Мастерская творческого письма "Вся уместилась Родина во мне"

Разделы: Литература


Добрый день, уважаемые гости. Добрый день, ребята.

Наша мастерская творческого письма «Вся уместилась Родина во мне» начинает свою работу.

1 файл – название темы урока-мастерской.

2 файл –

Цели урока-мастерской:

  1. познакомиться с произведениями поэтов области; почувствовать их любовь и уважение к людям, её истории и природе;
  2. совершенствовать умения работать с поэтическим материалом и навыки стихосложения, развивать творческие способности учащихся.

Задачи: проследить зарождение и становление области по стихотворениям; создать на основе произведений областных авторов центоны; выразить своё отношение к малой родине.

Обеспечение: мультимедийный проектор, стихотворения поэтов области, выставка книг, рисунки учащихся.

3 файл – эпиграф (Прочитает ученик).

Здесь – милый сердцу край,
Здесь дом родной для нас.
(Арон Кушниров)

Учитель. Под этим эпиграфом и будет идти наша работа.

7 мая 1934 года – точка отсчёта в жизни нашей области. В этот день было принято решение об её образовании.

Много это или мало – 75 лет?

Говорят участники мастерской: для человека – это время подведения итогов, время оглянуться на прожитую жизнь и ответить на вопросы: как ты жил эти годы, что сделал для людей, какой след после себя оставил.

А для области 75 лет – это пора расцвета, устремлённость в будущее.

Учитель.

Наша Еврейская автономия совсем молодая, и вам предстоит внести свой вклад в её развитие. Вам здесь жить, учиться, работать, растить детей, потому что это ваша малая родина.

Среди первых переселенцев области были и литераторы, которые считали почётным долгом работать на новом месте: покорять тайгу, строить города и посёлки, возводить заводы и фабрики.

С большой любовью рисовали поэты образы людей, картины природы, трудности освоения новых земель, энтузиазм строителей. Ярко, сильно и страстно звучат голоса поэтов области. Давайте их назовём.

4 файл. Эммануил Казакевич (1913-1962).

Ученик рассказывает.

Лауреат Государственных премий СССР. В 30-e годы жил в Биробиджане. Участник Великой Отечественной войны. Печататься начал в нашем городе. Писал стихотворения, рассказы, повести, романы.

5 файл. Любовь Вассерман (1907-1975).

Ученик рассказывает.

В 1928 из Палестины переселилась на постоянное место жительства в Биробиджан. Печататься начала в 1928 году, издала книгу «Вечера». В областных газетах печатались её очерки, стихи и рассказы о становлении области, о её людях.

6 файл. Исаак Бронфман(1913-1978).

Ученик рассказывает.

С 1931 постоянно жил и работал в Биробиджане. Участник Великой Отечественной войны. Начал печататься в 1929 году, писал на еврейском и русском языках. Отдельными изданиями вышли поэтические сборники «По светлым дорогам», «Подснежник», « Доброе слово».

7 файл. Виктор Соломатов (1937).

Ученик рассказывает.

Родился в Хабаровске. Журналист. Печатался в краевых (область была в составе Хабаровского края до 1991 года) и областных газетах и журналах «Дальний Восток», «Советский воин», «Литературная Россия». Автор книги стихов «Кочевье». Много работает в жанре перевода. В настоящее время живёт за пределами области, в Израиле.

8 файл.

Учитель.

Свой вклад в литературу области внесли и другие поэты.

Сара Вехтер, написавшая:

Сердце поэта –
Открытая рана,
Оно чужою болью болит…

Хаим Бейдер, который призывает нас:

…их –
Самых надёжных, упорных,
Их – первых,
Ты помни,
Ты верь в них!

Романтичный Самуил Галкин делится с нами своим счастьем:

Но чем я владею…
Землёю в полёте, в кружении дней.
Твоею ладонью, зажатой в моей,
Попробуй, любимая, останови
Вращенье земли и безумье любви.

Тонкий поэт-лирик Арон Кушниров признаётся в любви, его строки посвящены области:

Я этот край, друзья, навеки полюбил.

Это строки из его стихотворения «Лесной дом» мы взяли эпиграфом к нашему уроку:

Здесь – милый сердцу край,
Здесь дом родной для нас.

А интересный поэт Леонид Школьник проникновенно повествует о том, как

…рождается тихое слово во мне
о судьбах друзей, о любимой своей,
о листьях, неслышно летящих с ветвей…

Разные поэты, разные судьбы, разные стихотворения. Но есть то, что объединяет их.

– О чём прочитанные вами и прозвучавшие отрывки из стихотворений? (1 группа)

– Какие чувства сближают поэтов?(2 группа)

– Какие страницы истории родной области открылись для вас? (3 группа)

Сказать лучше о любви к своей родной сторонке, чем это сделали поэты, наши земляки, мы вряд ли сумеем. Среди нас нет профессиональных поэтов, мы делаем только первые робкие шаги в мир поэзии. Но выразить свою признательность областным литераторам, своё восхищение их творчеством, свою любовь к нашей малой родине – это в наших силах.

Есть увлекательный, очень интересный вид словесного творчества – создание ЦЕНТОНА. 9 файл.

Так называлось у древних римлян одеяло из цветных лоскутков. Желая выразить своё уважение к какому-нибудь знаменитому поэту, они составляли из его строк стихотворения, которые называли центонами. Создание таких «произведений» позже стало литературной игрой. Ведь так интересно соединять вместе строчки из разных стихотворений!

Вот сейчас мы и займёмся созданием центонов, посвящённых юбилею области.

О чём, как вы думаете, в нашем «произведении» обязательно нужно сказать?

