Выбор между добром и злом (на материале рассказа "Молодняк" и глав из книги "Архипелаг ГУЛаг" А.Солженицына)

Разделы: История и обществознание, Литература


Статья отнесена к разделу: Преподавание истории, Преподавание литературы.

Тип урока: интегрированный (история, литература, обществознание) нетрадиционный урок, урок решения нравственных проблем в 10-м классе (2 часа).

Форма урока: урок-размышление, урок-дискуссия.

Технология: элементы технологии развивающего и проблемного обучения.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый и исследовательский.

Образовательная цель: формирование у учащихся представлений о добре и зле.

Развивающая цель: развитие у учащихся познавательного интереса, умения участвовать в общем диалоге и аргументировать свою точку зрения, продуктивно оппонировать и адекватно оценивать иные позиции, оперировать понятиями, работать с документами, развивать коммуникативные навыки.

Воспитательная цель: развивать творческие способности учащихся.

Оборудование и наглядность: ноутбук учителя, мультимедийный проектор, рабочие тетради школьников, фотографии Александра Солженицына, Алексия II.

Записи на доске: [1]

Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом,
тьму почитают светом, и свет – тьмою,
горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!
Исаия 5:20 [2]

Если б это было так просто! – что где-то есть чёрные люди,
злокозненно творящие чёрные дела,
и надо только отличить их от остальных и уничтожить.
Но линия, разделяющая добро и зло,
пересекает сердце каждого человека.
И кто уничтожит кусок своего сердца?..
Александр Солженицын [3]

В человеке две бездны, учил Достоевский, и он не выбирает между ними, но мечется как маятник.
Иосиф Бродский [4]

А что, если для Пушкина Моцарт и Сальери –
это Пушкин и Пушкин, то есть борение двух начал…
Даниил Гранин [5]

Дантесы нужны жизни не меньше Пушкина.
Иначе исход дуэли был бы другой.
Виктор Ерофеев [6]

Добро и зло возникают тогда, когда появляется человек…
Михаил Веллер [7]

От добра до худа один шато́к.
Пословица

ПЛАН УРОКА.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Работа с учебником.
  4. Вопросы для обсуждения.
  5. Просмотр видеозаписи (интервью с местным священником).
  6. Постановка проблемных вопросов.
  7. Работа с учебником.
  8. Интерактивная часть урока, посвящённая А.И.Солженицыну.
  9. Историческая справка.
  10. Работа с документами.
  11. Заключительное слово учителя. Объявление домашнего задания.

ХОД УРОКА

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Сегодня мы поговорим с вами, может быть, о самом важном – о добре и зле. О том вечном, что волнует каждого из нас. Римскому поэту Овидию принадлежит фраза «Я сторонник добра, но в своих поступках руководствуюсь злом». Почему так бывает? Поговорим и об этом. Но сейчас мы проверим домашнее задание.

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. [8]

Учитель: Дайте определение морали.

Учащийся: мораль – это совокупность норм общественных отношений и социального поведения, которая имеет характер поучения, и опирается на представление о добре и зле, истине, долге, справедливости.

Учитель: Ребята, а мораль регулирует поведение людей лишь в частной жизни?

Учащийся:Мораль как мнение общества регулирует поведение людей как в частной, так и в общественной жизни.

Учитель: А кто в таком случае обеспечивает выполнение норм морали?

Учащийся:Нормы морали устанавливает общество, а общественное мнение обеспечивает их выполнение.

Учитель: Противоположность морали – это… (продолжите, друзья мои).

Учащаяся: Аморализм, или имморализм, то есть жизненная позиция, которая отрицает необходимость следовать моральным нормам и принципам. Так поступают безнравственные люди.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Учащиеся пытаются ответить на первый вопрос раздела Выскажите свою точку зрения и обсудите (§7 учебника, с.79-80): Как вы считаете, возможна ли нравственная политика или моралью можно пренебречь при наличии благой цели (так называемый макиавелли́зм)?[9]

Учащийся: Напомню, что макиавеллизм – это политический стиль, основанный на принципе «цель оправдывает средства». Понятие происходит от имени итальянского мыслителя Никколо Макиавелли и идей, изложенных им в его книге «Государь». Это идеи о достаточно жёсткой, централизованной власти, которая в своих решениях ориентируется прежде всего на благо государства, а не на морально-этические нормы. В феномен макиавеллизма включено несколько факторов: лживость, лесть, неверие в мораль и вера в то, что люди изначально лживы и порочны. Макиавеллизм и сегодня нередко выступает как оправдание неблаговидных (с точки зрения морали) поступков политиков. На мой взгляд, на вершине власти особо положительных не наблюдается. В борьбе за власть неизбежно происходит моральная деформация. Политика – это всегда компромиссы. Хотя политика не должна доходить до подлости, до «сделки с дьяволом».

Учитель: Пример макиавеллизма из новейшей истории можете привести?

