Открытый урок по окружающему миру "В царстве грибов"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Ознакомить с грибом как с особым организмом; со способом питания шляпочных грибов; с особенностями строения плодовых тел; с разнообразием внешнего вида, размеров и расцветок грибов. Формировать представление о роли грибов в жизни растений и животных леса.
  2. Обогащать знания и словарный запас учащихся.
  3. Воспитывать любовь к природе, желание читать книги о природе.

Наглядность:

Книги:

  1. Большой атлас природы России. Эгмонт Россия ЛТД. Научные редакторы М.Сергеева. Е.Бровкина.
  2. Энциклопедия знаний животных. Москва Астрель АС Г 2001. Авторы: Бройнинг Сюзанна, Драйер Ева - Мария.
  3. Грибы и ягоды Европы и России. Составитель и научный редактор Л.В.Маталип.

1. Введение в тему.

Слайд № 1 (летний лес)

1) - Все мы очень любим и ждём лето. Вот и сегодня мы представим себя в летнем лесу.
А лес этот перед нами.

Слайд № 2. (загадка)

- Ой, а что это мы видим?!
Шапка набекрень,
Спрятался за пень.

Кто проходит близко,

Кланяется низко. (Гриб)

Слайд № 3.

  • Что такое гриб? (Ответы)
  • Гриб - особый организм не образующий цветов, семян и размножающийся спорами.
  • Можно ли гриб отнести к растению? (Ответы)
  • А что такое растение? (Ответы)
  • Растение - организм, развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание из почвы и воздуха, имеющий ствол, корни, листья, цветы, плоды с семенами.
  • Что относится к растениям? (Деревья, кусты, травы)

2) - Сейчас поиграем в игру «Отгадай». У нас есть царство растений и царство грибов.
Внимательно слушайте названия данных представителей и определите, куда они относятся,
Слайд № 4

Медуница, груздь, маслёнок, рябина, хохлатка, опёнок, черника, сыроежка.

Слайд № 5

Царство растений    

Царство грибов

медуница

груздь

рябина

маслёнок .

хохлатка

опёнок

черника

сыроежка

2. Новая тема.

  • Кто назовёт тему нашего урока? (ответы)
  • Сегодня мы побываем в царстве грибов. Слайд № 6

1) Строение гриба

- Как вы определили, что это грибы?
( У грибов есть шляпка и ножка.)

-А теперь послушайте, как правильно в науке говорят про гриб. Слайд № 7 (строение гриба)

Та часть гриба, которая находится на поверхности почвы, называется плодовое тело. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из белых тонких ветвящихся нитей - грибницы, или мицелия.

Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела, а мы их привыкли называть грибами.

2) Разнообразие грибов Слайды № 8, 9,10,11,12

- Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, на камнях, на растениях, в домах, на старых кострищах в лесу. Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разнообразный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют шляпочные грибы (белый гриб).

Есть грибы похожие на бокальчики - грибы - чаши (алеврия).

Среди грибов необычной формы попадаются рогатики.

Грибы, похожие на вязаные шапочки (сморчок).

На деревьях в лесу мы часто видим трутовики, напоминающие копытца, раковины, маленькие полочки, подвешенные друг над другом.

Слайды № 13,14

- Размеры грибов тоже самые различные. Есть грибы - великаны. Диаметр их 1,5 метра. А у грибов - малюток всего 1 миллиметр.

3) Выступления детей о грибах (Приложение № 1)

- Думаю, что вам будет интересно узнать о некоторых шляпочных грибах.
Слайды № 15,16,17,18,19, 20, 21, 22, 23, 24, 25

(белый гриб, подосиновик, подберёзовик, рыжик, маслёнок, груздь)

4) Грибы Республики Татарстан

В лесах нашей республики растут грибы? (Да)

А вы знаете, какие грибы? (Ответы)

Наверно, лучше о них расскажут люди, которые любят и умеют собирать грибы. Как называют таких людей? (Грибник, грибница) Слайд № 26

Кроме того, что грибница- это белые тонкие ветвящиеся нити (гриб), это ещё любительница собирать грибы, ещё это - теплица для выращивания грибов и грибная похлёбка.

Прежде, чем идти в лес, сначала нужно узнать правила грибника.

