Интегрированный урок "Гармония цвета"

Разделы: Технология


Цели: дать основы цветовой грамоты, познакомить с цветовым кругом, научить работать в компьютерной программе Paint, развитие творческих способностей, чувства цветовой гармонии.

Задачи:

образовательные: формирования знаний по цветоведению; совершенствование умений работы в графическом редакторе; формирование умений по составлению композиций цвета;

воспитательные: воспитание самостоятельности при работе в графическом редакторе; воспитание художественного вкуса;

развивающие: развитие интереса к поиску решений; развитие координации и точности движений при работе с цветами в графическом редакторе.

Оснащение для учителя: ПК, проектор, экран.

Оснащение для учащихся: плакат “Цветовой круг”, материалы для выполнения задания (бумага, клей, цветные карандаши и т.д.), раздаточный материал.

Форма урока: объяснение нового материала, фронтальная работа, выполнение практической работы.

Ход урока

1. Организационно-подготовительный этап. Приветствие, проверка явки уч-ся, заполнение журнала, проверка готовности уч-ся к уроку, выдача рабочих папок (технологическая карта, карта-задание).

Учитель технологии (Приложение 1. Слайд 1) (Презентация находится у автора)

– Вы готовы к занятию по технологии? Перед вами лежат карточки настроений. Определите, какое сейчас у вас настроение и поднимите нужную карточку вверх, чтобы я увидела. Хорошо! Я рада, что у многих отличное настроение и, мы можем приступить к работе!

(Слайд № 2) Тема нашего урока “Гармония цвета” (записать в тетрадь).

Сообщение цели. (Слайд № 3)

С самого рождения человек живет в цветном мире и постепенно изучает его цвета. Женщине от природы дано хорошее цветоощущение. Каждая из нас знает, какой цвет ей к лицу, а какой нет. Выбирая ткани и составляя цветовые сочетания для своего костюма, мы отдаем предпочтение нескольким основным тонам, которые нам нравятся. У каждого человека есть свой любимый цвет. Различные цвета вызывают у человека различные чувства: влияют на настроение, самочувствие, воздействуют на работоспособность. Я предлагаю сейчас ответить на вопросы.

1. На данный момент какой цвет вам более импонирует?

Ответ: Девочки поднимают цветные карточки.

2. Вы знаете поговорку, которая может объяснить такую разницу в цветовых пристрастиях? (Слайд № 4)

Ответ: На вкус и цвет товарищей нет.

Выбирая одежду разных цветов и оттенков, мы чаще всего руководствуемся критериями

“нравится – не нравится” или “подходит – не подходит”. Бывает, что у человека на протяжении длительного времени есть “свой” цвет, которым он пытается окружить себя, предпочитая его в одежде и обстановке своего жилища всем другим цветам. Психологи считают, что такая любовь к одному цвету может говорить о внутренних проблемах и противоречиях.

– Какую вы знаете поговорку про цвета с детства?

Ответ учащихся: “Каждый Охотник Желает Знать Г де Сидит Фазан”.

(Слайд № 5)

Предлагаем вам описание некоторых характеристик личности, выявленных специалистами в области цвета, на которые указывает предпочтение человеком того или иного цвета в гардеробе.

Итак.

(Слайд № 6–12)

Красный цвет любят многие. Это цвет здоровья, силы, упорства, полной отдачи, жизненной энергии.

Оранжевый цвет символизирует радость, теплоту, удовольствие, счастье, праздник.

Желтый цвет – цвет разума. Его любят люди, которые всегда ищут новые знания и информацию.

Зеленый цвет – цвет развития, надежды и жизни. Любимый цвет людей, связанных с природой. Обычно это образованные, культурные люди.

Голубой цвет – это наши ощущения, связанные с небом и океаном. Голубой цвет лиричен и миролюбив.

Синий цвет – это цвет верности, мудрости. Эти люди очень общительны.

