Урок истории по теме "Бородино: победа или поражение?"

Разделы: История и обществознание


Цели:

образовательные:

  • познакомить учащихся с историей Отечественной войны 1812 года, помочь
  • ученикам уяснить историческое значение Бородинского сражения; охарактеризовать цели и планы воюющих сторон, показать роль солдат, офицеров и генералов в решающей битве.

развивающие:

  • развивать навыки самостоятельной работы индивидуально и в команде, продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать материал, сопоставлять разные точки зрения,

воспитательные:

  • воспитывать патриотические чувства на ярких примерах героизма русской армии, храбрости и мужества.

Наглядность:

  • портреты Кутузова, Барилая де Толли, Багратиона,
  • схема Бородинского сражения, портреты героев войны 1812 года,
  • Музыка…
  • Выставка книг об Отечественной войне 1812 года.

Ход урока

1. Введение в тему, постановка проблемы

Учитель: Мы сегодня изучаем одну из величайших битв Отечественной войны 1812г., ее стратегическую значимость в ходе всей Отечественной войны, ее роль в подготовке контрнаступления русской армии и окончательного разгрома армии Наполеона.

(Звучит хор из оперы М.Глинки “Иван Сусанин” – Славься…)

Бородино стало примером героизма, мужества, стойкости русской армии. 26 августа произошло крупнейшее сражение 1812 года.

Итак, тема нашего урока “Бородинская битва: победа или поражение?”

Для решения этой проблемы необходимо:

  1. Проанализировать выбор места сражения Кутузовым.
  2. Сравнить соотношение сил противника. Кто имеет больше шансов на победу?
  3. Определить цели Кутузова и Наполеона в Бородинском сражении.
  4. Выделить основные этапы Бородинского сражения и их итоги.
  5. Подготовить презентацию о героях Бородинского сражения.

2. Работа в группах. Решение учебных задач

Учитель: 8 августа М.И.Кутузов назначен главнокомандующим русской армии. Отступление русской армии от Смоленска заставило Кутузова все же решить вопрос о крупном сражении. Кутузов неслучайно избрал Бородинскую позицию для большого и ответственного сражения.

Кутузов писал царю: “Позиция, в которой я остановился при деревне Бородино, одна из наилучших, какую только на плоских местностях можно найти”.

Задание 1-й группе.
Пользуясь схемой, объясните, почему Кутузов выбрал местом сражения Бородинское поле? Почему Кутузов считал позицию у Бородино наилучшей? В чем ее преимущества?

Документ № 1

“Позиция, в которой я остановился при деревне Бородине, в 12 верстах впереди Можайска, одна из наилучших, какую только на плоских местностях найти можно. Слабое место сей позиции, которое находится на левом фланке, постараюсь я исправить посредством искусства. Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, в таком случае имею я большую надежду в победе”.

М.И.Кутузов – царю Александру I, 23 августа 1812 г.

Задание 2-й группе.
Покажите на схеме расположение войск на Бородинском поле. Каково было соотношение сил противников? Проанализируйте состав наполеоновской и русской армии. Какая из сторон имела, по вашему мнению, больше шансов на победу? Ответ объясните.

Материал для учащихся

Прибыв в армию, Кутузов решил придерживаться тактики отступления, считая ее единственно правильной для сохранения боеспособности армии. Отход войск продолжался до села Бородина, расположенного вблизи Можайска, в 120 км. Западнее Москвы. Здесь и произошло генеральное сражение русских войск с армией Наполеона, ставшее одной из ярчайших страниц истории. М.И.Кутузов не случайно избрал бородинскую позицию для большого и ответственного сражения. Она позволяла русским войскам с наибольшим успехом вести оборонительные действия против наступающих французов. На относительно узком фронте эта позиция перекрывала сразу две дороги на Москву – старую смоленскую и новую смоленскую, соединившиеся у Можайска. С правого фланга, которым командовал Барклай де Толли, войска прикрывала речка Колоча, впадающая в Москву-реку. Воды в Колоче в конце лета было не так много, но берега были круты и обрывисты. Холмистая местность с ручьями и оврагами давала возможность создать на выделявшихся высотах опорные пункты, установить артиллерию и скрыть от противника часть своих войск. Все поле местами было покрыто кустарником и мелколесьем, а с юга и востока окаймлено сплошными ольховыми и березовыми лесами. Чтобы улучшить позицию, М.И.Кутузов приказал дополнительно укрепить ее. С этой целью на правом фланге было воздвигнуто несколько насыпных валов и на них установлены пушки. Батарея из 18 орудий, получившая название Курганной, размещалась на центральной возвышенности (здесь во время битвы стоял 7-й пехотный корпус, которым командовал генерал Раевский). На левом фланге, у деревни Семеновской, на открытой равнине были сооружены искусственные земляные укрепления для артиллерийских батарей. Они были обращены углом к противнику и назывались флешами. (Семеновские флеши именовались еще Багратионовыми, так как здесь располагались части 2-й армии.) Местность вынуждала французов на узком участке атаковать русские войска в лоб, преодолевая крутые берега Колочи. Это неизбежно приводило к большим потерям среди атакующих, чего и добивался М.И.Кутузов.

