Урок математики по теме "Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость"

Разделы: Начальная школа


3 класс. УМК "Гармония."

Учебник Математика 3 класс. Н. Б. Истомина , изд. "Ассоциация XXIвек" 2007 г.

Цель урока:

Обучающая:

  • Формировать умение решать задачи с величинами цена, количество, стоимость.
  • ПОНИМАТЬ: смысл терминов "цена, количество, стоимость"
  • ЗНАТЬ: взаимосвязь между величинами "цена", "количество", "стоимость"; руб и коп.
  • УМЕТЬ: выполнять 4 арифметических действия в концентре "тысяча"; решать простые и составные задачи с величинами "цена", "количество", "стоимость"

Воспитательная :

  • Формирование гуманных отношений, требовательности к себе, аккуратности, трудолюбия, умения готовить рабочее место и правильно организовать свою деятельность

Развивающая

  • Развитие речи, мышления, мелкой моторики, учить анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия.

Тип урока: Урок применения знаний и умений.

Ход урока

1.Введение в тему урока.

- Запишите в тетради:

11 марта.

Классная работа.

- Тема нашего урока:

Решение задач.

- Умеете ли вы решать задачи?

- Что при этом вызывает у вас затруднение?

- А пригодится ли вам в жизни умение решать задачи? Приведите пример.

- Сегодня на уроке мы и будем совершенствовать умение решать задачи с величинами:

  • ЦЕНА
  • КОЛИЧЕСТВО
  • СТОИМОСТЬ

- Начнём нашу работу с уточнения смысла этих понятий и их взаимосвязи.

2. Репродуктивный уровень. Уточнение знаний о понятиях ЦЕНА, КОЛИЧЕСТВО, СТОИМОСТЬ и их взаимосвязи.

(1 ученик получает индивидуальное задание, которое выполняет на переносной доске)

  • 3 руб. =:..к.
  • 7 р. 10 к.=:..к.
  • 600к.= ::.р.
  • 8 р. 1 к. = ::к.
  • 521 к. = ::р. ::к.
  • 92 р. = :::..к.

Подумай, какая из этих величин наименьшая?

Что можно купить в магазине, имея сумму денег, равную наибольшей из этих величин?

1 ученик выполняет тестовую работу на доске, остальные школьники работают на карточках.

Заполни пропуски.

  1. :::: - это сумма, которую необходимо заплатить за единицу товара.
  2. Сумма денег, которую необходимо заплатить за всю покупку, называется ::::::::
  3. Цена :. количество = стоимость
  4. стоимость : количество = ::::::::::.
  5. ::::::: : ::::::: = количество
  6. :::::.. и :::::.. - единицы измерения цены и стоимости.

 Проверка правильности выполнения тестового задания.

Дополнительный вопрос:

- Какая из величин большая цена или стоимость? Всегда ли стоимость больше цены?

(нет, Ц=С, если К =1)

3. Решение простых задач.

.- Пользуясь этими знаниями, вы легко сможете заполнить таблицу. Выполнив арифметическое действие, найдите ответ на вопрос каждой задачи. Работая в парах, дружно обсуждайте спорные вопросы, объясняйте свою точку зрения.

  ЦЕНА КОЛИЧЕСТВО СТОИМОСТЬ
ТЕТРАДЬ 4 р. 12 к. 6 шт. ?
РУЧКА ? 15 шт. 60 р.
ЛИНЕЙКА 5 Р. ? 90 р.
ЦИРКУЛЬ 80 р. 3 шт. ?
МЕЛ 90 р. ? 7 р. 20 к.

Дополнительное задание.

- Пользуясь рисунками и своими представлениями, на свободную строку составь и запиши задачу.

Проверка задания.

Школьники выходят к доске со своими листочками и, свободно перемещаясь, проверяют правильность выполнения заданий. Спорные вопросы обсуждаются.

- Кто составил свою задачу и хочет рассказать её?

4. Физ. минутка. Гимнастика для глаз.

5. Работа с учебником. Решение составной задачи.

- Прочитайте условие задачи № 392. ( "просебя", вслух)

- Что известно в задаче?

- 1 календарь стоит 1р. 60 к., Какая это величина? Это цена или стоимость?

- Запишите условие задачи в таблицу. ( 1 чел у доски записывает условие задачи в таблицу, 1 человек записывает условие в схему на переносной доске)

Цена Количество Стоимость
1 р. 60 к. 6 шт. ? на ? больше
1р. 60 к. 3 шт ?

- Как вам кажется, кто из ребят потратил денег больше? Почему? ( Нина купила больше календарей, потому и потратила больше)

- Прочтите первый вопрос задачи. Покажите его в таблице и схеме.

- Можно ли сразу ответить на этот вопрос задачи? ( Нельзя. Значит эта задача составная.)

Запишите её решение самостоятельно.

(1 чел записывает решение по действиям без пояснения на переносной доске)

второй ученик на другой доске записывает ответ на второй вопрос задачи.

Проверка решения.

- Кто записал решение этой задачи выражением?

1 способ.

160 * (6-3)= 480 (к.)

2 способ

160 * 6 - 160 * 3 = 480 (к,)

- Можно ли решить эту задачу другим способом?

Что вы узнаете, выполнив такие действия?

6-3=3(к.)

160 * 3=480 (к.)

- Прочтите второй вопрос задачи. Что изменится в решении при ответе на этот вопрос?

Проверьте, как это сделано на переносной доске.

- Можно ли ответить на этот же вопрос иначе?

- Посмотрите, как записал решение Миша. Прав ли он?

6 : 3=2 (раза)

- Какой ещё вопрос можно поставить к этому условию? Что изменится в записи решения?

( Сколько всего денег заплатили Вова и Нина?

Тогда последнее действие будет сложение)

6. Подведение итога урока.

- Наш урок подошёл к концу. Что сегодня получилось у вас хорошо?. Какие задания показались лёгкими?

- В чём вы испытывали затруднение?

7. Домашнее задание.

Запишите задание в дневник. ТЗ №81. (тетрадь "Учимся решать задачи")

- Откройте тетрадь и прочтите задание. Что нужно сделать в этом упражнении?

- Что вы можете сказать о числе, которое получится в ответе? (Оно меньше 4, так как 84>48)

- Эту задачу можно решить лишь одним способом, но если изменить данные в условии числа, то она будет решаться двумя способами. Если вам будет интересно, подумайте, какое число нужно изменить. Найдите второй способ решения новой задачи.