Тематическое планирование географического кружка "Краеведение"

Разделы: География


Тематика данного кружка возникла не случайно. Школа № 11 находится в Микрорайоне "Красная горка" г. Подольска, расположенном на левом берегу реки Пахры.

На протяжении нескольких столетий жители города занимались промыслом "белого камня"- известняка. В пойме реки Пахры располагается несколько заброшенных карьеров, а в двух километрах от школы находится огромный карьер, из которого долгое время добывали известняк для цементного завода.

Учебные экскурсии в эти места послужили началом сбора школьной палеонтологической коллекции. Школьниками было написано несколько научных работ. Занятия в краеведческом кружке помогают развивать интерес к предмету и выполняют большую роль в формировании любви к своей Родине.

  1. Организационное занятие.
    Выбор актива.
    Круглый стол. Составление плана работы на 1 полугодие.
  2. Место г. Подольска и Подольского района на карте России.
    Работа с атласом, контурными картами.
  3. Географическое положение Подольского района.
    Подготовка к школьной «Недели географии»
  4. Геологическое строение и рельеф Московской области.
    Викторина «Знаешь ли ты свой край»
  5. Геологическое строение Подольского района.
    Подготовка к школьной экскурсии.
  6. Путешествие вглубь веков. Палеонтологические находки на территории Подольского района. <Рисунок 1>
    Краткая характеристика и особенности строения ископаемых осадков.
    Подготовка к школьной экскурсии.
  7. Экскурсия в пойму реки Пахры, Подольский карьер.
    Сбор минералогической коллекции. <Рисунок 2>
  8. Тектоника Московской области.
    Разломы и трещины земной коры.
    Что такое минералы.
  9. Посещение музея "Подолье". <Рисунок 3>
  10. Тектоника Московской области.
    Подольский район.
    Обработка собранных минералов горных пород. <Рисунок 4><Рисунок 5>
  11. Что такое минералогия. Задачи науки.
    Практическая часть. Состав и примеси минералов.
  12. Флора и фауна каменноугольного периода.
    Практическая работа с геологической коллекцией.
    Хрупкость и упругость минералов.
    Начальные сведения по палеонтологии беспозвоночных.
  13. Геологические памятники московской области, Подольского района.
    Практическая часть. Работа с геологической коллекцией.
    Магнитность минералов.
    Формы сохранности ископаемых организмов.
  14. Как выглядело окаменевшее дно среднекарбонового моря в Подмосковье.
    Практическая работа. Определение свойств минералов.
    Вкус, шероховатость.
  15. Стратеграфические. Палеонтологические памятники Подмосковья.
    Практическая часть. Самородные элементы.
  16. Связь геологического строения и рельефа Московской области.
    Практическая часть. Определение минералов по внешним признакам.
  17. Экскурсия в Подольский краеведческий музей. <Рисунок 6>
    Палеонтологические находки на Подольской земле.
    Растительный и животный мир родного края.
  18. Рельеф Московской области.
    Связь человек – природа.
    Влияние на природу хозяйственной деятельности человека. Рукотворные формы рельефа. Работа с картографическим материалом.
  19. Овраги. Геоморфологическая характеристика.
    Строение, жизнь оврага.
    Практическая часть. Работа со статистическими материалами.
  20. Почвоведение как наука.
    В.В.Докучаев – основатель почвоведения.
    Работа со статистическими и картографическими материалами.
  21. Как и из чего рождается почва.
    Взаимосвязь почвы, растительного и животного мира. Виды почв, характеристика почв по картам.
  22. История возникновения почвенного покрова.
    Разноцветные пояса планеты.
    Характеристика почв Подмосковья и Подольского района.
  23. Экологический фактор почвообразования.
    Почва – возобновляемый природный ресурс.
    Практическая часть. Как правильно выполнить почвенный разрез.
  24. Теоретическое изучение почвенного разреза.
    Практическая часть. Подготовка к весенней полевой практике. Как зафиксировать ее результаты и сохранить образцы почв.
  25. Растительный мир Московской области. Организация фенологических наблюдений за природой.
  26. Почвы, растительный и животный мир – важные составляющие географической оболочки.
    Народные приметы предсказания погоды.
  27. Флора и фауна Подольского района.
    Работы с определителем растений и справочником следопыта.
  28. Экскурсия в Геологический музей им. Вернадского (г.Москва). <Рисунок 7>
  29. Растения и животные, занесенные в красную книгу.
    Приокско-Террасный заповедник. Экскурсия. <Рисунок 8>
    Как правильно составить гербарий.
  30. Экскурсия по окрестностям г. Подольска.
    Практическая часть. Сбор горных пород для школьного краеведческого музея.
  31. Школьная экологическая конференция. <Рисунок 9>
  32. Практическая работа по систематизации собранных образцов.
  33. Как сохранить результаты изучения почвы.
  34. Экскурсия в окрестности своей школы.
    Изучение местных природных комплексов.
    Как правильно комплектовать гербарий.
  35. Заключительное занятие.
    Подведение итогов работы кружка.
    Награждение лучших участников.
    Летнее задание.