Практика работы по патриотическому воспитанию. Проектная методика внедрения

Разделы: Работа с дошкольниками


Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в данной направлении , можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача педагогов и родителей- как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера. Которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, экологическим, трудовым, эстетическим воспитанием.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает решение определенных задач в этом направлении. Система образования призвана обеспечить ( извлечение)

  • Историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
  • Воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности. Обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;
  • Формирование культуры мира и межличностных отношений;
  • Разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности и т.д.

Современная ситуация в сфере дошкольного образования характеризуется, с одной стороны, наличием значительного числа вариативных программ, разработанных научно-исследовательскими коллективами; с другой – инициативами педагогов-практиков, педагогов-новаторов, их растущим профессиональным мастерством. Эти тенденции порождают комбинированные образовательные проекты, которые «увязывают» инициативы «извне» и «изнутри».

Наш детский сад работает по патриотическому воспитанию второй год. В свой работе педагоги ДОУ используют инновационные технологии, проектный метод. Что же явилось предпосылками использования проектного метода в ДОУ?

Предпосылками использования проекционного метода в ДОУ явились:

  • видоизменение и совершенствование окружающей среды;
  • потребность педагогов в инновационной деятельности;
  • вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;
  • многофункциональное взаимодействие с социумом.

Детский сад, куда приходит ребёнок дошкольного возраста, мы считаем должен вызывать интерес, восторг и удивление в его глазах. Если каждый уголок детского сада позволяет малышу узнать что-то новое, вызывает вопросы и помогает находить на них ответы – значит, развивающая среда организована на высоком уровне. Мы поставили перед собой цель: детям должно быть у нас комфортно и интересно. Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Вся окружающая ребенка среда в Учреждении содержательно-информативна, привлекательна и доступна. В каждой группе оборудованы и эстетически оформлены развивающие центры по всем видам деятельности, а также центры уединения.

В ДОУ функционируют следующие дополнительные помещения: Горница, Библиотека, Музей Севера, Зеленая Гостиная, мини лаборатория «Капелька», Бассейн , Фитобар, мини спортивный зал, музыкальный зал, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда.

Огромное значение в формировании патриотических чувств дошкольников является музей Севера, где собран материал о родном крае: области, городе. Педагоги организуют экскурсии с детьми и родителями, используют собранный материал на занятиях и беседах.

Патриотическое воспитание в детском саду – это процесс освоения, наследования традиционной отечественной культуры. Сохранение Российской культуры во всем многообразии ее проявлений, национального колорита оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребенка. В этом педагогам нашего ДОУ помогает специальное помещение «Горница».Основной задачей её оборудования является не создание музейной атмосферы. А возможность введения детей в особый самобытный мир путем действенного сознания. Одним из отступлений от традиционного убранства русской избы было размещение на полках разнообразных произведений-предметов прикладного искусства (городец, хохлома, гжель). В «Горнице» проводятся занятия по ознакомлению с предметами русского быта, чтение русских народных сказок, оформление русских костюмов.

Задача воспитания гражданина и патриота требует работы в тесном сотрудничестве с другими организациями. За годы работы в данном направлении мы заключили договора сотрудничества не только со школой, но и с библиотекой-филиалом №4, а также со «Школой Искусств». Организация совместной работы с совхозом «Индустрия» и Пожарной частью позволила обеспечить планомерную работу по ознакомлению детей с трудом взрослых нашего города. Сотрудничество с музеями и ботаническим садом расширило знания детей и взрослых о родном крае, его природе и минералах.

Планирование работы в данном направлении проводится по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад", «Мой город», «Моя Россия». Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. В ДОУ педагогами разработан цикл занятий (в каждой возрастной группе) по ознакомлению детей с родным краем.

На сегодняшний день информационные технологии значительно расширяют возможности педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования и позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. Поэтому основным методом работы по патриотическому воспитанию мы используем метод проектов. За время работы в этом направлении педагогами ДОУ разработаны и реализованы следующие проекты:

  • Деревья – наши зеленые друзья
  • Граждановедение для домовят
  • Родной край и плавание- две составляющих здоровья северянина.
  • Моя маленькая родина в стихах
  • Белая береза
  • Заповедные острова
  • Родной природы малый уголок.

Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно-земледельческий характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.

Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:

  • народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
  • государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города;
  • международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
  • православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
  • бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми.

Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. Большое значение для развития дошкольников имеет организация системы дополнительного образования в ДОУ, которое способно обеспечить переход от интересов детей к развитию их способностей. В нашем детском саду весь спектр дополнительных услуг поделен на три направления:

  • художественно – эстетическое: клубы по интересам «Волшебные ножницы» и «Читалочка», театральный клуб «Радужка»
  • интеллектуально – познавательное: клуб по интересам «Капелька»

Использование инновационных технологий позволило педагогам ДОУ повысить уровень развития детей в художественно-эстетическом и интеллектуально-познавательном направлении . Ежегодно дети ДОУ участвуют в театральном фестивале «Солнечный круг», различных городских экологических проектах и конкурсах.

В ДОУ осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали себя «Дни открытых дверей», спортивные и фольклорные праздники с участием родителей, «Вечера вопросов и ответов»/с участием психолога, логопеда, воспитателя по экологическому воспитании./. Родители принимают участие в экскурсиях, вместе с детьми посещают выставки, музеи. Родители оказывают помощь в оформлении интерьера групп, в ремонте веранд, в благоустройстве территории детского сада.

Вот уже второй год детский сад организует проведение городском Фестиваля творческих работ «Сказание о родном крае. Педагоги, родители и воспитанники детских садов , в этом году и школ города, активно принимают участие в Фестивале. Концертная программа является своеобразным подведением итогов творческих дней Фестиваля. Воспитанники ДОУ с удовольствием поют, танцуют, сочиняют и рассказывают стихи , сказки и рассказы о родном крае, его жителях и тружениках.

В ДОУ проводится планомерная работы по методической тему. Это семинары , смотры-конкурсы, педсоветы и мастер-классы.

Педагоги ДОУ обобщают и распространяют опыт работы по патриотическому воспитанию не только на городском :

  • методические объединения
  • семинары
  • конференции

но и на региональном:

  • МГПУ
  • МОИПКРОиК

и федеральном уровнях:

  • «Открытый урок»

На базе ДОУ прошли методические объединения по патриотическому воспитанию:

  • 2008 год «Путешествие по Кольскому краю»,
  • 2009г. «Синтез искусств в формировании патриотических чувств дошкольников»

Учебно-материальная база ДОУ обеспечивает определённый уровень воспитательно-образовательной работы с детьми. В детском саду собрана программно-методическая литература по всем видам деятельности, научная психолого-педагогическая, детская художественная литература. Систематически ведётся пополнение и обновление учебно-наглядного обеспечения. Воспитательно-образовательный процесс обеспечен учебным оборудованием, техническими средствами обучения. Создаются видео- и фоно- теки.

Работая в данном направлении мы уже достигли результатов:

  • Дети получают необходимые знания о своем городе, области России;
  • Продолжается тесное сотрудничество с родителями;
  • Педагоги повышают педагогическое мастерство;
  • Расширилось сотрудничество детского сада с организациями города;
  • Пополняется музей севера новыми материалами;
  • Детский сад вышел со своим опытом по данной теме на областной уровень.

Планы на будущее:

  • продолжить работу по патриотическому воспитанию;
  • использовать в дальнейшем проектный метод работы;
  • выйти с опытом работы ДОУ на федеральный уровень;

Гражданственность, любовь к Родине, почитание и уважение народных традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуры – все это является для человека очень важным, независимо от того он человек или ребенок.

Презентация.