Фиолетовый цвет – цвет противоречивый, заметный, может, поэтому его многие не используют в своей одежде. Люди, предпочитающие фиолетовый цвет в одежде, чувствительны, ощущают свою непохожесть на других.

Однако при изготовлении, каких либо изделий приходиться иметь дело не только с любимыми цветами, но и со всей необъятной гаммой других цветов и оттенков. Поэтому нелюбимых цветов не должно быть. Надо научиться составлять самые разнообразные цветовые сочетания, ведь именно цвет – первое, что обращает на себя внимание, заставляя человека остановиться и приглядеться к изделию.

Сообщение учащейся. Главную роль в составлении любой композиции играет цвет. Основы теории цвета были заложены известным ученым – физиком Исааком Ньютоном. (Слайд № 13) Он расположил в замкнутом круге цвета спектра. Такое расположение цветов показало, что один цветовой тон постепенно переходит в другой. Существует 7 основных цветов. Давайте назовем их (обращается к классу). Красный, оранжевый, желтый (теплые цвета), зеленый, голубой, синий, фиолетовый (холодные цвета). Такой круг называют цветовым. (Раскрасить круг по шаблону и оформить в тетрадь.)

Этот цветовой круг поможет нам ориентироваться в подборе нужных цветовых сочетаний, чтобы они гармонировали и звучали в ваших изделиях. Как правило, противоположные цвета сочетаются. Кроме того, нужна собственная фантазия, выдумка, художественное воображение, чтобы создать красивую вещь, которая будет радовать вас и окружающих.

Все цвета, существующие в природе, принято делить на две группы: хроматические (цветные, имеющие цветовой оттенок) и ахроматические (бесцветные) – белый, черный, серый. (Записать и зарисовать в тетрадь со слайда.) (Слайд № 14)

Физкультминутка.

Любопытная Варвара

Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
А потом вперед – тут немного отдохнет.
Шея не напряжена и расслабленна...
Но Варвара смотрит вверх – выше всех, выше всех!
Возвращается обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслабленна...
А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!
Возвращение обратно – расслабление приятно.
Шея не напряжена и расслабленна...
Молодцы. А теперь за работу.

Приложение 3–5. Раздается всем учащимся класса. (Слайд № 15) Цветовой круг.

3. Этап применения знаний и формирование умений: практическая работа.

Учитель информатики. А сейчас мы с вами попробуем самостоятельно составлять цветовые композиции, используя информационные технологии. Составлять цветовые композиции нам поможет графический редактор.

Вопросы:

– Какие графические редакторы знаете?

– Какая между ними разница?

Значит, мы будем работать в редакторе Paint. Открываем редактор, посмотрим инструменты и палитру цветов.

(Слайд № 16)

Практическая работа №1.

Выполнение 6-секторного круга в программе Paint.

Выполняем работу в следующей последовательности:

1. Нарисовать круг.

2. Разделить круг на 6 равных секторов.

3. Заполнить сектора цветом в соответствии с образцом (цветовым кругом).

Учитель информатики проверяет правильность рисования круга, деление на сектора, правильность заполнения цветом.

Учитель технологии. (Слайд № 17–18). Цвета условно делятся на теплые и холодные. Разделив цветовой круг на две части, получим в одной части круга теплые, а в другой холодные. Теплые цвета связываются с представлением о солнце, огне (назовите эти цвета) – это красный, оранжевый, желтый и все оттенки этих цветов. Теплые цвета зрительно увеличивают объем, как бы выступают к нам, тем самым увеличивают фигуру.

(Слайд № 19–20) А холодные с представлением о воде, холоде (назовите их) – это синий, голубой, сине-зеленый, сине-фиолетовый и т.д. Холодные цвета придают фигуре стройность, зрительно уменьшают фигуру. Хорошо дополняют друг друга цвета, расположенные на противоположных концах цветового круга.

Вопрос учителя: Скажите – какие?

