Изготовление поздравительной объемной открытки к Новому году

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Закрепление умений работать по чертежу, резания бумаги, проведение самоконтроля;
  • развитие координаций движений рук при размётке, резании, развитие мышления;
  • способствовать воспитанию ответственного отношения к порученному делу, аккуратности, бережливости, культуре труда, усидчивости, коллективизма и взаимопомощи.

Вид учебного труда: работа с разными материалами.

Объект труда: новогодняя поздравительная объёмная открытка

Оборудование:

  • для учителя: образец изделия в сборке, комплект шаблонов половины ёлочки, мишура.
  • для учащихся: заготовка из цветного картона Дед Мороза, бумага чертёжная, цветная, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, тряпочка, простой карандаш, фломастеры, клеёнка.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

– Ребята, к нам сегодня пришли гости, повернитесь, улыбнитесь, улыбнитесь мне, друг другу.

Выдохните неудачу.

Вдохните свежесть зимнего утра. Пожелаем хорошего настроения и успеха в работе.

Теперь можете сесть поудобнее.

(Проверьте свою посадку и готовность к уроку.)

У. Руки?

Д. На месте!

У. Ноги?

Д. На месте!

У. Спина?

Д. Прямая!

II. Постановка темы и цели урока.

– Урок труда у нас сегодня необычный. И в этом вы сами убедитесь. Сегодня мы с вами изготовим поздравительную объёмную открытку.

III. Вступительная беседа.

– Как вы думаете, для кого мы её будем делать? (Для друзей и для своих родных)

– Скоро наступит праздник - Новый год.

– Вы, наверное, волнуетесь перед этим праздником. Каждому из вас хочется сделать приятный сюрприз своим близким и родным: папе, маме, бабушкам, дедушкам, сестрёнкам и братишкам, своим друзьям (подругам).

– Обычай дарить подарки принят у всех народов и уходит в далёкое прошлое. Главное для любого подарка доставить радость тому, кто его получает. Конечно, можно купить подарок в магазине, но гораздо больше радости доставит вашим близким подарок, сделанный вашими руками.

– Почему, как вы думаете? (т. к. вкладываешь свой труд, фантазию, а главное – желание доставить радость другому).

Встреча Нового года – один из самых старинных на свете обычаев. Когда это началось? Некоторые считают, что первыми отмечать этот праздник начали китайцы (Новый год наступает несколько позже), другие приписывают это древним германцам (по причине смены времени года (середина ноября)), а третьи полагают, что это были россияне. Когда римляне завоевали Европу, они перенесли время праздника на 1 января. Для них наступление Нового года было символом начала новой жизни и надежды на будущее. Обычай праздновать Новый год и значение этого праздника остались неизменными до наших дней. Мы радостно встречаем Новый год и надеемся на то, что он принесёт с собой хорошую новую жизнь!

IV. Подготовка рабочего места.

– Ребята, проверьте, как вы подготовились сегодня к уроку?

– Всё ли у вас имеется на парте для изготовления открытки?

– Молодцы, вы сегодня все подготовились к уроку.

V. Правила рабочего человека.

– Ребята, прочтите правила рабочего человека.

  1. Каждый работает за своим рабочим местом.
  2. Правильно приготовь рабочее место.
  3. Экономно расходуй материал.
  4. Кончая работу – убери своё рабочее место.

– Не забудьте использовать эти правила во время работы.

VI. Планировка предстоящей работы.

а) Анализ:

– Cкажите, какую бумагу будем использовать при изготовлении открытки?

  1. Какими инструментами будем пользоваться?
  2. Итак, посмотрим на открытку.
  3. Какая геометрическая фигура лежит в основании открытки?
  4. Обратите внимание на оформление слов (С Новым годом!).

Вырезаем из открытки и наклеиваем или пишем фломастерами. Елочка делается объёмная. Дед Мороз вырезан из картона и украшен толченым стеклом.