Какие правила сбора грибов вы знаете? (Ответы)

А теперь послушайте меня, какие правила надо соблюдать при сборе грибов. (Правила в приложении № 2)

Физминутка «Белый гриб». Музыкальное сопровождение. Слайд № 27

- Пора идти за грибами. Проведём физминутку.

Гриша шёл, шёл -
белый гриб нашёл.
Раз грибок, два грибок
Положил он в кузовок.

5.) Инсценировка (Входит девочка с корзинкой.)

Учительница: - Здравствуй, девочка! Ты откуда идёшь?

Девочка: - Я из леса иду. Грибов собрала, видимо - невидимо. Полна корзинка, хороши мои грибочки!

Учительница: - Так ты грибница?! Какие же грибы ты собрала?

Девочка: - А вот отгадайте!

Слайд № 28, 29, 30 (Загадки, после отгадывания открываются грибы - отгадки)

Лета первая примета -
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
на пятнистом корешке.
(подберёзовик)

Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка.
(подосиновик)

Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (лисичка)

Слайд № 31 (грибы)

Действительно хороши грибочки. В наших лесах растут грузди, белые грибы, рыжики, свинушки, сыроежки, сморчки, подберёзовики, лисички, подосиновики, шампиньоны.

А про этот гриб забыли!

Слайд № 32 (загадка, открывается отгадка - мухомор)

Под зелёной ёлкой
Спрятался Ермолка.
На красной одёжке.
Белые горошки.

- Что же ты его не сорвала? Посмотри, какой он красивый и нарядный! (Он несъедобный, его нельзя есть. Мухомор - ядовитый гриб.) Слайд № 33

- Какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Ответы детей) Слайд № 34

К несъедобным грибам относятся: мухомор, говорушка белая, бледная поганка.

На следующем уроке мы более подробно остановимся на съедобных и несъедобных грибах.

3. Связь дерева и гриба.

Почему грибы называют подосиновик, подберёзовик? (Потому что они растут под осиной, под берёзой.)

Многие грибы «дружат» с определёнными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Если вы внимательно слушали своих товарищей, то сейчас должны сказать, какие грибы и деревья «дружат» между собой.

Подберите к каждому дереву грибы

Слайды № 35, 36, 37, 38, 39 (грибы и деревья)

Груздь, белый гриб, рыжик, подберёзовик, рыжик, маслёнок, подосиновик, белый гриб, рыжик, белый гриб.

Берёза, осина, ель, сосна, дуб.

4. Питание грибов. Слайд № 40

Такая «дружба» выгодна и грибу, и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы. Часто гриб не может существовать без дерева. Например, если грибницу белого гриба пересадить от дерева, то белый гриб погибнет.

В какие цвета окрашены плодовые тела? (Ответы детей)

Плодовые тела окрашены в самые разные цвета. Но у них практически отсутствует зелёный цвет. Значит, грибы не могут, подобно растениям, перерабатывать солнечную энергию и углекислый газ в питательные вещества. Грибы не обеспечивают себя продуктом питания. Грибы питаются готовыми органическими веществами из почвы.

- Представьте, что все растения и грибы зелёного цвета. Скучно как-то! То ли дело разнообразие цветов, яркие краски - жёлтые, красные, фиолетовые, оранжевые, синие, розовые, голубые. Красота! Слайд № 41 (разноцветные грибы)

5. Итог урока

Пора выбираться из леса. Хорошо было в лесу?

О чём мы говорили на уроке?

Что такое гриб?

Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

Ответьте на вопросы теста и я узнаю, как вы поняли материал. Слайд № 42 (Тест)

Детям раздаются тесты.

  1. Как называется часть гриба, которая находится на поверхности почвы?
  2. Напиши 3 съедобных гриба.
  3. Питаются ли люди сморчками?
  4. Какой гриб можно есть сырым?
  5. Под какими деревьями растёт белый гриб?
  6. Из чего состоит сам гриб? Слайд № 43 (ответы к тесту)

6. Домашнее задание.

Рассказ о грибах.

Нарисовать дерево и гриб, которые «дружат» между собой.

- Читайте книги, вы узнаете много полезного и интересного, в том числе и о грибах.
(Демонстрация книг)