1 группа –
2 группа –
3 группа –

(Об истории освоения области; о трудностях, которые приходилось преодолевать, о правильности выбора места; о свершениях и победах, о счастье жить на этой земле; о любви к Родине; о празднике, юбилее области)

В работе нашей мастерской принимают участие 3 группы десятиклассников. Так будет легче и интереснее работать. Группа гостей тоже попробует свои силы в составлении центона.

Круг поэтов сузим.

10 файл.

И. Бронфман
Э. Казакевич
В. Соломатов
Л. Вассерман
А. Кушниров
Н. Фридман

1 группа – из стихотворений поэтов области будет выбирать « лоскутки» об истории освоения области, о трудностях, что приходилось преодолевать первопроходцам.

2 группа – будет выбирать «лоскутки» о правильности выбора места для жизни, о свершениях и победах, о людях области.

3 группа – собирает «лоскутки» о счастье жить на этой земле, о любви к Родине, о празднике, юбилее области.

Из одного стихотворения можно брать две, три или четыре строки. Меньше или больше не надо.

«Лоскутки»-кусочки нужно вырезать в 3 экземплярах. Листы со стихотворениями скреплены, их у всех по три экземпляра предложенных авторов. На верхнем листе, когда найдёте то, что вам нужно, обведите строчки ручкой, а потом вырезайте сразу в трёх экземплярах. У вас получится три одинаковых листочка-«лоскутка». Материал разместите по конвертам: 1 группа – «История освоения области» для себя, для 2 и 3 групп. 2 группа – «О людях области» делает для себя и для 1 и 3 групп. 3 группа делает для себя и для 1 и 2 групп – «О любви к Родине, о празднике, юбилее». Позже группы обменяются конвертами и будут иметь весь нужный для работы материал.

Гости для себя всё находят сами.

Идёт работа в группах.

Выяснить, как идёт отбор материала. Пробное чтение «лоскутков» (по одному, чтобы увидеть, как работают группы).

1 группа, прочитайте, пожалуйста, один свой «лоскуток».
2 группа – свой.
3 группа – свой.

Вы на правильном пути, продолжайте сбор материала.

Готовы? Беру конверты с материалом и отдаю в нужные группы.

Теперь у каждой группы есть весь необходимый для дальнейшей работы материал. Проверьте, что вам дали. У каждой группы по три конверта определённого цвета. Правильно?

А теперь попробуем «сшить» из наших «лоскутков» «произведение» по плану.

11 файл.

  1. Где это происходило.
  2. Что здесь было раньше.
  3. Правильность выбора места и времени.
  4. Что сумел сделать человек.
  5. Моя земля сегодня.
  6. Счастье жить здесь.
  7. Праздник рождения. Юбилей области.

У каждой группы есть свой план в двух экземплярах. Положите его перед собой. Из того материала, который вам предоставили группы, возьмите конверт, на котором справа возле темы стоит №1. Достаньте из конверта кусочки-«лоскутки» и выберите то, что подходит по плану и нравится вам. Потом возьмите конверт с №2 , потом с номером №3. Понятно, как работать?

На каждый пункт плана возьмите только один «лоскуток», который вам больше других нравится. На лист с надписью «1 (2, 3) группа. Центон» наклеивайте свои кусочки.

Работают 3 группы учащихся, в каждой из которых есть 1-2 ученика с творческими способностями.

Участники готовы?

Чтение центонов.

1 группа. 12 файл.
2 группа. 13 файл.
3 группа. 14 файл.

Гости могут прочитать свой центон.

Учитель. Чьё «произведение», на ваш взгляд, оказалось ближе к плану, ярче, интереснее?

Участники мастерской говорят.

Учитель.

За столом 3 группы останутся 2 человека. К ним пересядут ещё по 2 человека из 1 и 2 групп. Сейчас в третьей группе будет происходить доработка материала. Вы можете сделать более совершенным один из центонов.

Учащиеся с творческими способностями работают с 3 центонами: составляют один общий или дорабатывают тот, который, на их взгляд, удачнее.

Остальные ученики получают задание.

1 группа (Вслух не говорю).

Вы корреспонденты областного ТВ. Подготовьте репортаж с места событий. Сформулируйте вопросы, которые вы зададите одноклассникам и гостям по теме мастерской, по их работе над центоном.

2 группа. (Вслух не говорю). Подготовьте «Прогноз погоды» (Настроение во время работы в мастерской над центоном )..

Когда центон будет готов. 15 файл. Музыка «Вальс станции «Тихонькая».

Учитель. Слово участникам 1 группы.

1 группа.

Добрый день! В прямом эфире ГТРК «Бира». С Вами я (ф.и.). Мы ведём свой репортаж из школы №3 г. Биробиджана. К юбилею области учащиеся 10 класса составили центон из строк стихотворений областных поэтов. Предлагаем это произведение Вашему вниманию.

Чтение центона, над которым совместно работали представители разных групп.

Участник группы читает под музыку. 16 файл. «Песня о Биробиджане» (Вырос на дальней на станции…)

После чтения центона – 1 группа.

Продолжаем выпуск. Наши журналисты взяли интервью у учащихся 10 класса и их гостей. Вот что рассказали участники творческой мастерской. (Подходят к гостям, учащимся и задают вопросы).

Вопросы и ответы.

После интервью.

2 группа.

И в конце нашего выпуска «Прогноз погоды». Слово нашим «синоптикам». Они расскажут о настроении участников во время работы мастерской, возьмут интервью у гостей. ( Могут на интерактивной доске «нарисовать» «погоду»-настроение).

17 файл. Звучит куплет песни со слов «Будьте же счастливы, жители города, …»

Учитель. Спасибо за творческую работу, успехов всем, здоровья и счастья.

Презентация (оригинал у автора), Приложения.