Формирование гражданской компетентности в учреждении дополнительного образования детей технической направленности

Разделы: Внеклассная работа


В постоянно меняющихся рыночных, политических, социальных условиях заказ государства ориентирован на воспитание мобильной, коммуникабельной личности, обладающей активной гражданской позицией. В материалах модернизации российского образования до 2012 г., ведущий приоритет отводится в направлении гражданского образования.

Станция юных техников- единственное в городе учреждение дополнительного образования детей научно-технической направленности. В учреждении дополнительного образования детей, гражданские ценности формируются через:

  • образовательные программы дополнительного образования детей,
  • элективные курсы,
  • модули краевой круглогодичной школы технической и технологической культуры,
  • воспитательные мероприятия,
  • программу "Растим патриотов России",
  • применение единого методического приёма-проектирование,
  • организацию работы творческой группы педагогов.

На сегодняшний день, одна из главных задач педколлектива - познакомить обучающихся с миром профессий технического профиля. В образовательных программах научно-технической направленности, главной целью образовательной деятельности при реализации содержательного блока является: формирование инженерно-конструкторских навыков у обучающихся через конструирование и макетирование технических объектов.

В условиях СЮТ, обучающиеся получают первое представление о профессиях: токарь-станочник, механик-автоконструктор, дизайнер, овладевает основами радиотехнического монтажа, инженерной и компьютерной графики. Таким образом, у обучающихся формируются компетентности в сфере трудовой деятельности:

  • умение анализировать ситуацию на рынке труда,
  • оценивать собственные профессиональные возможности,
  • ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений,
  • навыки самоорганизации.

Организуя массовые мероприятия, (входящие в культурно-массовый блок программы "Растим патриотов России"): показательные заезды картингистов, показательные соревнования по свободнолетающим моделям самолетов, радиоуправляемым моделям автомобилей, выставки интерьерных макетов, соревнования по радиотехническому монтажу и международные соревнования по радиосвязям, мы даем возможность обучающимся представить результаты обучения по программе, а также отследить уровень сформированности гражданственности. Для этого мы используем диагностическую карту. (см.Приложение №1)

Формировать гражданскую компетентность можно только в специально созданной среде: исследование, проектирование, интерактивные формы и методы. Содержание гражданского образования определяют не только знания, но и умение отвечать на проблемные вопросы, умение видеть и решать проблемы, умение обсуждать проблемные ситуации. Занятия, в основу которых заложена данная идея, носят четко выраженный воспитательный характер.

С 2007г. в нашем учреждении происходит организация предпрофильного пространства через реализацию элективных курсов, вошедших в городскую образовательную сеть. Элективные курсы позволяют создать условия для профессиональной ориентации обучающихся 9-х классов.

№ п/п Название элективного курса Результаты
2006-07 2007-08 2008-09
1 "Химия автомобиля" 1-е место (конференция "Мои достижения") 1-е место (конференция "Мои достижения") 5-е место (конференция "Мои достижения"),

Участник конференции "Наука. Человечество. Прогресс" (ВДЦ "Океан").

2 "Основы радиотехники и радиосвязи" 3-е место (региональная выставка "Сибирский Техносалон" 3-е место (региональная выставка "Сибирский Техносалон" 1-е место (конференция "Мои достижения")
3 "Интерьерный дизайн" 2-е место (региональная выставка "Сибирский Техносалон" 2е место (региональная выставка "Сибирский Техносалон" 2, 3-е место (выставка "Интерьерных макетов")

Педагоги СЮТ были ознакомлены с экспертной картой, разработанной ГМЦ для конференции "Мои достижения". (представлен фрагмент карты).

КРИТЕРИИ БАЛЛЫ
1.теоретическая подготовка

1.1.Теоретические знания

Соответствие теоретических знаний учащихся программным требованиям.  
1.2. владение специальной терминологией Осмысленность и правильность использования специальной терминологии  
3.3.разрешение проблем 1. умение формулировать и анализировать проблему  
2.умение ставить измеримые и достижимые цели  
3.умение анализировать потребность в использовании продукта.  
4.умение проводить объективный анализ и указывать субъективные значения результатов деятельности.  

Поэтому при подготовке итоговой работы, обучающиеся были погружены в исследовательскую и интерактивную среду, где помимо общеучебных умений, происходило формирование умений: поисковых (исследовательских), разрешения проблем, работы с информацией, что несомненно являются базовыми составляющими при формировании гражданской компетентности.

С 2007г., работая в составе Городского методического совета по теме: "Формирование гражданско-правового образования. Формирование гражданской компетентности", нами были изучены нормативные документы:

1. Письмо МО РФ от 19.03.96 № 391/11 "О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации".

2. Проект государственной программы "Гражданское образование населения Российской Федерации на 2005-2008 годы".

3. Концепция гражданского образования.

4. Методические рекомендации по формированию гражданской компетентности ИПКИППРО г.Красноярска.