Задание 3-й группе
Какие цели ставили перед собой Кутузов и Наполеон, начиная сражение? Ответ оформите в виде таблицы. Покажите на схеме месторасположение Шевардинского редута. Каковы результаты боя за Шевардинский редут для обеих сторон?

Материал для учащихся

Достигнув района Бородина, Кутузов следующим образом расположил русские войска по фронту. Более многочисленную и сильную 1-ю армию под командованием Барклая де Толли (около 70% всех сил) он поставил на правом фланге, вдоль берега Колочи. Подразделения этой армии прикрывали дорогу на Москву. Армию Багратиона он разместил на левом фланге до деревни Утицы. Роль передового оборонительного пункта выполнял пятиугольный редут (полевое укрепление, приспособленное для круговой обороны), построенный впереди всей позиции на левом фланге у деревни Шевардино. Вопрос о численности войск, как русских, так и французов является предметом споров до сих пор. Однако известно, что все войска Наполеона были регулярными, тогда как часть русских войск составляли ополченцы и казаки.

Задание 4-й группе
Пользуясь презентацией, расскажите о ходе Бородинского сражения. Покажите на схеме Бородинского сражения рейд кавалерии Платова и Уварова в тыл левого фланга французов. В чем его значение для исхода битвы?

В конце сражения Наполеон хотел ввести в бой старую гвардию, но не решился: “За 800 лье от Парижа я не могу рисковать моим последним резервом”.

Объясните смысл слов Наполеона.

3. Решение проблемы

  1. Обе стороны пронесли большие потери (30-40% личного состава). Наполеон объявил о своей победе. Кутузов в донесении Александру 1 писал, что “батареи переходили из рук в руки, и кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами”, что было воспринято в Петербурге как реляция о победе.
  2. Как вы считаете, кто победил в Бородинской битве?
  3. Были ли выполнены задачи, которые ставили перед собой Наполеон и Кутузов? Ответ обоснуйте.
  4. Выскажите свое мнение, чьей победой закончилась Бородинская битва.
  5. В чем историческое значение Бородинской битвы?

Документ № 8

“Французы метались с диким остервенением; русские стояли с неподвижностью твердейших стен. Одни стремились дорваться до вожделенного конца всем трудам и дальним походам, загребсти сокровища, им обещанные, и насладиться всеми утехами жизни в древней знаменитой столице; другие помнили, что заслоняют собою сию самую столицу, сердце России и мать городов. Многие батареи до десяти раз переходили из рук в руки. Бомбы, ядра и картечи летали здесь так густо, как обыкновенно летают пули: а сколько здесь пролетело пуль!.. Вечер наступал, и неприятель начал уклоняться. Русские устояли… Они сражались под отечественным небом и стояли на родной земле”.

Чем объяснялся героизм и русских и французов?

  1. Показ презентации “Герои Бородинского сражения”, которую самостоятельно подготовили ученики.

Звучит фрагмент из концерта для фортепиано с оркестром С.Рахманинова.

Использованная литература

  1. Учебник История России Х1Х в. под ред.А.Н.Боханова
  2. История России Х1Х в. под ред. Косулиной, Данилова.
  3. Журнал “Преподавание истории и обществознания” №5/2005 г.
  4. Конспекты уроков по истории XIX в. А.Г.Важенин