыки (узнает, вспоминает); понимание (объясняет, показывает);применение (демонстрирует); анализ (обдумывает, рассуждает); синтез (комбинирует, моделирует); сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).

С помощью тестовых работ можно получить, например, информацию об уровне усвоения элементов знаний, о сформированности умений и навыков учащихся по применению знаний в различных ситуациях. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям.

Тестирование выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную:

  • Диагностическая функция заключается в выявлении уровня знаний, умений, навыков учащегося. Это основная, и самая очевидная функция тестирования. По объективности, широте и скорости диагностирования, тестирование превосходит все остальные формы педагогического контроля.
  • Обучающая функция тестирования состоит в мотивировании учащегося к активизации работы по усвоению учебного материала. Для усиления обучающей функции тестирования, могут быть использованы дополнительные меры стимулирования учащихся, такие, как раздача учителем примерного перечня вопросов для самостоятельной подготовки, наличие в самом тесте наводящих вопросов и подсказок, совместный разбор результатов теста.
  • Воспитательная функция проявляется в периодичности и неизбежности тестового контроля. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся, помогает выявить и устранить пробелы в знаниях, формирует стремление развить свои способности.

Тестирование — более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия как в процессе контроля, так и в процессе оценки, практически, исключая субъективизм преподавателя.

Программой курса выделены следующие основные разделы:

  1. Информация и информационные процессы.
  2. Представление информации в ЭВМ.
  3. Системы счисления.
  4. Основы логики.
  5. Архитектура компьютера
  6. Программное обеспечение компьютера.
  7. Моделирование и формализация.
  8. Алгоритмизация и программирование.
  9. Информационные технологии.
  10. Компьютерные коммуникации.

В результате изучения первого раздела учащиеся должны уметь приводить примеры применения информационных процессов в деятельности человека, живой природе, обществе, технике. Контроль целесообразно проводить в устной форме в виде фронтального опроса, беседы или в форме тестирования.

При изучении второго раздела они должны получить представление о способах представления информации, особенностях кодирования, узнать единицы измерения количества информации. Наиболее оптимальными способами контроля здесь являются устный контроль в форме беседы и письменная проверка.

При изучении третьего раздела учащиеся должны усвоить различия в системах счисления, особенности и арифметику двоичной системы счисления. Способы контроля: письменные самостоятельные и контрольные работы.

При изучении четвертого раздела учащиеся должны научиться представлять высказывания, используя логические операции, знать основные логические операции, представлять логические выражения в виде формул и таблиц истинности, объяснять назначение основных логических устройств ПК. Здесь возможны письменный контроль, и тестирование.

При изучении пятого раздела учащиеся должны знать общую функциональную схему компьютера, назначение и основные характеристики устройств компьютера. Проверку знаний лучше всего проводить в устной форме или в виде тестирования.

При изучении шестого раздела учащиеся должны знать состав и назначение программного обеспечения компьютера, операционной системы, уметь работать с файлами, соблюдать правила сохранности информации при работе на компьютере. Контроль лучше осуществлять в форме тестирования, беседы в сочетании с практической работой.

Изучение седьмого раздела должно сформировать умение строить простейшие информационные модели и исследовать их на компьютере, приводить примеры формализованного описания объектов и процессов. Учащийся должен знать о существовании множества моделей для одного и того же объекта, знать этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера. Контроль целесообразно проводить в форме построения модели на компьютере.

При изучении восьмого раздела учащиеся должны уметь объяснять сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов; определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд; знать основные алгоритмические конструкции и уметь использовать их для построения алгоритмов, уметь строить и исполнять алгоритмы для учебных исполнителей; описывать особенности различных технологий программирования; знать основные типы данных и формы их представления для обработки на компьютере, понимать назначение подпрограмм; знать основные операторы языка программирования; уметь решать основные учебные задачи, определенные требованиями к уровню подготовки выпускников.

В качестве проверочных заданий по данному разделу ученикам следует использовать не только запись на алгоритмическом языке известных им алгоритмов из курса математики, физики, но и построение новых простых алгоритмов, исправление допущенных ошибок в готовых алгоритмах, рассчитанных на конкретного исполнителя. Очень информативны задания на исполнение алгоритмов, составленных учителем или другим учащимся. Последнее более предпочтительно, так как помимо непосредственно проверочной ценности способствует повышению интереса учащихся к выполняемой ими работе и содействует развитию у них навыков самоконтроля.

При изучении девятого раздела учащиеся должны овладеть навыками работы с основными прикладными программными средствами (текстовыми, графическими редакторами, электронными таблицами, базами данных). Контрольными заданиями здесь могут являться практические задания, лабораторные работы, тестирование, задания на поиск и исправление ошибок. (см. приложение 1, приложение 2, приложение 3)

При изучении десятого раздела у учащихся должно сформироваться понятие о современных компьютерных коммуникациях (электронной почте, сети Интернет). Лучшими методами контроля здесь могут являться поиск информации по сети, обмен информацией с товарищем с применением ЭВМ, практические задания, тестирование.

Преподавание информатики удобнее вести блочно. Каждый раздел разбивать на темы, тему на блоки. Блок изучается несколько уроков, количество которых зависит то сложности материала. Изучение каждого блока сопровождается выполнением практической работы и заканчивается сдачей этой работы. Изучение темы заканчивается контрольной работой, изучение раздела – зачетом.

Для осуществления программированного контроля, мною используется программа MyTest, разработанная Башлаковым Александром Сергеевичем, которая достигла совершенного состояния: имеет все мыслимые функции, очень компактная, ее возможности и простота использования находятся в золотом балансе.

Программа MyTest работает с восемью типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении. В тесте можно использовать любое количество любых типов, можно только один, можно и все сразу. В заданиях с выбором ответа (одиночный, множественный выбор, указание порядка, указание истинности) можно использовать до 10 (включительно) вариантов ответа.

К каждому заданию можно задать сложность (количество баллов за верный ответ), прикрепить подсказку (показ может быть за штрафные баллы) и объяснение верного ответа (выводится в случае ошибки в обучающем режиме), настроить другие параметры…

В MyTest можно использовать любую систему оценивания. Система оценки и ее настройки можно задать или изменить в редакторе теста.

Таким образом, тестирование как организация контроля на уроках информатики способствует закреплению информационной компетентности, одной из составляющих «новой парадигмы образования».

Список литературы:

  1. Формы контроля на уроках информатики- http://pedsovet.org
  2. Самсонова Ю.В. Формы и методы контроля в технологии индивидуально-ориентированного способа обучения на уроках информатики- http://www.openclass.ru
  3. MyTest - система программ для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа их результатов. http://mytest.klyaksa.net/