Данная работа позволила нам сформировать новое представление о формировании гражданской компетентности. Важнейшим условием гражданского образования в направлении повышения его качества, является складывание или перестройка уклада жизни образовательного учреждения как действующей модели гражданского общества.(из материалов концепции гражданского образования). Образовательное учреждение вправе выбирать форму реализации гражданского образования, вносящее существенные изменения в практику по изменению уклада жизни учреждения. И с этого момента, в практике стали появляться изменения по способам деятельности. В нашем учреждении проявилась проектная модель реализации. В связи с этим, в учреждении было создано детско-взрослое конструкторское бюро, которое занималось разработкой технических проектов. Проекты победители: "Сохранение энергии ЖКХ", "Реанимация парка "Березовая роща", "Определение температуры воды в нижнем бъефе сибирских рек", "Лазерная охранная установка", "Электронный сторож" были представлены не только на муниципальном, зональном, но и региональном уровне в рамках модулей краевой круглогодичной школы технической и технологической культуры. Важная ценность техношколы заключается в создании условий для приобретения компетентностей и положительного личного опыта, что в конечном итоге, способствует профессиональному образованию и самоопределению. Отличительной чертой школы является выбор. Каждый сам выбирает, что и как познавать, чему и как учиться. Школа не дает готовых знаний, не выстраивает алгоритма ответов, не является инструкцией и руководством к действию.Но самый главный результат техношколы можно выразить словами Г.Я. Шайдурова (научного руководителя школы, доктора технических наук, профессора, действующего члена РАН, заслуженного деятеля науки и техники РФ):

"Это воспитание в личности качеств инициатора, человека, способного подняться над серостью жизни, над консерватизмом, найти в себе силы поднять новое: идеи, новые технологии для решения сложных региональных задач. Для школьников-это важный процесс воспитания личности, бойца за новое".

В сентябре 2008г. была создана творческая группа педагогов СЮТ, в состав которой вошли 4 чел. Творческая группа работала по методической теме: "Интерактивные формы и методы работы в предпрофильной подготовке". Цель, которую поставили перед собой участники группы: применение деловой игры - интерактивного метода в предпрофильной подготовке.

Для достижения поставленной цели, командой были обозначены следующие задачи:

  • познакомить педагогов СЮТ с интерактивными методами, которые возможно использовать на элективных курсах
  • изучить нормативные документы по гражданскому образованию и обсудить условия формирования гражданской компетентности в поле ППП,
  • представить деловую игру как интерактивный метод формирования гражданской компетентности на методическом дне.

В мае, педагоги города были приглашены на методический день "Формирование гражданской компетентности через предпрофильную подготовку".В рамках методического дня, помимо установочного доклада, была представлена самим обучающимся (Пановым Вадимом) мультимедийная презентация "Особенности работы в радиоэфире" в рамках элективного курса "Основы радиотехники и радиосвязи", а также деловая игра "Студия интерьерного дизайна" в рамках элективного курса "Интерьерный дизайн". Цели и задачи, которые были обозначены при проведении деловой игры:

  • совершенствовать умения сотрудничать в команде, устанавливать конструктивные отношения;
  • развивать навыки работы с различными источниками информации;
  • воспитывать эстетический вкус.

На организационном этапе, участники были разделены на две команды: мастера и эксперты. У мастеров были жетоны желтого и красного цветов, таким образом, среди мастеров были образованы две команды: мастерская "Стиль" и мастерская "Комфорт".В каждой команде мастеров, случайным образом были распределены роли: экономист, дизайнер, специалист по связям с общественностью, колорист и заведующий. По ходу игры, обучающимся было представлено видео-письмо, в котором содержалось техническое задание: разработать вариант оформления окна в соответствии с дизайном кабинета, представить его макет и рассчитать его себестоимость. Все обозначенные требования, содержались в договоре, который был подписан заведующим каждой мастерской. По истечении отведенного времени, заведующими мастерских были презентованы полученные продукты, а каждому мастеру необходимо было оценить работу соседней мастерской с учетом оговоренных критериев. С этими же критериями работали заказчик (директор СЮТ) и эксперты:

1) макет:

  • соответствие изготовленного образца выбранному стилю,
  • цветовое решение,
  • выбор фактуры,
  • оправданность использования бюджета,
  • аккуратность в изготовлении.
  • презентация:
  • соответствие формату ответа,
  • аргументированные ответы на вопросы,
  • использование техник привлечения внимания аудитории,
  • в ответе использованы коммуникативные техники.

Суммарное количество баллов, позволило определить победителя. Далее, экспертам предстояло оценить деловую игру, используя экспертную карту (см. Приложение №2).

На наш взгляд, по ходу погружения в игровую оболочку, у обучающихся формировался ряд компетентностей: учебно-познавательной, коммуникативной и социально-трудовой.

Способы работы Гражданские компетентности
1.Деловая игра -умение договариваться и придерживаться принятых договоренностей

-брать ответственность на себя, делать осознанный выбор, принимать решения

-бережно расходовать средства и понимать важность экономного ведения хозяйства.

2. Представление продукта -умение в письменной и устной форме излагать своё мнение, обосновывать свою позицию

Через погружение обучающихся в предпрофильное пространство СЮТ, происходит формирование важнейшей ценности - самоопределение. Педагогический коллектив СЮТ, хорошо понимает, как важно создать условия для профессионального выбора, чтобы избежать обучающимся ошибок с выбором профиля обучения и профессии в дальнейшем. За последние три года, шестеро выпускников СЮТ связали свое дальнейшее обучение с профессиями, с выбором которых они определились при обучении в объединениях: "Автоконструирование", "Авиамоделирование", "Юный радиолюбитель" а один выпускник уже является владельцем шиномонтажной мастерской. Эти факты говорят о том, что в рамках СЮТ созданы условия для осознанного самоопределения обучающихся.

Приложения.