Красный – зеленый, желтый – фиолетовый, синий – оранжевый. Они усиливают друг друга. (Слайд № 21)

Учитель информатики продолжает работу с детьми в графическом редакторе.

(Слайд № 22)

Практическая работа № 2

1. Очистить экран.

2. Нарисовать прямоугольник, разделить на два равных прямоугольника.

3. Скопировать прямоугольник два раза.

4. Левую половину каждого прямоугольника заполнить цветом (красным, оранжевым, желтым).

5. Правую половину прямоугольника заполнить цветом, который гармонично сочетается с левой половиной. Учитель информатики проверяет правильность рисования круга, деление на сектора, правильность заполнения цветом.

Учитель технологии. Очень хорошие сочетания в одежде получаются у основных цветов с ахроматическими. (Слайд № 23) Еще немного о цвете одежды...

Белый цвет – цвет чистоты и ясности. Человек в белом любит находиться в центре внимания и событий. Он предпочитает, когда вокруг него постоянно что-то происходит, а жизнь бурлит и переливается всеми цветами радуги. Этот цвет в сочетании с другими цветами говорит нам о жизнерадостной и деятельной личности.

Черный цвет в одежде часто используют для придания строгости и элегантности, стройности и загадочности. Черный может служить защитой и скрыть затаенные душевные глубины и чувственность. Этот цвет также может быть истолкован и как символ борьбы и стойкости.

Серый цвет самый нейтральный, известный как цвет элегантности, он служит превосходным фоном. Люди в сером много и упорно работают, они часто бывают хорошими бизнесменами.

(Слайд № 24)

Практическая работа № 3

Учитель информатики продолжает работу с детьми в графическом редакторе:

1. Очистить экран.

2. Нарисовать прямоугольник, разделить на два равных прямоугольника.

3. Скопировать прямоугольник два раза.

4. Левую половину каждого прямоугольника заполнить теплым цветом

5. Правую половину прямоугольника заполнить ахромотическими цветами, который гармонично сочетается с левой половиной.

Практическая работа № 4.

Работа текстильным лоскутом.

Предложенные лоскуты тканей нужно распределить на теплые и холодные. Работа осуществляется в группах по 2–3 человека.

Учитель технологии. А сейчас я предлагаю вам небольшую самостоятельную работу. Проверим полученные знания, ответив на вопросы теста. (Приложение 2) (Слайд № 25) Подведение итогов (взаимоконтроль). (Ответы вывести на слайде № 26.) Выставление оценок.

3. Заключительная часть урока. Подведение итогов.

– Как вы считаете – цели урока мы с вами достигли? – Да. (Слайд №27) Объективная оценка результатов индивидуального труда уч-ся на уроке:

– на уроке особенно хорошо справились с заданиями ученицы ...........

– сообщение домашнего задания.

Учитель технологии:

– попробовать подобрать цвет, который больше всего подходит к вашей внешности;

– составить Вашу гармонию цвета для летней одежды. Я прошу вас принять участие в подведении итогов нашего занятия. (Слайд № 28)

На слайде только начало предложения, постарайтесь подумать и закончить предложение. Я благодарю вас за совместную деятельность на этом занятии. Мне очень интересно было общаться с вами.

Чтобы узнать, интересно ли вам было на занятии, я попрошу вас выбрать одну из шляп на вашем столе: красную – очень интересно, синюю – интересно, зеленую – было неинтересно. Поднимите выбранную шляпу. (Слайд № 29)

Ну, вот мы и попрощаемся, как это было принято всегда на Руси. Я прощаюсь красной шляпой, мне с вами сегодня было очень интересно! Спасибо за урок! (Слайд № 30)

УРОК ОКОНЧЕН! До свидания!

Список использованной литературы

1. Нагель И.О. Художественное лоскутное шитье / Учебно-методическое пособие для учителя. М.: Школьная пресса, 2004.

2. Школа и производство // Школа-Пресс. № 4. 2005.

3. Школа и производство // Школа-Пресс. № 7. 2007.