Учащийся: Да хоть сколько. Но ограничусь одним (школьник включает мультимедийный проектор и показывает фрагмент из книги Ельцина Б.Н. «Исповедь на заданную тему»).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 [10]

Учитель: И что ты хочешь этим сказать? Первый Президент России всё же был склонен к покаянию. При нём было произведено захоронение останков царской семьи Николая II. Этим поступком Ельцин искупил вину за снос в сентябре 1977 года дома купца Ипатьева, где был убит последний российский император. А вспомним его взволнованное выступление на официальной церемонии захоронения останков Николая II, членов царской семьи и слуг в Петропаловской крепости в июле 1998 года!

Учащийся: Не согласен с вами насчёт покаяния. Было ли оно? В учебнике по обществознанию для 9-го класса [Кравченко А.И. – прим. моё] при рассмотрении темы «Власть» приводится пример, когда Президента России, накануне отказавшегося присутствовать на захоронении останков царской семьи, академик Д.С.Лихачёв всё-таки убеждает сделать это. Не хватило Ельцину смелости дописать в своей книге, что «стыдно мне лично, и я прошу прощения за это варварство, совершённое по моему прямому приказу».

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ.

Учитель: Пришло время выяснить смысл главных понятий сегодняшнего урока. Что является добром и злом? Подберём синонимы к этим противоположным понятиям.

Учащийся: По моему мнению добро – это всё в жизни хорошее, положительное, а зло – всё недоброе, несправедливое, мерзкое. Зло означает намеренное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

Добро и зло – противоположные понятия и, таким образом, они отрицают друг друга.

Добром я считаю счастье, справедливость, гуманность, благополучие, образование, здоровье, мир, долголетие, хороших друзей, любовь, исполнение желаний, процветание, богатство, радость, привязанность между людьми, хорошую работу, славу (известность), удачную карьеру, полезные для общества дела.

Если же к каждому слову применить приставку «не», или заменить его антонимом, то получатся формы зла. Как и всё на свете, зло существует на трёх уровнях: вероятности, возможности и реальности.

Нельзя не согласиться с Солженицыным [одна из цитат на школьной доске – прим. моё], который утверждает, что граница между добром и злом проходит не по географической карте, но через человеческое сердце. И различают их многие просто сердцем.

Учитель: А чем различаются между собой зло и вред?

Учащийся:Вред может быть и результатом случайности и результатом злой воли. Только в последнем случае вред становится злом. Вред, причинённый неумышленно, не является злом.

Учитель: То есть следует различать вред, с одной стороны, и собственно зло. Значит, не всякий вред становится злом. Я вас правильно понял?

Учащийся: Не всякий. Например, вред, причинённый врачом телу больного при лечении болезни, в итоге оказывается для него благом. Злом является не всякий ущерб или вред, а только такой, который осуществляется намеренно и подпадает под определение нравственности.

Учитель: Добро и зло – категории моральные?

Учащийся: Наверное, всё же шире. Красота, сила, богатство, слава, удача, ум – эти понятия (добра) выходят за пределы этики.

Учитель: Хорошо, что ты употребил слово «этика». Кстати, что это за учение?

Учащийся: Это философское учение, для которого проблема добра и зла является центральной.

ПРОСМОТР ВИДЕОЗАПИСИ.

Учитель предлагает посмотреть видеозапись интервью с местным священником иереем Александром.

Вопрос: Отец Александр, что, по-вашему мнению, является добром для человека?

Ответ: Добром является приближение человека к Господу через покаяние (отказ от греха). Потому что воля Бога в том, чтобы человек искал его. Надо любить дела милосердия, действовать справедливо и соблюдать заповеди.

Вопрос: О каких заповедях идёт речь?

Ответ: Необходимо возлюбить Господа Бога всем сердцем, всею душою и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь. Вторая же заповедь: необходимо возлюбить ближнего твоего, как самого себя.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ.

Учитель: Итак, мы услышали, что в глазах школьников и что в глазах священника является добром. В чём разница между понятиями школьников и понятием священника о добре?

Учащаяся: Разница в том, что понятия школьников о добре – земные, материальные. Понятия священника о добре скорее духовные, связанные с непреходящими, вечными ценностями и вечной жизнью.

Учитель снова включает видеозапись.

Вопрос: Отец Александр, а что, на ваш взгляд, является злом?

Ответ: Злые помыслы, которые исходят из сердца, убийство, прелюбодеяние, хуление, кража, лжесвидетельство.

Вопрос: В чём главные источники зла, на ваш взгляд?

Ответ: Главный источник зла – сатана (дьявол) – отец лжи. Вторым источником зла является человек. Третий источник зла – грех.

Вопрос: Почему Бог допускает ужасную боль и зло, существующие в нашем мире? Почему всемогущий Бог позволяет детям умирать от голода изо дня в день?

Ответ: Благожелательность Бога отличается от благожелательности человека. К ней нельзя применять человеческие мерки. Мы не можем познать или понять природу Бога. Давайте вспомним Бердяева: не столько Бог за человека, сколько человек сам в ответе за Бога.

Зло есть следствие существования свободной человеческой воли. Человеческие существа были бы неизменно добрыми, только если бы Бог создал их полностью послушными своим законам, и в этом случае они были бы всего лишь машинами, делающими добро автоматически.

Полностью статья приведена в Приложении.