б) Работа с чертежом:

– Теперь посмотрите все на доску. Давайте рассмотрим чертёж. (Рисунок1)

Вы сказали уже, что в основании открытки лежит прямоугольник

– Какова его длина? (300 мм)

– Сколько это сантиметров? (30 см)

– Какова ширина прямоугольника? (200 мм = 20 см)

– Что показывает контурная линия? (Показывает края детали, по ней вырезаем.)

– Что обозначает штрихпунктирная линия с двумя точками? (Линия сгиба, по ней деталь складываем)

– Прежде чем приступить к работе, нам нужно составить план.

– Итак, с чего начнём работу?

  1. Разметим основу открытки по чертежу и вырежем.
  2. Сложим лист пополам.
  3. Разметим по шаблону ёлочку и вырежем.
  4. Приклеим веточки ёлки друг к другу, а затем к линии сгиба открытки.
  5. Приклеим Деда Мороза и украсим его бороду, усы, шубку и шапку «снежком»
  6. Напишем слова « С Новым годом!»

Физкультминутка

Сколько елочек зеленых? (5 ёлочек)
Столько выполним наклонов
Сколько здесь у нас шаров? (7 шаров)
Столько сделаем прыжков. 

Давайте представим, что наш класс это цех по изготовлению открыток к Новому году. В нем 3 бригады. Посмотрим, какая бригада работает быстрее и качественнее. Елочки будут мне сигнализировать блеском своих шаров, которые будут зарабатывать I, II, III бригады. (Рисунок 2)

Итак, приступим к работе.

– С чего начнем?

– Какой нужен лист?

– Какое правило мы должны помнить?

– Правильно, приступайте к работе.

– Делайте все быстро и аккуратно.

– Кто сделает, сядет правильно.

– Разметили, что нужно сделать теперь?

– Но прежде давайте повторим правила обращения с ножницами.

Правила работы с ножницами.

  1. Пользуйся ножницами с закруглёнными концами.
  2. При работе следи за направлением реза.
  3. Не работай тупыми ножницами.
  4. Не держи ножницы лезвиями вверх.
  5. Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
  6. Не режь на ходу.
  7. Передавай ножницы вперёд кольцами.

Кто вырежет, сядет правильно.

– Теперь сложим лист пополам.

– Следующий пункт плана какой?

– Правильно.

– Скажите правила работы с шаблоном?

Правила работы с шаблоном.

  1. При работе с шаблоном левой рукой плотно придерживайте шаблон, правой рукой обводите точно по контору.
  2. Уберите шаблон, посмотрите, точно ли у вас проведены линии.
  3. Самоконтроль.

Вновь прикладывайте и проверяйте, правильно ли вы обвели.

– На какой бумаге будем размечать?

– Приступайте к работе.

– Прежде чем начнем сборку елочки, давайте вспомним правила работы с клеем.

Правила работы с клеем

  1. Перед работой с клеем нужно застелить стол или парту клеенкой или газетой.
  2. Постарайтесь, чтобы клей не попадал на одежду, лицо и особенно в глаза.
  3. Если вдруг клей все же попадет в глаза, срочно вымойте руки и промойте глаза теплой водой.
  4. После работы клей плотно закройте, уберите.
  5. Обязательно вымойте руки и кисточку.

– Приступайте к работе. Кто все сделает, сядет правильно.

– Все вы приготовили Деда Мороза дома. (Рисунок 3)

– Приклеим его и украсим.

– Теперь сделаем последний штрих фломастерами. (С Новым Годом!)

VII. Анализ и оценка работы:

– Все доделываем и сядем правильно.

Подвести итог работы по бригадам.

Выставка работ.

– Молодцы, у всех получились красивые и аккуратные открытки. (Рисунок 4)

VIII. Итог:

– Что мы делали сегодня на уроке?

– Какие правила мы повторили?

– Урок окончен.

– Уберите своё рабочее место.

Справка: В 1848 г. Генри Коль, директор музея Виктории и Альберта в Лондоне придумал поздравительную открытку.